Модельер, который успел поработать в московском цирке и собрать коллекцию из 70 раритетных наперстков, вот уже пять лет работает на модном рынке Украины
Год назад на весенних «Сезонах моды» наши телезвезды и певицы едва не разорвали на мелкие кусочки за кулисами роскошное платье из новой коллекции Александра Моняка. Так всем его хотелось заполучить. Однако платье должно было достаться только одной: подобные вещи модельер обычно не повторяет, слишком они заметные, яркие, узнаваемые. Двум таким платьям в Киеве будет тесновато. Моняк считает, что даже стилистически похожих нарядов делать нельзя. Поэтому конкурентная борьба между красотками шла серьезная. Остается выяснить, почему девушки так любят Александра Моняка. И его творения. Этим и занялись «ФАКТЫ».
То платье досталось телеведущей канала ICTV Ольге Бурой, которая является давней поклонницей творчества Моняка. Это замшевое платье цвета лосося со вставками из кружева «Солтис», декорированное пластинками и бисером. Рукава в нем съемные, они крепятся на шнуровке. Впрочем, Оля -- не единственная клиентка Моняка из цеха телеведущих. Они почему-то особенно его любят: видимо, потому, что его платья прекрасно выглядят и на экране, и в жизни.
-- С Олей Бурой мы работаем уже три года, -- рассказывает Александр Моняк. -- Оля -- очень обаятельный человек. В ней не нужно было ничего менять, стоило только обаяние перевести в фактуру, цвет, форму. С ней всегда очень легко работать. Мы делали ей и костюмчики с мини-юбкой, и коктейльные, и вечерние платья, и даже матросский, такой игривый, наряд -- брюки, синий топ, бандана на шее. Самым роскошным было черное декольтированное гипюровое платье, расшитое салатным бисером и бисером цвета ванили.
-- На пятилетие канала мы сделали ей красный комплект -- открытую блузу и асимметричную юбку, -- вспоминает Саша. -- Причем блуза была декорирована стразами Сваровски и вышитыми ветками конопли и мака. Это не сразу бросалось в глаза, но подчеркивало, что Катя -- ведущая программы о криминале. Ей, характерной брюнетке, очень идут вещи в стиле фламенко, яркие, а-ля Кармен. Она много двигается, активно жестикулирует, такой итальянский тип женщины. Посему мы делаем ей и удобные джинсовые стретчевые костюмы. Помню, сделали Кате черно-золотую блузу, украсив кистями, которые при движении создавали дополнительную динамику.
С телеведущей СТБ Властой Шовковской мы играем в провокацию -- с провокационной длиной юбок и с прозрачностью тканей. Она внутренне очень смелый человек. Власта может позволить не надевать под шифоновые блузы бюстгальтер. Очень откровенным получился и наряд, состоящий из прозрачной юбки из органзы цвета морской волны и микрошорт под нее ультрабирюзового цвета. Голубой цвет безупречно сочетается с ее рыжими волосами. Власте я делал и вполне классические вещи: белый костюм с черным кружевом, дополненный блузой в гусиную лапку, коктейльное платье к Рождеству с псевдорусским декором. Иногда же хочется увести ее к деловому и романтическому стилю.
Все трое -- достаточно активные клиентки Моняка. Меняют гардероб по сезону -- весной и осенью, плюс отдельные вещи -- к праздникам и мероприятиям. Вообще, «своих» женщин Моняк различает как отдельные стихии или времена года. Судите сами.
-- Оля Бурая -- это солнечный день, поляна, цветы, речка журчит, идиллическая картина, -- продолжает Александр. -- Власта Шовковская -- это красивый рассвет на холмах, первые красные лучи. А Катя Нестеренко -- это чарующая ночь, причем в стиле мамба. Блондинка, рыжеволосая и брюнетка, они разные, как царевны подземного царства на картине Васнецова.
Часто приходится делать вещи за ночь, в запарке -- к официальным мероприятиям. Конечно, швеям приходится туго, но потом переполняет чувство гордости: наша-то лучшая была! Среди моих клиенток -- много именитых дам из мира бизнеса, настоящих деловых леди. Здесь важны крой и посадка, соблюдение пропорций. Эти вещи не столь смелые, как коллекционные, однако и они создают менее консервативный стиль с помощью цвета и фактур тканей.
Семья Рыбчинских, точнее женская ее часть, -- тоже среди клиенток Моняка. Юрий Рыбчинский и сам любит экстравагантные вещи, поэтому все интересуется, когда же Саша начнет шить мужские коллекции. Его жена Александра Рыбчинская любит вещи рафинированные, аристократичные, а невестка Настя -- игривые, темпераментные наряды.
Лично я когда-то наблюдала, как Моняк подбирает вещи для клиенток. Одна очень хотела купить что-нибудь из коллекции, перемеряла все, но модельер решительно и очень мягко объяснил ей, почему в этих нарядах ей будет не то чтобы плохо, но не лучшим образом. Совершенно интеллигентно, как бы делая самые изысканные комплименты, он потом нашел наряд, на который девушка не обратила внимания. Однако именно он подошел ей больше всего. В чем же секрет?
-- Я просто стараюсь посмотреть на женщин глазами недоброй подруги, увидеть все недостатки, -- объясняет Александр Моняк. -- Их и нужно замаскировать -- с помощью цвета, который делает чудеса: увеличивает грудь, уменьшает талию, сужает бедра. Второй пункт: ярче проявить достоинства. Так и лепится образ. Еще нужно учитывать темперамент человека, динамику жестов, мимику. К примеру, человеку подвижному не предложишь что-то строгое, иначе он будет выглядеть, как птица в клетке. То есть одежда не должна кардинально менять человека, а должна подходить ему по формату.
Как же Моняк дошел до жизни такой? Как решил пойти в дизайнеры? В детстве Александр завидовал художникам и архитекторам. Но с геометрией и математикой у него было тяжело, посему с архитектурой не сложилось. Шить начал с тринадцати лет, когда полкласса отправилось на курсы кройки и шитья. Причем пошли большинство мальчиков -- то было время джинсов-»варенок» и карманов-портфелей, а такие вещи купить было невозможно. Подростки тоже хотели быть модными. Вот и шили сами. Моняк проявил недюжинные способности: пока все еще возились с первой парой брюк, Саша пошил три и приступил к рубашке. Так обозначилось его будущее. Потом он решил углубить образование и пошел частным образом учиться ремеслу закройщика. На пороге взрослой жизни Моняк решил немного изменить градус образования -- закончил режиссуру и дизайнерский факультет в Университете культуры и искусств.
В то время Александр уже работал в Москве. А попал туда он вот как. Поехал стажироваться во Францию как декоратор. Его интересовало все: и театр, и цирк. В Париже эскизы Моняка оценил знаменитый российский цирковой режиссер Валентин Гнеушев и пригласил его работать в Москву. И Саша решил уехать. Три года он работал в цирке на Цветном бульваре.
-- Делал сценографию и костюмы для номеров в разных жанрах, -- вспоминает Саша. -- Это был и жонгляж, и хулахуп, и «воздух» -- трапеция, канат, эквилибр, эксцентрика. Параллельно ездил в Санкт-Петербург и в Голландию, оформлял номера для антрепризы. А в Питере параллельно успел поработать ассистентом в Доме моды «Янис Чамалиди» на базе одной из крупнейших в Европе фабрики «Северина». Тогда я понял, что мне интереснее заниматься прет-а-порте.
В Киев Саша вернулся неожиданно, из-за семейной трагедии, когда умер отец, да так и остался. И вот уже пять лет занимается творчеством в Украине, а с 1999 года представляет свои коллекции профессионально -- на «Сезонах моды».
-- Еще в Москве я начал заниматься модой, делал вещи для театральных и цирковых артистов, -- говорит модельер. -- Цирк многое дал мне в ощущении моды: арена ведь -- не сцена, она дает ощущение пространства и объема. Вещь должна смотреться, как скульптура, и должна быть эстетична со всех сторон.
У Моняка, как у всякого дизайнера, есть свой конек -- яркий, насыщенный, тропический цвет. Моняк-колорист не случайно среди любимых дизайнеров числит Лакруа и Унгаро -- за буйство красок. Ему, вслед за мэтрами, не страшны неожиданные смелые сочетания -- розового с салатным, оранжевого с голубым.
-- Наверное, это идет из детства, -- рассказывает Моняк. -- Я помню, как трехлетним мальчиком увидел цветочную клумбу в Гаграх. Она была в безумных -- малиновых, фиолетовых, желтых -- цветах, которые красовались на изумрудных листьях. Они казались восковыми на ярком солнце. Это было потрясением -- цветы назывались портулак. До сих пор вспоминаю эту клумбу, когда у меня плохое настроение. На самом деле палитра моих коллекций очень естественна, как олеандры на итальянских побережьях: они природны, но красота их какая-то неземная, фантастическая. Я хочу с помощью цвета подзарядить людей, дать им ощущение счастья. Цвет -- это ведь психологическая помощь.
Цветовая гамма зависит от сезона. Малиновый с хаки я вижу осенью, весной -- зеленый с оранжевым, шоколадный с аквамариновым. По восприятию цвета Украина ближе к Италии, все-таки 300 лет монгольского ига оставили след в нашем характере. Минимализм и приглушенные краски -- не для нас. В нашем костюме богатая вышивка, алые шаровары, а в менталитете -- задор, веселье. Поэтому украинцам близка палитра той же клумбы портулаков. И я часто выбираю итальянские ткани -- Кавалли, к примеру, с цветочным рисунком.
У Саши есть хобби, непосредственно связанное с профессией. Ремесло портного обязывает его собирать наперстки. Прежняя коллекция в 150 бесценных экземпляров сгинула при переезде из старого бутика, а новую за год помогли собрать друзья. Здесь все наперстки раритетные: есть серебряные с аметистами, антикварные, в форме богини мудрости, совы, туристические сувениры (со всех городов и весей, только Антарктиды нет) с головой барана, с коноплей, с драконами, есть фарфоровые, деревянные и из финифти. Словом, как дизайнер Моняк вооружен до зубов и очень опасен. Будем ждать его новых творений: грядет весна, а с ней много цвета. И, кстати, еще одна любопытная деталь: Моняк всегда заранее узнает у синоптиков, как обстоят дела с погодой. Если весна холодная, делает для своих девушек свитера. Заботится о них. А девушки отвечают ему взаимной любовью.