Події

Чтобы предотвратить заказное убийство, сотрудники сбу загримировали намеченную жертву «под труп» и показали по телевидению

0:00 — 22 лютого 2003 eye 480

Благодаря этому обману удалось задержать заказчика преступления. А то, что ложным сообщением об убийстве были обмануты десятки журналистов и миллионы телезрителей и читателей, правоохранителей, похоже, не волновало

Днепропетровского бизнесмена продолжают прятать даже после задержания организаторов его убийства

Сообщение о том, что убит соучредитель и директор «крупнейшей в Украине компании по производству ликеро-водочных изделий», прошло в СМИ 18 февраля. Телеканалы, в том числе центральные (например, «1+1») показали жуткие кадры: окровавленный человек лежит на полу в частном доме, который он якобы снимал, спасаясь от угроз. Все попытки местных журналистов выяснить какие-то подробности убийства ни к чему не привели. Даже сотрудники бюро судмедэспертизы заявили, что подобного вызова в тот день зафиксировано не было, хотя они в таких случаях обязаны выезжать на место преступления.

«Недоразумение» объяснили через два дня на пресс-конференции начальник Управления СБУ в Днепропетровской области Юрий Самойленко и прокурор области Владимир Шуба: 20 февраля в 4 часа утра в Киеве был арестован заказчик продемонстрированного преступления. Увидев по телевизору «бездыханное тело» своего врага, он вечером передал посреднику оставшуюся сумму вознаграждения, чем и выдал их обоих. В общем, как говорилось в похожей ситуации в сериале «Менты», «панночка померла».

-- Если бы не эта инсценировка, которую мы разыграли с согласия «жертвы» и его жены, заказчик преступления и его сообщники уже давно выехали бы за пределы Украины, -- заявил Юрий Самойленко. -- А поиск их за рубежом и экстрадиция -- дело трудное и долгое. Поэтому, когда Службе безопасности по оперативным каналам стало известно о готовящемся преступлении, мы постарались убедить киллера явиться с повинной и сдать оружие, выданное ему для совершения этого убийства.

Как оказалось, в преступной цепочке были задействованы трое: киллер, посредник и заказчик убийства. Все они -- сотрудники производственно-коммерческой структуры «Арго», которая арендовала мощности на Днепропетровском ликеро-водочном заводе. Завод этот был в свое время одним из крупнейших и известнейших в Украине производителей водки и ликеров, но после того как был сдан в аренду агрофирме «Науковой» и среди ее акционеров оказалась иностранная компания «Аванти», производство пошло на спад и вскоре совсем остановилось. Появившаяся на правах арендатора «Арго» часть мощностей задействовала, но былую славу завода возродить не смогла. Здесь не столько что-то разливали и продавали, сколько боролись за передел имущества между соучредителями. Один из них -- Константин Крупенников -- и помешал кому-то в этом переделе.

-- Совместными усилиями СБУ и прокуратуры и раньше раскрывались очень сложные преступления, -- рассказал Владимир Шуба. -- На этот раз в Днепропетровске был арестован посредник, у которого изъяли фальшивый паспорт на чужую фамилию и пропуск в один из банков, печати Торгово-промышленной палаты и нескольких банков, поддельные акцизные марки. Из пяти тысяч долларов, обещанных за это убийство, три тысячи киллеру уже заплатили в виде задатка, а оставшуюся сумму пообещали после убийства. Каково же было изумление заказчика, когда после демонстрации сюжета по телевидению ранним утром в его киевскую квартиру явился не посредник, а оперативники СБУ и прокуратуры.

Сегодня все участники этой истории находятся в Днепропетровском СИЗО. Им предъявлено обвинение в подготовке к совершению убийства по заказу, за что закон предусматривает лишение свободы на срок от 10 до 15 лет или пожизненное заключение. К счастью, планам убийц помешали правоохранители, но Юрий Самойленко не исключает, что у организаторов покушения был и запасной его вариант, поэтому Константин Крупенников находится сегодня под охраной.

Спектакль от режиссеров-постановщиков в погонах, вообще-то, называется дезинформацией

Днепропетровская инсценировка -- не первый случай использования средств массовой информации «втемную» сотрудниками правоохранительных органов. Многим памятно евпаторийское лжепохищение и имитация убийства депутата Верховного Совета Крыма Николая Котляревского. После показа леденящих душу картинок с окровавленной машиной и разбросанными рядом с ней выбитыми зубами, после рассказов о преступлении сотрудников милиции, которые в тот раз не отказывались комментировать СМИ (в том числе и «ФАКТАМ») это происшествие, депутат предстал на пресс-конференции будто птица-феникс, чтобы обвинить крымского журналиста Владимира Лутьева в том, что он заказал его убийство.

Журналисты, как правило, не против помочь правоохранительным органам, тем более в таком святом деле, как спасение человеческой жизни. Но хотелось бы заметить режиссерам-постановщикам в погонах вот что.

Во-первых, не исключено, что в следующий раз, когда вы в рамках своей оперативной деятельности, как небезызвестный пастух, закричите: «Волки!», реагировать на ваш «сигнал» никто не поспешит.

Во-вторых, подобное театральное творчество в законе называется дезинформацией. А это даже в наше не отягощенное моралью время выглядит некрасиво.

В-третьих, судя по социологическим опросам, средствам массовой информации у нас пока доверяют больше, чем правоохранительным органам. И нам не хотелось бы понижать планку, даже несмотря на то, что, в соответствии с законом о прессе, ответственность за неправдивую информацию несет исключительно должностное лицо, ее предоставившее. А главное -- в Законе «Об информации» значится, что мы ВСЕ имеем право на правдивую информацию.

Комментируя по просьбе «ФАКТОВ» эту ситуацию, председатель Союза журналистов Украины Игорь Лубченко заявил, что он является противником того, чтобы журналистов использовали в различных «играх». «Журналисты не могут быть заложниками ситуации, силовиков, власти. Есть только закон. Нужно, чтобы все происходило в рамках закона. Если вы хотите сделать материал, выступить с какой-то информацией -- договаривайтесь с руководством телеканала, пусть оно дает вам время и определяет, на каких условиях эта информация будет выходить в эфир. Подобные случаи подрывают авторитет и самого телевидения, и силовиков, и тех, кто таким образом пытается использовать средства массовой информации», -- подчеркнул Игорь Лубченко.