Культура та мистецтво

Дизайнер вивьен вествуд, известная тем, что на прием к английской королеве явилась без белья, на днях выпустила на подиум мужчин… С грудью

0:00 — 22 січня 2003 eye 1258

Тридцать лет назад в Лондоне знаменитая скандалистка изобрела новый стиль -- панк

Если вы думаете, что панк -- достижение праздно шатающихся грязных лондонских юнцов, то ошибаетесь. И слово, и стиль придумала леди Вивьен Вествуд, которая, несмотря на свои шестьдесят лет, продолжает шокировать публику неприличными выходками. Так, на днях она выпустила на миланский подиум мужчин, под кашемировыми джемперами которых торчала женская грудь. Итак, знаменитая Вивьен Вествуд не хочет уходить на творческую пенсию. Рановато.

Именно Вествуд панки обязаны гребнем-ирокезом

По словам самой экстравагантной леди в истории моды, в основе ее безумной выходки лежит вполне разумная идея. «Эту идею я почерпнула в стилистике 50-х, -- объяснила она журналистам после показа. -- Образ мужчины в свитере с высоким горлом поверх женского бюстгальтера связан с тем, что мужчины иногда одеваются, как женщины. Также в нем можно усмотреть связь с привязанностью мужчин к груди своей матери -- символу земного тепла. »

Она уже не носит «ирокез», хотя фирменные желтые волосы еще напоминают о тех славных денечках, когда королева панка обесцветила волосы перекисью и зачесала их в гребень, который впоследствии станет визитной карточкой панков.

Первая часть жизни Вивьен -- ничего примечательного. Вивьен Изабель Свайр родилась в городке Дербишир в многодетной семье местного почтальона. Крестилась, училась да и замуж вышла -- за директора танцзала. Работа учительницей и жизнь в провинциальном захолустье не были пределом мечтаний творческой леди, и в 29 лет она сбежала к брату в Лондон, где встретила мужчину своей мечты -- тощего мрачного студента-анархиста по имени Малькольм Макларен. Вместе им было суждено стать идеологами нового стиля.

К тому моменту «Битлз» распались, молодежь ударилась в разброд и шатания, стиль хиппи медленно, но верно устаревал. Нужны были новые формы молодежного бунтарства. В 1973 году с Маклареном Вивьен открыла магазин на Кинг Роуд. После всех рок-н-рольных названий, продажи пластинок и одежды 50-х годов магазин стал именоваться коротко и ясно -- «Секс». Фишкой Вествуд стало использование садомазохистского, винилового, фетишистского стиля секс-шопов. После хипповской эры мира и любви безумный мир устремился к сексу и насилию.

Вскоре Макларен нашел среди музыкантов действительно стоящую команду, вошедшую в историю мировой музыки под названием «Секс пистолс». Вествуд создавала для них вызывающие, остроумные, сексуальные вещи, майки из «рыболовной сети», рубашки из полос ткани, штаны со сшитыми на уровне колен брючинами. Вествуд надругалась над белой классической футболкой, оторвав рукава, распоров плечевые швы и связав лоскуты узлом на спине. Цепи и ошейники, напульсники, кожаные шорты, заклепки, булавки во всех частях тела, майки с провокационными лозунгами -- это тоже ее рук дело, только надписи придумывал Макларен. «Пока «Sex Pistols» и панк-рок были популярны, я и не думала о себе как о модельере. Мы просто открыли магазин, где впервые попытались делать одежду для парней, играющих странную дикую музыку, и их подружек», -- признавалась позже Вествуд.

Сама Вивьен утверждает, что всему научил ее Малькольм, что до него она неправильно разговаривала, почти как героиня пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», не видела ни одной книги, не посмотрела ни одного фильма.

Кстати, нелицемерное отношение к сексу от родителей-скандалистов унаследовали и дети. Первый сын Вивьен по иронии судьбы стал известным режиссером порнофильмов. А второй, уже от Макларена, с которым Вествуд прожила 13 лет и который погнушался дать сынку свою фамилию, выпускает самое провокационное белье в мире под маркой «Agent Provocateur». «Но его белье я не могу носить, -- признается Вивьен. -- Не могу надеть ничего чужого, у меня на чужое будет аллергия». Собственно, этот самый сын, Джо Корре, появился на свет чисто случайно. По-панковски, можно сказать. Шла как-то Вествуд на аборт, денег подсобрала по друзьям, у Макларена «на дело» взяла и вдруг увидела в витрине… пальто. И подумала: вот пальто хорошего у меня никогда не было, когда еще денег столько дадут -- и купила. И «Агент-провокатор» получил право родиться на свет.

Скандал вызвала майка с портретом королевы, у которой на губе красовалась… булавка

Самым скандальным ее творением стала майка с надписью «Боже, храни королеву!» и портретом королевы с проколотой булавкой нижней губой. В то же время Макларен написал песню с тем же названием, которая до сих пор запрещена в Англии. Парочка издевалась над истэблишментом совершенно безобразно, выдержать все это никакого, даже чисто английского терпения не могло хватить. Впрочем, с королевой Англии королева панка все-таки встретилась. В 1992 году Вивьен Вествуд, дважды названная лучшим модельером года, получила из рук королевы Орден Британской империи. Великолепная дама сочла нужным оповестить журналистов о том, что явилась в Букингемский дворец без нижнего белья под платьем. «Ну и что тут такого? Многие женщины не носят нижнего белья». Бедная королева никак не выразила удивления, хотя, очевидно, была возмущена. Это было очередным оскорблением британских традиций после того, как «Битлы» курили в туалетах Букингемского дворца марихуану. Кстати, теперь одежда Вествуд стоит так дорого, что и члены королевской семьи носят ее без зазрения совести.

Третий муж Вивьен тоже стал сенсацией. Почти десять лет назад Вествуд снова решила найти себе мужа-единомышленника и внимательно пригляделась к своим ученикам в Венской высшей школе прикладного искусства. Красавцу-брюнету Андреасу Кронталеру, который был младше Вествуд почти на тридцать лет и заявлял в прессе о своей бисексуальности, эта идея понравилась. С тех пор он сопровождает знаменитую леди по всему миру и решительно участвует в ее творчестве. Нещадная в своей критике по отношению к другим модельерам, Вествуд холит и лелеет муженька: «Андреаса Кронталера я почти не критикую. Хотя никакой скидки на возраст ему не полагается. Просто он единственный из тех, кого я знаю в моде, способен на гениальные решения. Его коллекции внутри моих выглядят так, будто я превзошла самое себя. Ведь моя голова немного устала. А в его голове еще много неосвоенных территорий. »

Предпоследний ее экстравагантный поступок -- позирование обнаженной для модного журнала. Это в свои-то шестьдесят. Силища!

Сама Вествуд всегда против чего-то протестовала: «В хипповские 60-е я использовала в своих работах мотивы пятидесятых. В эпоху длинных волос и рваных джинсовых курток я делала одежду для пижонов, teddy boys, которые вопреки всей моде носили ботинки на «манной каше», бриолинили волосы и слушали рокабилли. Сейчас я тоже постоянно возвращаюсь в неактуальное прошлое, ведь только так можно опережать время!»

В итоге Вивьен взбунтовалась и против панка, когда тот стал массовой модой, и, хотя Версаче и Готье уже в 90-е пытались реанимировать панк, больше не вспомнила о своем детище.

Даже Наоми Кэмпбелл упала с высоких платформ, изобретенных британским дизайнером

Вивьен Вествуд первой перенесла в современную одежду сложный крой прошлых веков, первой вывела на подиумы турнюры, несколько их модифицировав: на ягодицах манекенщиц красовались яркие накладные подушечки. Она первой напомнила эмансипированным дамам, как это сексуально, когда талия затянута, а грудь поднята жестким корсетом. Но ее модели никогда не были точной копией исторического костюма. Она брала привычные вещи, выворачивала их наизнанку, раскладывала на составные части и создавала нечто, до сей поры невиданное.

Сегодня Вествуд, которая нигде не училась и не имеет специального образования, является профессором Высшей школы прикладного искусства в Вене. И специалисты замечают, что ее коллекции, отличающиеся сложным кроем, можно считать произведениями от кутюр. Туфли Вествуд -- отдельная песня. У них всегда огромные платформы и изогнутый каблук в духе века просвещения, бывают -- с носками в виде четырех кошачьих пальчиков, иногда -- с острейшей золоченой шпилькой. Главное, чтобы нога была похожа на копытца Фавна, поясняет сама Вивьен. С 25-сантиметровой подошвы таких туфелек упала даже Наоми Кэмпбелл в 1993 году. Ценители покупают обувь Вествуд в качестве… скульптуры: дома поставишь и любуешься, если боишься упасть.

Ее коллекции изобилуют стилизациями: китовый ус, складные кринолины, пиратские камзолы. Корсеты а-ля 18-й век с глубоким декольте, возрожденные Вивьен, были признаны самым сексуальным открытием моды после изобретения мини-юбок. Кстати, провоцирующая сексуальность -- еще одна отличительная черта творений Вествуд. Ее не раз обвиняли в излишней симпатии к образу девицы легкого поведения. Особенно после случая во время показа, когда один американский миллионер начал раздавать моделям Вествуд, одетым в откровенные наряды и цветные чулки в сеточку, денежные купюры. Больше всех возмущались феминистки. Вивьен в ответ лишь пожала плечами: «Если женщина имеет возможность стать красивее -- зачем от нее отказываться?» «Все мои идеи воспроизводятся другими модельерами в более сглаженной форме, -- констатирует Вествуд. -- Утрированный силуэт, который я создаю, делает свое дело. Влияние моих моделей на моду часто не осознается, в них видят лишь стремление эпатировать публику». И это правда, влияние ее на моду очевидно: с ее легкой руки бюстгальтеры стали верхней одеждой, в качестве тканей стали использовать резину и строчить швами наружу.

Почему в Лондоне одеваются, как хулиганы, и дизайнеры у них такие радикальные? А вот почему. Соседство с Францией никогда не давалось туманному Альбиону легко: соперничество шло во всем -- и в моде тоже. Веками Франция навязывала свои модные веяния, а Англия скромно внимала. Англии надоел этот диктат, и она взбунтовалась, выдав на-гора таких дизайнеров-бунтарей, покоривших и парижские подиумы, как Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Александр Маккуин.

И еще дело в национальном характере. В Англии неприлично удивляться. Не принято. Когда в шестидесятые Лондон становится музыкальной столицей, народ на улицах уже начинает одеваться вызывающе. Сегодня это основной лондонский принцип: одевайся так, чтобы было непохоже, что ты тщательно подбирал, -- гладил и стирал одежду. А начиналось все тридцать лет назад, с решительной женщины Вивьен Вествуд, которую пресса включила в число шести лучших модельеров мира.