Події

«у египетских врачей, приехавших оказывать помощь нашим туристам, попавшим в аварию, были только вата и какая-то коричневая жидкость в бутылке из-под «пепси-колы»

0:00 — 24 січня 2003 eye 260

Несмотря на то, что у граждан, отдыхавших в Египте, была медицинская страховка, воспользоваться ею они смогли только после того, как в дело вмешался украинский консул

Во время праздников в «ФАКТАХ» появилась коротенькая заметка о происшествии в Египте. Скупой строкой информационного агентства в ней сообщалось о том, что автобус с украинскими и российскими туристами столкнулся с грузовиком неподалеку от населенного пункта Рас-Гариб. В аварии пострадали не менее десяти человек. Погибших нет.

Однако эта краткая информация практически не дает читателю возможности оценить размер тех проблем, с которыми могут столкнуться украинские туристы, отдыхающие в стране пирамид. О том, что произошло после аварии, «ФАКТАМ» рассказал пассажир того автобуса, киевский предприниматель Владислав.

«Водитель нашего автобуса был за рулем уже пятые сутки подряд»

-- На Рождественские каникулы наша небольшая компания -- я с женой, мой друг Евгений со своей девушкой Ларисой и еще одна пара -- решили поехать отдохнуть в Египет, -- начал свой рассказ Владислав. -- Приятно после киевских морозов недельку понежиться на берегу теплого моря, посетить знаменитые пирамиды. Когда мы оформляли поездку, нам было обещано, что все будет на самом высшем уровне. Комфортабельный отель на берегу моря, экскурсии, развлечения, русскоязычный гид, который будет сопровождать нас везде, помогая решить все вопросы, а также медицинская страховка, позволяющая нам в случае чего воспользоваться услугами врачей.

В общем-то, пока мы просто жили в отеле, наслаждаясь морем и солнцем, все было относительно в порядке. Неприятности начались, когда мы затеяли поездку в Каир. Наш гид очень настойчиво убеждал нас в том, чтобы мы ни в коем случае не брали экскурсию в городе, где она стоит вдвое дешевле, а только в отеле у принимающей нас египетской турфирмы. Это якобы позволит обеспечить качественное обслуживание и безопасность. Мы послушались его совета и оформили поездку через отель. Тут и начались наши неприятности: при подписании документов гид ухитрился стащить у Евгения мобильный телефон.

Экскурсия из Хургады в Каир длится почти сутки. Начинается она около трех часов ночи и к часу следующей ночи планируется возвращение в отель. В план экскурсии входит посещение пирамид, Каирского музея и нескольких магазинов, где вам попытаются втридорога всучить папирусы, золото или ароматические масла. Причем если по каким-либо причинам экскурсия выбилась из графика, то пожертвуют скорее достопримечательностями, чем этими коммерческими визитами. Мы встречали, например, туристов, которым пирамиды показали из окна автобуса.

Все время экскурсии автобус ведет один шофер (такого понятия, как сменный водитель, у них вообще не существует). Причем за сутки у него нет возможности отдохнуть, кроме полутора часов, когда туристы находятся в Каирском музее. Считается, что водитель работает через день: сутки ездит с туристами, сутки отдыхает. Однако в сезон (а сезон у них зимой, так как летом стоит невыносимая жара) водители стараются заработать как можно больше денег, поэтому нанимаются сразу в две фирмы. Закончив экскурсию в одной, сразу, вместо того чтобы взять выходной, отправляются в путь с другой. Например, шофер нашего автобуса, как потом выяснилось, работал пятые сутки(!) подряд.

Естественно, при такой организации работы на дорогах постоянно случаются аварии. За неделю, когда мы были в Египте, там произошли три крупные автокатастрофы. Пятого января такси с российскими туристами врезалось в автобус с бельгийцами. Погибли шесть человек. А на следующий день после нас перевернулся автобус с чешскими туристами. Четырнадцать раненых. Ну и, наконец, наш случай. Впрочем, как мы поняли, египетские власти стараются не афишировать эту информацию.

Ночью несколько десятков автобусов со всей Хургады собрались в колонну и в сопровождении вооруженного конвоя двинулись в сторону Каира. Водители на протяжении всего пути развлекали себя тем, что выезжали на встречную полосу и пытались обогнать впереди идущие автобусы. Смысла в этом нет никакого, так как покинуть колонну автобус не может. Когда на встречной полосе появлялась машина, автобус «бросался» назад в колонну, где для него часто не было места, и втискивался между другими машинами буквально за мгновение до катастрофы. Все это происходило на скорости около ста километров в час.

«Когда наш знакомый попытался сфотографировать разбитый автобус, водители стали отнимать у него фотоаппарат»

-- Экскурсия прошла благополучно, -- продолжает Владислав. -- Однако обратно в Хургаду наш автобус почему-то возвращался один, без конвоя. Ехали на большой скорости. Стрелка спидометра машины неподвижно лежала на крайней отметке шкалы -- 120 километров в час. Весь переезд предполагал всего две остановки -- на заправке, недалеко от Каира, и в кафе посреди пустыни, где водитель мог подышать свежим воздухом. Но это не помогло. Примерно через час после последней остановки автобус на полной скорости врезался в грузовик, груженный луком. От удара была полностью смята передняя часть автобуса. Погибли на месте водитель и экскурсовод из Казахстана.

Тех, кто сидел на местах у прохода, ударом выбросило вперед. Мне пришлось возвращаться на несколько рядов, чтобы добраться до своей жены. Она, к счастью, пострадала не очень сильно. А вот Лариса, девушка Евгения, не могла подняться со своего места. У нее страшно болела спина. Они кричала от боли и не могла встать.

Вместе с другими пассажирами мы сумели открыть среднюю дверь автобуса. Те, кто мог ходить, вышли сами. Тяжелораненым потребовалась помощь. Мы с Евгением вынесли из автобуса Ларису и положили на землю.

Немного придя в себя, наш товарищ взял фотоаппарат и начал снимать разбитый автобус. Вдруг его схватили двое арабов -- водителей автобусов, остановившихся у места аварии, -- и стали отнимать фотоаппарат. Он пытался объяснить им, что не хочет ничего плохого и фотографирует не для прессы, а для своей страховой компании. Но они продолжали вырывать аппарат и тащить нашего знакомого в пустыню (все происходило ночью, почти в полной темноте). В конце концов, чтобы вырваться, ему пришлось открыть аппарат, вытащить пленку и отдать водителям.

Скорая приехала минут через сорок. Тяжелораненых погрузили на машины и повезли в больницу города Рас-Гариба. Там нас некоторое время продержали в приемном отделении без помощи. Кроме Ларисы, сильно пострадала пара из Петербурга. Они сидели на передних местах автобуса. У мужчины было изрезано лицо и сложные переломы обеих рук. У женщины -- сложный перелом. Она умоляла сотрудников больницы дать ей обезболивающее. Но в течение полутора часов они этого не делали.

Ларисе сделали рентген позвоночника и «успокоили», сказав, что с ней все о'кей -- она просто в шоке. Через четыре часа из Хургады приехала скорая помощь, которая должна была отвезти нас в тамошний госпиталь. Мы просили водителя не ехать быстро, так как у женщины, по всей видимости, поврежден позвоночник. Несмотря на это, он так несся, что во время экстренного торможения на встречной полосе сбил полицейское ограждение.

Нам пришлось всю дорогу держать носилки, чтобы хоть как-то смягчить тряску. К тому же при резких поворотах и торможениях они просто могли свалиться на пол.

Уже по прибытии оказалось, что в Рас-Гарибе в машину не положили карточку и рентгеновский снимок, несмотря на то, что мы неоднократно просили об этом сотрудников больницы и они заверяли, что все сделают.

«У Ларисы оказался компрессионный перелом позвонка»

-- Приехав в госпиталь, мы вынуждены были самостоятельно занести носилки внутрь, -- вспоминает Владислав. -- Там выяснилось, что наши гиды, несмотря на обещания, еще не приехали. Через некоторое время они появились и принялись убеждать нас, что здесь оставаться не следует, нужно ехать в медицинский центр при гостинице, где Ларису обслужат качественно и дешево. При этом они попытались усадить ее в обычный автомобиль со словами: «Пусть встает и идет в машину». Мы же настаивали на том, что ей необходим специальный автомобиль, в котором можно перевозить лежачих больных. После долгих препирательств появилась скорая помощь и за 15 минут довезла нас до отеля. Водитель, посовещавшись с гидом, запросил за эту услугу 120 фунтов (около 140 гривен). Квитанцию на эти деньги он отказался выдать категорически.

В медицинском центре Ларисе сделали еще один рентген, для чего нам самим пришлось носить ее с этажа на этаж по узкой, совершенно не приспособленной для переноски лежачих больных, лестнице. Изучив снимки, доктор сказал, что у нее компрессионный перелом позвонка и ей понадобится помощь квалифицированного нейрохирурга.

После осмотра больной возник вопрос об оплате услуг центра. Оказалось, что мы должны 575 долларов. Предъявленный нами страховой полис сотрудникам центра не понравился. Они сказали, что это плохая страховая компания, которая может не заплатить денег. Поэтому нам придется рассчитаться наличными, а потом уже самим улаживать вопрос с компанией.

Мы при помощи киевских друзей связались со страховой компанией в Киеве, и она подтвердила, что оплатит наше обслуживание. Однако в медицинском центре нам объявили, что согласие украинской фирмы не имеет значения -- нужно, чтобы оплату подтвердила египетская компания -- ассистент нашей. (Дело в том, что украинские страховые компании не держат в Египте своих сотрудников, которые занимались бы подтверждением страховых случаев, расчетами с медицинскими учреждениями и так далее. Они заключают договоры со специализированными фирмами, которые должны выполнять эту работу и называются ассистентами. ) Однако в компании-ассистенте наотрез отказались подтвердить оплату и объявили, что нужно платить наличными. В общем все действия египетских медиков и страховщиков были направлены на то, чтобы любыми способами получить от нас деньги.

«Медики сказали, что никакой справки мы не получим, пока не заплатим наличные»

-- На следующий день у нас были билеты в Киев. Однако в связи с травмой Лариса не могла ехать на обычном сиденье, -- говорит Владислав. -- Врач сказал, что транспортировать ее можно только в лежачем положении, а для этого нужно занять в самолете по крайней мере три места. Нам объяснили, что начать для нас поиск этих мест ассистирующая компания может только на основании медицинского заключения, а медики объявили, что никакой справки мы не получим, пока не заплатим наличные.

Все эти переговоры мы вели без участия обещанных рекламой русскоязычных гидов: как только у нас возникли сложности, они исчезли и больше не появлялись. Пришлось прибегнуть к английскому языку, который я неплохо знаю. Вообще же, если бы не английский, не мобильный телефон, на который в процессе всех переговоров мне пришлось потратить около восьмисот долларов и не помощь друзей в Киеве, думаю, мы вообще бы из Египта не выбрались.

В конце концов мы поняли, что ситуация безвыходная, и обратились к украинскому консулу в Каире. Консул Вячеслав Лузин откликнулся на нашу просьбу о помощи и утром следующего дня приехал в Хургаду. К этому времени у нас уже был на руках медицинский отчет: ночью в отсутствие директора центра над нами сжалилась сотрудница больницы и выдала этот документ.

Консул занялся переговорами с египетской ассистирующей компанией. Поначалу ему ответили, что если у нас есть вопросы, то мы можем «подъехать» в Каир (480 километров) и вместе с ними эти проблемы решить. Однако консул добился того, что компания подтвердила оплату медицинских услуг украинским гражданам, правда, сопроводив это оговорками: мол, она платит свои деньги и фактически нам их дарит. Через некоторое время украинская сторона нашла для Ларисы три места на рейс другой авиакомпании в тот же день. Евгению, который должен был ее сопровождать, пришлось купить билет за свои деньги (120 долларов).

Нам пообещали, что к самолету нас отвезет «скорая» с врачом, который проследит за тем, чтобы Ларису правильно занесли в салон и уложили на сиденья. Однако в положенный час прибыла машина с шофером и санитаром, но без врача. Водитель и санитар не говорили даже по-английски. К счастью, врач медицинского центра оказался порядочным человеком и согласился сопровождать нас до самолета.

Чтобы помочь Ларисе перенести боль при перевозке, ей надо было сделать обезболивающий укол. Правда, анальгетики девушке уже не помогали, а из сильнодействующих препаратов у них был только морфий. После долгих препирательств нам сказали, что в сейфе у директора есть одна ампула хорошего препарата, но он ее отдать не может, так как потом ее трудно списать. Правда, есть один выход -- мы можем купить ампулу за 50 долларов (после этого ее, видимо, будет легче списать).

Сегодня Лариса находится в киевской больнице, ей предстоит операция. А мы ищем квалифицированного адвоката, который помог бы нам компенсировать потери и отсудить у египтян деньги на лечение.

«Сотрудник центра дайвинга приехал «отдавать деньги» с целой бандой головорезов»

-- Кстати, в день отъезда у нас произошел еще один любопытный и весьма характерный для египетского быта случай, -- вспоминает Владислав. -- На этот день у нас был назначен дайвинг (ныряние с аквалангом). Мы уже сделали за него предоплату -- 150 долларов. Правда, заказали «левым» способом -- у сотрудника центра дайвинга, некоего Али. Естественно, ни о каких развлечениях тогда мы уже думать не могли, поэтому я позвонил Али и сказал, что мы не сможем поехать, у нас несчастье. Не успел я закончить предложение, как он заорал в трубку: «А как же мои деньги? Я уже за все заплатил!» И дал понять, что не только не может идти речь о возвращении задатка, но и мы ему еще остались должны.

Мы обратились к гиду с просьбой помочь нам вернуть хотя бы часть денег, уплаченных за дайвинг, раз уж он все равно не участвует в решении медицинских и страховых вопросов. Уже через пять минут снова звонит Али и кричит, что мы хотим создать для него большие проблемы, что не нужны ему наши жалкие деньги, и приглашает приехать в городской «Макдоналдс», чтобы «обсудить наши дела». Я ответил, что в город не поеду -- не до этого, а если он хочет отдать деньги, то может подъехать в отель.

Вскоре он снова позвонил и сказал, что к отелю приехал его друг Ахмед, но внутрь заходить боится, поэтому мне надо выйти за деньгами на улицу. Мы вышли вместе с товарищем и видим, что перед отелем стоит огромный мужик, а за ним -- два микроавтобуса, из которых выгружаются человек шестнадцать головорезов. Мой товарищ остался стоять рядом с воротами отеля, чтобы в случае чего позвать охрану, а я подошел к Ахмеду за деньгами. Он говорит: «Пошли в микроавтобус, поговорим. И пусть друг твой тоже с нами идет». Я отвечаю: «Чего говорить, тебе поручено отдать деньги, вот и давай». Так мы препирались несколько минут, а в это время парни из микроавтобусов взяли нас в кольцо. В общем, самая настоящая бандитская «стрелка».

Спасло нас то, что в это время появился директор дайвинг-центра -- молодой человек небольшого роста. Он подбежал к Ахмеду, ткнул в него пальцем: «Ты идешь со мной!» Остальные молодчики мгновенно исчезли. Перепуганного бандита завели в отель. Через пять минут явился и Али. Директор дайвинг-центра поговорил с ними и попросил нас подтвердить, что нам действительно был обещан дайвинг, а не рыбалка, как утверждали провинившиеся. Мы подтвердили, он вытряс из Али нужную сумму и отдал нам. Понятно, что интересовала его не справедливость, а защита своего бизнеса от «леваков». Али больше не звонил. Не знаю, что с ним стало. Сотрудники отеля сказали, что после этого случая его, скорее всего, убьют.

«Никаких обезболивающих нам не давали -- раны зашивали просто по живому, причем обычными черными нитками»

Владислав и Евгений -- не единственные украинцы, пострадавшие от действий египетских медиков и страховщиков. Своими впечатлениями от обслуживания в Египте поделился с нами еще один участник той злополучной экскурсии -- житель Днепропетровска Александр Кирпенко:

-- В аварии мы с женой получили серьезные ранения: у меня был очень глубоко рассечен подбородок, а у супруги -- почти оторван нос. Нам требовалась помощь хирурга, поэтому, когда приехала скорая помощь из Рас-Гариба, мы обратились к врачам. Однако у них из медикаментов оказалась только вата и какая-то коричневая жидкость в бутылке из-под «Пепси-колы». Нас погрузили в машину и вместе с другими ранеными повезли в больницу. Там нас не повели в операционную, а, уложив в обычной палате на соседние кушетки, принялись зашивать раны. Никаких обезболивающих не давали -- шили просто по живому, причем суровыми черными (!) нитками. Жену буквально трясло от боли. При этом хирурги даже не потрудились надеть стерильные перчатки, а работали голыми руками.

К счастью, хоть денег за это медицинское «обслуживание» нам платить не пришлось. Страховка сработала, правда, только после вмешательства украинского консула Вячеслава Лузина.

Нос жене пришили неправильно, ей стало трудно дышать. Приехав в Днепропетровск, мы обратились к нашим хирургам, и они попытались хотя бы немного исправить положение: сняли черные нитки, наложили нормальные швы. Однако ткани к этому времени уже частично срослись, поэтому жене для восстановления формы носа понадобится пластическая операция. В клинике пластической хирургии нам сказали, что сейчас пока резать не стоит -- можно сделать еще хуже. Пусть нос срастется, а потом можно будет делать операцию.

Проблема еще в том, где взять деньги на операцию. Выяснилось, что медицинская страховка, оформляемая при выезде за границу, действует только за пределами Украины. Когда раненые туристы приезжают домой, за дальнейшее лечение платят уже из своего кармана.

Я звонил в египетскую туристическую компанию, организовавшую экскурсию, и сказал, что намерен подать на них в суд, чтобы компенсировать свои потери. Те ответили: «Пожалуйста». Только в этом случае они тоже будут подавать в суд на транспортную компанию, предоставившую автобус. А у транспортной компании есть контракт с водителем, согласно которому за все увечья, нанесенные пассажирам, отвечает он. А водитель умер на месте. И по египетским законам виноватого теперь нет и дело закрывается. Получается, что и судиться мне не с кем.

P. S. Когда этот материал был уже готов к печати, информационные агентства распространили сообщение об очередной дорожной аварии в Египте. Автобус, следовавший из Шарм-аль-Шейха в Табу, съехал с дороги и перевернулся. Погибли двадцать человек. Еще столько же пассажиров получили тяжелые травмы. По заключению египетской полиции, причиной аварии стало превышение скорости.