Эту непростую миссию успешно выполнил народный депутат Украины Сергей Пересунько благодаря своей последовательной позиции в отстаивании мирного разрешения конфликта между Багдадом и Вашингтоном
Командующий бригадой морской авиации США 33-летний капитан-лейтенант (по армейской иерархии это звание приравнивается к генеральскому) Майкл Спайкер был сбит вскоре после начала в 1991 году операции «Буря в пустыне». Однако его судьба (к сожалению, оказавшаяся трагической) оставалась неизвестной в течение десяти лет. И только благодаря украинскому парламентарию, лидеру партии «Социал-демократический союз» Сергею Пересунько, родственники летчика получили подтверждение его гибели. Эта история приобретает свою актуальность именно сегодня, поскольку боевые самолеты США и Британии вновь готовы начать бомбежки Ирака.
Американскому военно-морскому летчику Майклу Скотту Спайкеру было суждено войти в историю как первой жертве войны в Персидском заливе. Его самолет F-18 сбили в западной части Ирака в первые часы этого вооруженного конфликта. Офицеру Спайкеру было 33 года. Командование ВМС США в течение нескольких месяцев пыталось найти причину гибели летчика. Главная версия предполагала, что его самолет сбит иракской ракетой класса воздух-воздух, но никаких доказательств, подтверждающих этот факт, у американцев не было.
Отец Майкла Уоллас Спайкер не сомневался, что его сын выжил. Он ждал возвращения сына даже спустя годы, все время пытался выяснить его судьбу. Сначала семья летчика получила уведомление о том, что он «погиб в бою -- тело не найдено». Но затем эта формулировка была изменена. Майкла Спайкера перевели в категорию пропавших без вести. Произошло это уже после окончания войны в Персидском заливе, когда иракская сторона передала США человеческие останки (в официальных документах, хранящихся в Пентагоне, записано: «1,5 фунта человеческой плоти») американского пилота по имени Майкл. Багдад считал, будто это и был погибший офицер Спайкер. Однако проведенные тесты ДНК дали отрицательный результат. В Пентагоне тут же решили, что Ирак умышленно обманывает, чтобы скрыть истинную судьбу исчезнувшего пилота.
Эти предположения резко изменили жизнь близких Спайкера. Во-первых, они не знали, что же случилось с Майклом. Во-вторых, лишились права получать различные денежные дотации, полагающиеся семье офицера, погибшего в бою. В-третьих, миссис Спайкер, мать троих детей (когда погиб отец, им было от двух до одиннадцати лет), лишалась статуса вдовы и не могла выйти замуж второй раз.
В 1993 году имя Спайкера вновь замелькало в американских масс-медиа. Группа офицеров из Катара охотилась в тех местах, где в январе 1991 года пропал самолет F-18. Охотники наткнулись на его обломки. Они немедленно сообщили о своей находке в Пентагон. С помощью спутника-шпиона американцы получили достаточно четкие снимки указанного охотниками места. На фотографиях были отчетливо видны обломки F-18, а также некий знак, явно выложенный человеческими руками.
Боевые товарищи Спайкера решили: Майкл выжил и, зная, что его будут искать, оставил тому доказательство на месте падения самолета. Они стали требовать проведения секретной поисковой операции. Был даже разработан ее подробный план. Однако его «зарубил» генерал Джон Шаликашвили, занимавший тогда пост начальника генштаба. Он не верил в то, что пилот еще жив. Тем, кто ратовал за проведение операции, генерал отрезал: «Я не хочу потом писать родителям наших парней, что их сыновья погибли в далекой пустыне, ища там старые кости!» Шаликашвили подвергся резкой критике со стороны многих американских офицеров, которые считали, что найти пропавшего без вести и вернуть его домой, живым или мертвым, -- это воинский долг.
4 января 1995 года министр обороны США Уильям Перри сообщил госсекретарю США Уоррену Кристоферу о том, что следует официально запросить Багдад о судьбе офицера Спайкера, использовав для этого каналы Красного Креста. 1 марта того же года Красный Крест поставил в известность Вашингтон о том, что Ирак готов сотрудничать в этом вопросе. Поисковая спецгруппа вылетела в Ирак в декабре, два года спустя после находки, сделанной офицерами из Катара. На месте гибели F-18 действительно были найдены обломки самолета и никаких человеческих останков!
После этого в 1997 году судьбой Майкла Спайкера пытались заниматься два американских сенатора -- Род Грэмс из Миннесоты и Роберт Смит из Нью-Гемпшира. Они запрашивали Пентагон, американские разведслужбы, но так и не получили однозначного ответа.
Прошло еще три года, но сведений о судьбе капитан-лейтенанта по-прежнему не было. Зато ходили слухи, поступавшие якобы от разведок, будто Спайкер томится в застенках. Можно понять отчаянное положение семьи летчика, измотанной неведением. Наступила пора президентских выборов, и жена Спайкера обратилась к Бушу с просьбой положить конец многолетней неосведомленности. Будущий президент пообещал сделать все возможное.
В начале 2001 года представители Белого дома от имени уже президента Буша обращаются к украинскому парламентарию Сергею Пересунько.
-- Почему именно к вам, Сергей Иванович?
-- Американцы знали, что я хорошо знаком с вице-президентом Ирака Тариком Азизом. В наших беседах одной из главных тем, кроме восстановления экономического сотрудничества между Ираком и Украиной, была тема бессмысленности и вреда санкций для иракского народа. Тарик Азиз хотел, чтобы я как нейтральный политик своими глазами убедился и рассказал об этом американцам. От 12-летней блокады в упадок пришла не только экономика, но и вся социальная инфраструктура, и в первую очередь здравоохранение. В больницах нет современного оборудования, а старое вышло из строя, не хватает необходимых лекарств, нечем спасать новорожденных детей, их матерей. Ведь деньги от иракской нефти (а это более 60 млрд. долларов) лежат в американских банках, и распоряжается ими 661-й комитет ООН, следящий за соблюдением режима санкций. Одним словом, моя позиция была известна и иракскому, и американскому руководству.
-- Вы сразу согласились выполнить столь деликатную миссию?
-- Некоторые опасения были. Я хоть и в хороших отношениях с Тариком Азизом, но просить пришлось от имени врага Ирака. Ответная реакция могла быть трудно прогнозируемой по последствиям лично для меня. Ведь могли подумать, что американцы шпиона заслали. И тем не менее в очередной приезд в Багдад я попросил господина Азиза прояснить судьбу капитан-лейтенанта Спайкера.
-- Вы прямо об этом спросили его?
-- Да, я смотрел ему в глаза и видел, как расширялись его зрачки. Но он быстро успокоился и говорит: «А почему украинского сенатора беспокоит судьба американского офицера, который являлся нашим заклятым врагом?» Я все подробно объяснил, и он пошел мне навстречу. На следующий день господин Азиз пригласил людей, которые нашли сбитый самолет и останки пилота. Принесли акты. Копии дали мне, и я отвез их в Вашингтон. Эти люди рассказали, что только на девятый день поисков они нашли обломки двух сбитых самолетов и небольшие фрагменты человеческого тела. Но идентифицировать их уже не представлялось возможным. Американцам были переданы сохранившиеся фрагменты плоти. Но они принадлежали не Спайкеру, а пилоту второго сбитого самолета. Американцы посчитали, что их сознательно обманывают и не хотят отдавать плененного летчика. Тарик Азиз говорил мне: «Да зачем же мы держали бы его столько лет?! Был бы он живой, обязательно вели бы переговоры».
Мои объяснения и предъявленные документы наконец поставили точку в судьбе капитан-лейтенанта Спайкера. После этого от Министерства обороны США я получил предложение возглавить с украинской стороны комиссию по выяснению судеб пропавших без вести военнослужащих, участвовавших в военных конфликтах периода холодной войны.
-- Вы встречались с вдовой погибшего летчика?
-- Меня познакомили с ней после пресс-конференции в Национальном пресс-клубе США. (Кажется, я там выступал первым среди украинских политиков. ) Судьба женщины и ее детей круто изменилась после того, как удалось установить, что летчик погиб в бою. По закону семье героя положены серьезные социальные гарантии.
-- Как вы считаете, удастся избежать новой войны в Ираке?
-- Нет же причин, кроме одной: неизрасходованного военного бюджета США. У Ирака нет оружия массового уничтожения, и американцы это знают. У Ирака есть нефть, которая и так продается по более дешевой цене, чем на мировом рынке. И эта нефть почти вся идет в США. Остается только пропагандистская риторика. Но из-за этого нельзя посылать людей на гибель и повторять судьбу Спайкера.
-- Вы встречались с Саддамом Хусейном?
-- У меня была одна встреча с ним. И знаете, о чем он спросил? «Как такой древний и мудрый народ, как украинцы, могли добровольно отказаться от ядерного оружия? Ведь из-за него страны идут на огромные жертвы, а вы сами отказались. Не понимаю. » Он так и сказал: древний народ, подразумевая глубокие корни украинцев. А Тарик Азиз открыл неизвестную мне страницу нашей истории. Оказывается, когда-то Ирак и юг Украины были в одном государстве -- Османской империи. Азиз очень хорошо знает историю нашей страны.
-- Теперь вы восстанавливаете утраченные исторические связи?
-- Когда я узнал, что до 1991 года Украина зарабатывала в Ираке до 3 млрд. 400 млн. долларов ежегодно, то был поражен. Тут в разные годы работали от 40 до 60 тысяч специалистов из Украины. В 1991 году санкции ударили не только по Ираку, но и по Украине. В последующие годы товарообмен был сведен к нулю. Почему Украина оказалась наиболее пострадавшей после операции «Буря в пустыне»? Почему никто и не подумал компенсировать столь огромные потери молодому государству, которое только становилось на ноги? Украина в Ираке занималась нефтедобычей, строила заводы, электростанции. В Ираке работали наши строители, инженеры, врачи, преподаватели. За три последних года нам удалось немного восстановить утраченное. В прошлом году Украина заработала в Ираке около 400 млн. долларов. Это в десять раз меньше, чем было, но все-таки что-то. А начинали мы с откровенного противодействия. Когда мы решили впервые полететь в Багдад на своем самолете Ан-38, чтобы показать его иракцам (после войны у Ирака отобрали все самолеты), нас в ООН предупредили: вас могут сбить, мы не даем гарантий. Но ведь и запрета на полеты в Ирак не было! И это оказался первый прорыв и настоящий праздник в Багдаде. За восемь лет Ан-38 был первым самолетом, приземлившимся на иракской земле.
Наши делегации политиков и бизнесменов за последние годы были в Ираке более двух десятков раз. Это дает свои результаты. Я лично для себя сделал вывод, что Украина может утвердить себя как сильное европейское государство, если научится жестко отстаивать свои интересы во всех регионах мира. И прежде всего там, где у нас есть давно сложившиеся отношения, как, например, в Ираке.