Політика

Правительство приняло программу, которая должна удовлетворить аппетиты международных борцов с теневым оборотом средств

0:00 — 31 січня 2003 eye 223

Между тем последней страной, решившей прислушаться к рекомендации FATF проявлять предельную строгость в расчетах с украинскими партнерами, стала Швейцария, на финансовые учреждения которой приходится около трети всего оффшорного банковского рынка…

Как и было обещано, правительство делает все, чтобы убедить Международную организацию по борьбе с отмыванием средств, полученных незаконным путем, в своем стремлении бороться с теневым оборотом финансов. Впрочем, желание у отечественных чиновников было всегда, а вот до отработки необходимых для этого механизмов они не дошли. Полагались, очевидно, на инициативы законодателей, которые должны были бы уже как минимум два года назад утвердить соответствующие правила.

Кабмин залатал дыры, оставленные парламентариями в «антиотмывочном законодательстве»

Именно в 2000 году международные борцы с отмыванием денег включили нашу страну в так называемый черный список государств, закрывающих, образно говоря, глаза на незаконные финансовые операции. Но Верховная Рада и тогда, и сейчас демонстрировала свою занятость отличными от этой проблемами. В результате впервые в истории существования FATF эта организация дала команду «Ату!». Она рекомендовала своим членам -- двадцати девяти ведущим государствам мира -- быть предельно осторожными в финансовых отношениях с украинскими партнерами и при случае или необходимости вообще отказываться от сотрудничества.

О намерении следовать этим советам заявили уже 9 стран. Когда же это произошло, Верховная Рада второпях приняла и закон, и рекомендованные FATF поправки. Правда, даже после этого механизм борьбы с отмыванием денег так и остался непонятен, то есть четко не определен. Поэтому за работу принялось правительство. На всех уровнях и при любой возможности министры, госсекретари, дипломаты ведут переговоры и с FATF, и с отдельными ее членами о благосклонном отношении к нашей стране. В правительственных же кабинетах не прекращается работа над программой, главная цель которой -- залатать дыры, оставленные парламентариями в «антиотмывочном законодательстве».

Практически через две недели после парада заявлений о применении финансовых санкций в отношении Украины на стол премьер-министра легла долгожданная программа противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. О том, что на днях она была одобрена и утверждена Кабинетом министров, журналистам сообщил руководитель Государственной налоговой администрации Юрий Кравченко. По его словам, принятие этой программы отражает отношение Украины к решению проблемы. А именно: наша страна создает целостную систему государственного контроля за сомнительными или крупными финансовыми операциями. В связи с чем будет разработан порядок идентификации банками клиентов, подачи информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, о противодействии деятельности предприятий с признаками фиктивности, а также упорядочены внешнеэкономические операции с нерезидентами в оффшорных зонах.

Будет ли этого достаточно, чтобы в середине февраля на заседании членов FATF рекомендации по поводу крайне подозрительного отношения ко всем финансовым операциям, в которых фигурирует Украина, были отменены, пока неизвестно. Дело в том, что многие наблюдатели связывают введение санкций больше с политической, нежели с экономической конъюнктурой. Ведь нашу страну с очень большой натяжкой можно приравнять к традиционным оффшорам или к государствам, где отмываются наркоденьги. Тем не менее общеизвестные центры, практикующие подобные шалости, FATF своим вниманием обошла. Более того, последней в списке стран, объявивших о намерениях следовать рекомендация этой организации по поводу тщательного контроля финансовых операций с Украиной, стала Швейцария, являющаяся признанной банковской столицей мира и самым закрытым относительно информации финансовым центром Европы.

Швейцария -- не только банковская столица мира, но и надежное укрытие для «грязных» денег?

Международная организация по борьбе с отмыванием денег поставила «отлично» действующему в Швейцарии антиотмывочному законодательству. И это при том, что факт уклонения от налогов здесь не рассматривается как преступление. В октябре 2002 года чиновники Евросоюза, требующие от Швейцарии повышения прозрачности банковских вкладов нерезидентов, так и не смогли скоординировать свои действия, что позволило сохранить тайну вкладов. Местные власти убедили своих соседей по Европе, что они введут 15-процентный налог на прибыль от вкладов, принадлежащих жителям ЕС. Однако при этом речь не идет о раскрытии имен владельцев вкладов.

Швейцария так рьяно отстаивает свои завоевания, в том числе и звание банковской столицы мира, по той простой причине, что на нее приходится около 6% всего европейского банковского рынка, обслуживающего богатых людей, которые предпочитают держать капиталы подальше от налоговых властей своей страны. Клиенты же из политически нестабильных стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Центрально-Восточной Европы находят здесь как нельзя более надежное пристанище собственным капиталам. При этом, в отличие от большинства других стран, имеющих только один финансовый центр, у Швейцарии их четыре: Женева, Цюрих, Базель и Лугано, плюс определенное количество специализированных «налоговых гаваней», таких, как Зуг и Швитс. Естественно, не остается незамеченной и близость таких всемирно известных оффшоров, как Лихтенштейн, расположенный всего в часе езды от Цюриха, и Кампионе, отделенный от Лугано лишь переправой. Это объясняет, почему Швейцарии не так легко будет избавиться от статуса «надежного укрытия для «грязных» денег». По официальным данным, обнародованным в журнале «Мировые дискуссии», на банки Швейцарии приходится около трети всего оффшорного банковского рынка по работе с физическими лицами. Тем не менее мировая общественность в лице FATF предпочитает бороться с незаконной легализацией украинских средств, что косвенно подтверждает политический, а не экономический характер введенных в отношении отечественных финансовых структур санкций.