В ближайшее время вступит в силу закон, который позволит людям накапливать деньги себе на пенсию
Уже очень скоро, возможно, сразу после Нового года, в Украине начнет действовать новая пенсионная система. Кроме привычного государственного Пенсионного фонда, выплачивающего всем приблизительно одинаковые пенсии, появятся еще два уровня пенсионного обеспечения: обязательное государственное пенсионное страхование (часть пенсии будет зависеть от суммы пенсионных взносов работника) и негосударственные пенсионные фонды.
Закон о негосударственных пенсионных фондах уже принят в первом чтении и, не исключено, что уже на нынешней сессии будет принят окончательно.
Прокомментировать законопроект «ФАКТЫ» попросили одного из его авторов, первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Виктора Капустина.
-- Многие считают, что вложение денег в Украине -- вообще рискованное дело. А в пенсионные фонды -- и подавно. Ведь деньги платишь сегодня, а получать их будешь спустя десятилетия. Как предполагается убедить людей в том, что новым пенсионным фондам можно доверять?
-- При разработке закона мы, безусловно, учитывали негативный опыт, накопленный украинскими гражданами в 90-е годы. Поэтому постарались максимально проработать именно ту часть законопроекта, которая касается обеспечения надежности вложения средств. Вся власть в пенсионном фонде не может принадлежать какой-то одной компании или частному лицу. Общее руководство фондом осуществляет его совет. В него входят представители учредителей фонда. Совет определяет стратегические направления работы и заключает договоры с рядом учреждений, необходимых для работы фонда. В первую очередь, это администратор фонда -- компания, которая осуществляет ежедневное техническое руководство, ведет счета вкладчиков. Далее -- компания по управлению активами. Она занимается вложением средств, собранных фондом, в бумаги или материальные ценности, которые должны принести прибыль фонду и его вкладчикам. Третье предприятие -- хранитель фонда. Это банк, в котором сберегаются все средства фонда. По указаниям администратора и компании по управлению активами банк покупает или продает активы, принимает взносы и выплачивает пенсии гражданам.
Закон четко устанавливает, что все эти учреждения должны быть абсолютно независимыми друг от друга. То есть они не имеют общих владельцев и акционеров. Каждая компания отвечает за свой участок работы и контролирует действия всех остальных.
-- Украинские традиции ведения бизнеса предполагают создание большого количества фирм, которые связаны друг с другом некими незримыми узами, при том что формально они абсолютно независимы. Как быть в этом случае?
-- Естественно, в такой ситуации довольно сложно установить и доказать связь между компаниями, обслуживающими пенсионный фонд. Однако Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг будут предоставлены широкие полномочия по контролю за работой фондов. Если у нее появятся подозрения в том, что в пенсионном фонде не все в порядке, она сможет обратиться в суд или даже отобрать у фонда лицензию.
-- Главный способ привлечения вкладчиков большинства финансовых организаций прошлого десятилетия состоял в обещании «золотых гор». Надеясь получить фантастическую прибыль, люди сдавали свои деньги и затем оказывались у разбитого корыта. Не повторят ли этот опыт пенсионные фонды?
-- Рекламная деятельность фондов будет очень жестко контролироваться. Каждый теле- и радиоролик, каждый плакат должны будут пройти согласование в Комиссии по регулированию рынков финансовых услуг.
Агенты пенсионных фондов, занимающиеся привлечением клиентов, обязаны будут предъявлять людям строго оговоренный набор документов, проспектов и брошюр, тоже прошедший государственную проверку. Главным условием для всех рекламных материалов станет отсутствие в них невыполнимых обещаний, которые могут ввести человека в заблуждение.
-- Будут ли контролироваться другие аспекты работы фондов?
-- Каждый администратор пенсионного фонда должен получить лицензию на свою деятельность. Для этого он обязан выполнить жесткие условия по квалификации персонала, а также иметь уставной фонд в размере не менее 300 тысяч евро. Причем этот фонд должен быть оплачен живыми деньгами.
-- Как фонды будут хранить и использовать собранные у людей деньги?
-- Этот вопрос как раз и вызывает наибольшие разногласия среди депутатов. Нужно иметь гарантии, что средства фонда не пропадут и будут работать эффективно. Поэтому в основу статей закона, регламентирующих вложение денег, положен принцип диверсификации. Это означает, что ни один фонд не будет иметь права вложить все свои средства в какое-нибудь одно дело. Их нужно будет разделить и использовать в разных направлениях. Тогда в случае, если, например, какое-нибудь предприятие, в акции которого вложены деньги, не обеспечит желаемой прибыли, фонд сможет продолжать работу с другими активами.
Закон устанавливает нормативы вложения денег в различные виды бизнеса. Вокруг этих норм разгорались наиболее жаркие дискуссии, так как люди по-разному оценивают рискованность тех или иных вложений. Однако на сегодняшний день нам удалось выработать компромисс, который более или менее устраивает большинство депутатов.
-- Куда же разрешат вкладывать деньги пенсионным фондам?
-- На второе чтение был вынесен такой вариант распределения активов.
* На банковских депозитах фонды имеют право держать до 40 процентов своих денег. Причем они должны лежать в разных украинских банках (вложение денег в иностранные не предусмотрено законом). В одном может храниться не более 10 процентов средств.
* В ценные бумаги, выпущенные предприятиями-резидентами Украины, можно вкладывать до 40 процентов средств. Причем на акции одного предприятия нельзя расходовать более 5 процентов денег.
* В ценные бумаги, гарантированные Кабинетом министров Украины, -- до 50 процентов.
* В ценные бумаги, гарантированные Кабинетом министров Республики Крым, и облигации местных займов -- до 20 процентов.
* В ценные бумаги иностранных предприятий можно вложить до 20 процентов средств фонда. Причем к выбору этих предприятий предъявляются очень высокие требования. Все они должны быть резидентами стран, кредитный рейтинг которых не ниже А (такой рейтинг говорит об очень высокой надежности вкладов. -- Авт. ) и их акции должны котироваться не менее десяти лет на крупнейших биржах планеты -- Франкфуртской, Лондонской, Нью-Йоркской и некоторых других.
* В ипотечные ценные бумаги (обеспеченные залогом земли или недвижимости. -- Авт. ) можно вложить до 10 процентов денег.
* На покупку объектов недвижимости фонд имеет право истратить до 10 процентов средств.
* Еще 10 процентов можно выделить на покупку драгоценных металлов.
* И 5 процентов -- вложить в другие ценные бумаги, не запрещенные законодательством Украины.
Такие нормативы дают фондам достаточно большой простор для маневра и при этом позволяют максимально ограничить риски, связанные с возможными непродуманными действиями компаний по управлению активами. Впрочем, нормативы еще не окончательные. Депутаты высказали ряд замечаний, и ко второму чтению мы постараемся их учесть.
-- Какие именно позиции вызывают беспокойство?
-- Во-первых, возможность вложения денег фондов в акции иностранных предприятий. Некоторые депутаты считают, что негоже нам инвестировать экономику других государств. Лучше вкладывать деньги в свои предприятия. Это действительно так. Приход крупных долгосрочных ресурсов даст возможность существенно оживить украинскую экономику, что заодно послужит и повышению кредитного рейтинга страны.
Однако работать в полном отрыве от мировой экономики тоже нельзя, поэтому и предлагается разрешить располагать небольшую часть средств за пределами страны.
-- Думаю, вкладчики фондов как раз не будут против этого пункта закона. Ведь ни одно из отечественных предприятий, ни Украина в целом не имеют высоких кредитных рейтингов. Следовательно, вложения в солидные иностранные компании -- существенный фактор стабильности фонда.
-- Это во-первых. А во-вторых, мы ведь заявили о намерении интегрироваться в Европу. Поэтому нам надо приближать нашу финансовую систему к европейской. Наши менеджеры должны уметь работать на мировых рынках. Этот опыт пригодится им и для работы с украинскими предприятиями. И вообще, если мы собираемся вступать в ЕС, нужно учиться не воспринимать, к примеру, французские или немецкие акции как иностранные. В Европе ведь нет границ.
Кроме того, некоторые депутаты возражают против возможности покупки пенсионными фондами объектов недвижимости на том основании, что те, мол, могут подешеветь. Но ведь могут и подорожать. Вообще любое вложение денег -- дело рискованное. Не исключено, что предприятие обанкротится, а банк лопнет. Именно для того и придумана диверсификация, чтобы уменьшить риски потери денег, вкладывая их в разные места.
Впрочем, если эти позиции станут камнем преткновения для принятия закона, их можно изменить.
-- В настоящее время в Украине работают негосударственные пенсионные фонды. Естественно, не все они будут соответствовать закону, так как основаны до его принятия. Что с ними произойдет после вступления закона в силу? Не закроют ли их?
-- Если эти фонды работают успешно, то, конечно, никто закрывать их не станет. У них ведь есть клиенты, которых нельзя бросить. Этим фондам предложат привести свою деятельность в соответствие с законом. Сначала планировалось ввести жесткие сроки реорганизации фондов, но теперь решено разрешить Комиссии по регулированию рынков финансовых услуг работать с каждым фондом индивидуально.
-- Существует Фонд гарантирования вкладов физических лиц. В случае, если ликвидируется какой-нибудь банк, он гарантирует его вкладчикам возвращение денег до 1500 гривен. Предполагается ли создание подобной организации для пенсионных фондов?
-- Нет. Непосредственно организации, которая будет гарантировать пенсионные вклады, не будет. Гарантией сохранности денег в фондах должна стать система их организации, прописанная в законе: разделение ответственности, диверсификация активов, строгий государственный контроль.