Культура та мистецтво

Когда снимали «кубанских казаков», в клару лучко влюбились одновременно режиссер фильма иван пырьев и исполнитель главной мужской роли сергей лукьянов

0:00 — 2 липня 2003 eye 3234

1 июля всенародно любимая актриса отметила 75-летний юбилей

Клара Лучко снялась в 60 фильмах, среди которых культовые «Кубанские казаки», «Двенадцатая ночь», «Цыган», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал». Работала с такими выдающимися мастерами режиссуры, как Пырьев, Пудовкин, Герасимов, Хейфиц, Ростоцкий, Лиознова. Сегодня Клара Степановна возведена в ранг «Мисс женственность столетия», признана «эмоциональным знаком времени».

О своих встречах с Кларой Лучко «ФАКТАМ» рассказал кинорежиссер Василий Ильяшенко, в фильмах которого актриса начала сниматься на Киевской киностудии имени Александра Довженко.

«Сценарий не дочитала, выбросила в мусоропровод -- роли для меня нет»

-- Василий Васильевич, говорят, вы недавно виделись с Кларой Степановной в Москве. Как она?

-- Я прочитал в московской прессе, что у нее украли собаку, которая прожила в доме 15 лет. У мужа актрисы от пережитого случился инсульт. Слава Богу, Клара его выходила. Звонил ей, хотел расспросить о мартовской встрече украинской диаспоры в Москве с президентом России Владимиром Путиным, о нашумевшем выступлении Клары, о ее дочери Оксане, которая занимается бизнесом в Канаде, о ее любимом внуке Саше, поговорить «за жизнь» вообще. Но не решился, учитывая ее состояние.

-- А сколько лет прошло со времени вашей первой встречи?

-- Пятнадцать, но все эти годы мы общались. А познакомились так. Мальчишкой я был влюблен в Дашу Шелест (роль Клары Лучко в «Кубанских казаках») и однажды пришла в голову шальная мысль: пригласить ее сняться в моем фильме «Войди в каждый дом». Передал сценарий. Звоню через неделю: «Вы прочитали сценарий? Как вам роль?» «Никак, не дочитала, выбросила в мусоропровод, роли нет», -- скупо сообщил знакомый до боли голос.

-- Но Клара Лучко все-таки приехала в Киев и снялась не в одной, а в двух ваших картинах. Как удалось сломить сопротивление звезды?

-- Беседами об Украине, о ее родной Полтавщине, которая дала миру и Гоголя, и Козловского. Актриса этим гордилась, но, тем не менее, с горечью спрашивала: почему эти гении смогли реализовать себя только вдали от родины, почему так происходило и в прошлые времена, и сейчас? Думаю, Клара Степановна согласилась работать со мной потому, что мы все в съемочной группе любили ее и хотели, чтобы она смогла проявить свой огромный творческий потенциал именно в Украине. Мы ей писали: «В сценарии есть что-то такое, что близко Вам -- духовное осознание себя и Украины. Если Вы рискнете, может быть, это будет интересная работа». Потом уже, во время съемок она рассказывала мне о своей матери -- певунье, о том, что с Анной Ивановной пел дуэтом сам Иван Козловский, когда приезжал на родину. А с каким юмором она описывала свою любимую бабу Килю, на которую была похожа душевным складом!

-- Во ВГИК Клара Лучко поступила с первого захода?

-- Да, но… Курс набирали Герасимов и Макарова, хотя на экзаменах не присутствовали. А когда начались занятия, Тамара Федоровна пришла в ужас от Клариного акцента, высокого голоса и провинциальных манер девочки из Лучек. Лучко много занималась и все это исправила, но любимицей у Макаровой все равно не стала.

«Однажды Пырьев дорвался до Клары на репетиции и нежно шептал ей: «Люблю… »

-- Отношение Тамары Федоровны как-то сказалось на карьере Лучко?

-- Похоже, что да. В студенческом спектакле «Молодая гвардия» Лучко играла Ульяну Громову, а в фильме Герасимов заменил ее Нонной Мордюковой. Кларе досталась небольшая возрастная роль тетки Марины. Когда все однокурсники получили за фильм звания лауреатов Сталинской премии, Кларе сказали, что статус сыгранной роли не позволяет представить ее к званию.

-- Но зато ее утвердили на главную роль в «Кубанских казаках»…

-- Утвердили? Пробовался весь, уже звездный, курс Герасимова--Макаровой, но Лучко в списке опять не оказалось. Зареванная Клара решилась на несвойственный ей поступок. Пришла сама в киногруппу. А ей с порога: «Кто такая? Тебя вызывали?» Клара очень стеснялась и, конечно, была скованной. Хотела молча уйти, но тут в комнату внезапно вошел Иван Пырьев. Пристально глянув на нее, скомандовал ассистентам: «Вызвать гримера, причесать, будем пробовать». Пробы оказались лучшими, и Клара стала героиней нового фильма режиссера, одно имя которого приводило всех в трепет.

-- Пресса писала обо всех романах Пырьева. Но существует легенда, что он страстно влюбился в Лучко. Вам когда-нибудь Клара Степановна об этом рассказывала?

-- Влюбились в нее одновременно и Иван Пырьев, и Сергей Лукьянов -- исполнитель главной мужской роли. Она вспоминала, как однажды после съемок ехали в машине втроем, и режиссер вдруг говорит Лукьянову: «Выходи, я Клару довезу сам». Кларе понадобилась вся гибкость женского ума, чтобы с честью выйти из этой ситуации.

-- Но с Лукьяновым они вскоре поженились. А как Пырьев? Он мстил актрисам, не ответившим на его чувства?

-- Клара сумела удержать обоих в рамках приличия до половины картины, когда актеров с роли уже не снимают. А однажды режиссер сорвался. Репетировали сцену любовного свидания ее с Владленом Давыдовым, который должен был целовать Клару. Но Пырьев нервничал, хмурился, и актриса думала, что она делает что-то не так. Вдруг Пырьев срывается с места, отталкивает Давыдова и говорит: «Посмотри, как это делается!».

Глаза его так влюбленно смотрели на нее, вспоминала Клара Степановна, так сияли, что оторваться от них она уже не могла, а голос режиссера так искренне, так нежно шептал ей то «люблю», то «ты моя… ». На всю жизнь запомнила Лучко эту сцену с Пырьевым, старым, но таким нежным и страстным. Давыдов не смог быть в кадре таким убедительным, как Пырьев на репетиции…

Романа с Лукьяновым, который тоже был значительно старше ее, Пырьев Кларе, конечно же, не простил, и больше Лучко у него не снималась. Настоящую роль, вернее две, получила на «Ленфильме» -- в картине «Двенадцатая ночь» и на «Беларусьфильме» -- в «Красных листьях».

«Обязательность -- свойство натуры Клары: больная, с температурой, но едет на натурную съемку»

-- Много ли у Лучко ролей, в которых виден ее истинный характер?

-- Клара Степановна постоянно говорит, что в роли ей всегда хочется отойти от своей сути и этим защититься от пристального зрительского взгляда. В жизни она мягкая, уступчивая, сомневающаяся. Склонна к самоанализу. Ей трудно отказать кому-либо в просьбе. Она взваливает на себя дела, которые должны делать другие. Обязательность -- одно из свойств ее натуры. Бывало, что больная, с температурой, она едет на натурную съемку.

Клара Степановна никогда не перекладывает свои переживания на чьи-либо плечи. Ей всегда достает мужества и интеллигентности таить от окружающих душевные переживания, страдания. Когда ее первый муж актер Лукьянов умер от инфаркта прямо на худсовете в театре Вахтангова, Клара Степановна ни у кого не искала сочувствия. В молодом послевоенном кинематографе для нее не нашлось главных ролей -- разве свои слезы она выносила на люди? Понимала: молодые режиссеры искали своих актеров, своих кумиров. Ведь то, что пережила Лучко после триумфа «Кубанских казаков», пережил и Алексей Баталов после «Дела Румянцева». 60-е годы -- это годы сплошных разочарований актрисы.

-- Но Ростоцкий снял же ее в своей картине «На семи ветрах»!

-- Роль-то эпизодическая! Но Клара сумела сыграть запоминающуюся, узнаваемую и типичную советскую женщину, которая несчастна, потому что не может поступиться своими принципами.

-- Лучко -- счастливый человек?

-- У нее счастливый для актрисы характер. Она умеет каждую работу превратить в творческий процесс, но отнюдь не мучительный. После первого прочтения сценария начинает придумывать себе героиню, фантазирует ее биографию, судьбу, ищет характерность, костюм, грим. А в кадре она -- гениальный импровизатор!

Вспоминаю такой случай. В картине «Войди в каждый дом» ее героиня должна зайти в комнату, поставить ведро с водой и, выходя, краем глаза глянуть на экран работающего телевизора, улыбнуться (показывают мультик). Я вместо мультика поставил фрагмент из «Кубанских казаков», где Даша поет «Ой, цветет калина». Клара об этом не знала. Увидела себя на экране и остолбенела! И вдруг через улыбку, нужную для кадра, слезы ручьями, а глаза стали такие просветленные! Так и оставил я в фильме встречу героини с красавицей, похожей на нее, но с такой непохожей судьбой.

-- Какая из 60 ролей ее любимая?

-- Как ни странно, злая волшебница из «Снежной сказки». Это первая эксцентрическая роль актрисы. Она говорила, что здесь все шло в дело: нелепость костюма (заношенное, не по росту пальто, вместо шляпы -- старое помятое ведро), невообразимый грим -- на белом лице намалеваны брови, длинный нос морковкой. Страшилище, да и только! Но зловещая дама носит свою бесформенную хламиду, как царское одеяние, кокетливо поправляет на голове дурацкое ведро, не забывает в самый драматический момент… подкрасить губы. В каждом кадре актриса лепила свой образ, донося до зрителя правду о «черной душе». Создать этот образ помогли истории бабы Кили, которая столько раз пересказывала гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», что Клара знала их наизусть.

«Создать образ Клавдии в «Цыгане» актрисе помогла память детства»

-- С кем из партнеров ей работалось интересней всего?

-- С Николаем Еременко-старшим они идеальная пара, близкие по духу люди. Но, думаю, с Александром Збруевым -- особый случай. В комедии «Опекун» ее героиня -- официантка Любовь Петровна -- придумала свой способ перевоспитания пьяниц и тунеядцев. Она посылает их к лукавой старухе. В надежде на скорое наследство лентяи вынуждены работать, всячески угождая норовистой бабуле. А капризная старуха ставит одно условие жестче другого. И главное -- чтобы в рот не брали спиртного…

Дуэт Лучко и Збруева -- голливудский тандем, как бы сейчас сказали! Актеры превратили скромный анекдот чуть ли не в гайдаевскую комедию. Вот где актриса вовсю использует столь близкий ее сердцу юмор! А для Збруева это была «проба пера» перед ролью алкоголика в известном фильме Киевской студии имени Довженко «Одинокая женщина желает познакомиться».

-- Но все равно восемь серий «Цыгана» стоят особняком. Хотя такой душевный фильм кажется сегодня наивным, роль Клавдии Пухляковой в исполнении Лучко никого и сегодня не оставляет равнодушным.

-- Она говорила, что создать этот образ помогла память детства. Актрисе не приходилось учиться жить в этом станичном мире и стараться быть похожей на крестьянку. И чуть заметный украинский говорок возникал у нее непроизвольно. Это фильм о любви. Помните первую встречу Клавдии с Будулаем? Она испугалась не только потому, что узнала в нем отца своего приемного сына, ее охватило и предчувствие любви. А потом завертелось… Клара говорила, что режиссер угадал ее как личность, понял, что такое любовь для нее. Фильм имел такой же успех, как и «Кубанские казаки». К Лучко пришла вторая волна славы. Ей с тех пор предлагались только главные роли -- рамки амплуа перестали ее сковывать.

И в «Цыгане», и моей «Притче» Клара была такой трогательной, что забыть ее образы невозможно. Тонкие нюансы в любви может играть только очень умная актриса. Она для меня -- зеркало, в которое я смотрел на себя как режиссер. Сегодня хочу ей сказать спасибо за это…