Культура та мистецтво

Лариса долина: «тех, кто сегодня в российской эстраде поет не под фонограмму, -- единицы»

0:00 — 2 липня 2003 eye 1891

Ровно год назад певица была назначена советником президента России по культуре

Когда стало известно, что популярная певица Лариса Долина вошла во вновь образованный Совет по искусству и культуре при президенте России, зазвучали вопросы, дескать, кому и зачем это нужно? Сегодня народная артистка России впервые решила ответить всем любопытствующим…

« Я счастлива жить в стране, которой руководит Владимир Путин»

-- Испортили домашнюю заготовку, Лариса!

-- Каким, позвольте узнать, образом?

-- Хотел спросить: «С кем вы, мастера культуры?» Теперь, когда увидел в вашем кабинете фото Владимира Путина, вопрос отпал автоматически. Ясно, с кем…

-- У меня много разных снимков. Есть и с действующим президентом России. Вас в этом факте что-то смущает? Я счастлива жить в стране, которой руководит Владимир Владимирович.

-- При Борисе Николаевиче вы были менее счастливы?

-- Мы знакомы с Ельциным, не раз общались. Он подписывал указ о присвоении мне звания народной артистки, вручал в Кремле знак как одной из двадцати пяти лучших женщин России. Повесила бы и портрет первого президента, но в ту пору у меня еще не было офиса.

-- Вам теперь, наверное, по рангу полагается и служебный кабинет? Все-таки входите в президентское окружение, даете советы главе государства.

-- Мы же не чиновники, работаем на общественных началах.

-- Как вы узнали о назначении?

-- Из газет. Меня сначала ввели в Совет, а потом проинформировали.

-- А если бы заранее в известность поставили, могли бы отказаться?

-- Нет. Для меня это честь.

-- Сколько раз уже собирались на заседания?

-- Я пока присутствовала на одном.

-- Кто входит в Совет?

-- Никита Михалков, Александр Калягин, Евгений Миронов, Михаил Швыдкой, Николай Петров, Олег Табаков… Всего человек двадцать пять.

-- Из эстрадников только вы?

-- И Николай Расторгуев.

-- Ах да, президент России -- поклонник «Любэ».

-- Мне тоже нравится эта группа. Коля -- хороший музыкант, человек приятный. Он напоминает настоящего русского героя, этакий классический народный типаж.

-- Поднятая вами волна пошла. Говорят, добиваетесь официального запрета «фанеры»?

-- Хотели сказать «фонограммы»? Запретить ее невозможно. Говорила о другом, предлагала покончить с обманом народа. Если артист не готов петь живьем, он обязан указать на афише: «Концерт идет в записи». Есть зрители, которые согласны смотреть на любимого исполнителя, беззвучно открывающего рот под фонограмму. Нравится -- смотрите, но билеты на подобные шоу должны стоить существенно дешевле, чем на настоящий концерт. Это нормальная практика, принятая во всем цивилизованном мире.

«Честно скажу, так и не научилась петь под фоногрмму»

-- В Госдуме однажды уже обсуждали тему «фанерщиков», но дальше слов дело не двинулось.

-- Иосиф Кобзон снова поднял этот вопрос. Людям ведь предлагают некачественный товар. Если вы покупаете соевое мясо, на нем не пишут «говядина», верно? Почему же поющий под фонограмму не признается в этом публике?

-- Да кто же добровольно расколется?

-- Вот и нужен закон!

-- Может, Лариса, в вас обида говорит? Вы тратитесь на дорогостоящие шоу, возите за собой по стране и миру музыкантов, аппаратуру, а кому-то хватает CD-проигрывателя, чтобы собирать урожай с доверчивых зрителей.

-- Да, живые концерты весьма накладны, экономически и коммерчески не выгодны, но я их делала и буду впредь. Это вопрос престижа. К тому же, честно скажу, так и не научилась петь под фонограмму, хотя телевидение этого по-прежнему требует. Приходится соглашаться, чтобы избежать брака. Но для меня это всегда мука адская. Не знаю, когда рот открывать, чтобы в звук попасть, когда дышать, а когда ? нет. Это же все видно, особенно на крупных планах. То ли дело концерты! Там пою самым натуральным образом и чувствую себя прекрасно. Хочу, чтобы публика верила мне, воспринимала естественной. Повторяю, для меня это вопрос самоуважения.

-- И сколько у нас в России таких, с чувством собственного достоинства?

-- Живьем сегодня работают единицы.

-- Вспомним всех поименно.

-- Леонид Агутин, Саша Буйнов, Лолита, Валерий Сюткин. Володя Пресняков, когда концертировал, не позволял себе фонограмму: Живое пение ? это тяжелый труд, помимо способностей, нужны закалка, физическая выносливость. Если же оценивать голоса наших исполнителей, то… лучше замолчать.

-- Нет уж, говорите.

-- Это некорректно по отношению к коллегам. Внутри цеха все прекрасно знают, кто и что собой представляет, а выносить сор из избы -- извините, это не ко мне. Хотя, не скрою, бывает очень неприятно, когда приходится работать на одной сцене с теми, кто позволяет себе халтуру. У меня колоссальный опыт, я многого достигла на эстраде и в жизни, знаю цену успеху, и не могу спокойно смотреть на поведение бездарностей, теснящихся вокруг. Одной с ними бороться трудно, вот и обратилась с призывом ко всем, кто заинтересован в поиске по-настоящему талантливых людей. Помните, раньше был конкурс «Алло, мы ищем таланты»? А сегодня? Нельзя же всерьез относиться к тому, что предлагает телевидение. Чистая профанация! Не верю, что отбор участников проводится честно, что победители смогут добиться реальной, а не виртуальной известности.

-- Свято место пусто не бывает?

-- Уверяю вас, таланты есть, но сегодня им трудно пробиться. Понимаете, у нас по-прежнему нет ни шоу, ни бизнеса. Есть попытки срубить деньжат по-быстрому. Подбирают на улице смазливеньких мальчиков и девочек, тратят на них три с половиной копейки в расчете получить через день рубль. Более того, стараются брать безголосых, которые через год не заявят о начале собственной карьеры и не бросят продюсеров, вытащивших их из грязи. Никому не нужны таланты, не нужны настоящие шоу-представления. Зачем? Это лишние затраты. Поэтому даже способные молодые исполнители не могут раскрыться. Не успевают! Им показывают азы профессии и гонят в чес по стране. Быстрее, быстрее! Поверьте, я очень жду появления новых звезд. Мне же не с кем конкурировать! Появление рядом сильной фигуры подхлестывает, заставляет удваивать усилия, хотя я никогда не останавливалась…

«Сексуальная ориентация человека меня абсолютно не интересует»

-- Почему, кстати, вы не упомянули Пугачеву в числе поющих в живую?

-- Алла Борисовна сейчас редко гастролирует, но раньше обходилась без фонограмм.

-- А Киркоров?

-- У него есть опыт работы живьем. Как сейчас выступает Филипп, не знаю, поскольку не бываю на его концертах.

-- Хорошо, а кто, по-вашему, главный фанерщик России?

-- Вам знакомо такое понятие, как профессиональная этика? Неужели всерьез рассчитывали, что стану сейчас называть имена?

-- Много народу готово встать под ваши знамена?

- Думаю, человек десять наберется.

-- Не густо… Слышал, в докладе президенту вы жаловались на засилье голубых среди отечественной попсы. В этой борьбе у вас сколько союзников?

-- Не говорила я такого. Это журналисты сочинили, мол, берегитесь, фонограмщики и гомосексуалисты, Долина задаст вам перцу! Сексуальная ориентация человека меня абсолютно не волнует. Если он талантлив, пусть будет хоть голубым, хоть розовым. Нет, этот вопрос не обсуждался на встрече с президентом. Как, кстати, и введение цензуры. Опять-таки со страниц газет пошла гулять байка, будто я ратую, чтобы артистки не обнажались на сцене, как «Тату», а певцы не ругались матом, как Шнур. Глупость, которую и комментировать сложно. Никогда не была и не стану ретроградом. А у президента говорили о другом. Например, о телевидении, о том, что интересные проекты показывают, когда львиная часть аудитории уже спит.

Понятно, телевидение -- бизнес, но нельзя же все переводить на коммерческие рельсы, должно оставаться что-то и для души. Кстати, об этом Владимиру Путину говорила не только я, но и другие участники заседания -- артисты, писатели, музыканты. Владимир Владимирович слушал, а потом строго посмотрел на руководителей телеканалов и спросил: «Откуда знаете, что интересно людям?» В ответ звучало одно слово: рейтинг.

-- Вас можно назвать хорошим телезрителем, Лариса?

-- Едва ли. Нахожу время и желание на выпуски новостей и -- иногда -- на фильмы. А собственные концерты, к примеру, практически не смотрю. Хватает двадцати секунд, чтобы оценить, как выгляжу на экране, как меня на этот раз сняли. Все. Лучше послушаю Стинга, Башмета или Хворостовского, чье выступление в Большом театре недавно показывали по каналу «Культура». К слову, вот телевидение, которое мне нравится. На «Культуре» много интересного. И совсем нет рекламы, что особенно приятно. Впрочем, это отдельная тема:

Да, больных вопросов много, я родилась на свет не вчера и не питаю иллюзий, будто президентский Совет по культуре либо Владимир Владимирович собственной персоной в одночасье все решат. Процесс предстоит долгий и трудный. Вы в курсе, что почти девяносто процентов аудио- и видеопродукции на нашем рынке пиратские?

-- Значит, кому-то выгодно, чтобы так было.

-- Слишком много развелось тех, кто делать ничего толком не умеет, но хочет поживиться за чужой счет. Ладно бы халтурщики и тунеядцы претендовали на корочку хлеба! Нет, им подавай бутерброд с маслом и икрой. Я бездельников кормить не намерена. И другим не дам…