Політика

Председатель союза журналистов игорь лубченко обвинил «укрпочту» в блокировании развития прессы

0:00 — 5 липня 2003 eye 219

В этом году печатные СМИ потеряли десятки тысяч подписчиков из-за того, что «Укрпочта» -- монополист в области транспортировки газетной продукции доставляет в регионы ежедневные издания всего один-два раза в неделю

После весеннего всплеска политических эмоций по поводу ситуации со свободой слова в Украине эта тема перестала быть актуальной для эксплуатировавших ее. На самом деле, зачем? Политики и чиновники, стремившиеся «засветиться» разговорами о том, как нелегко порой бывает журналистам, свое желание удовлетворили. Народные депутаты даже подкорректировали соответствующие теме законы, которые на первый взгляд вроде как бы и нужны, но с практической точки зрения -- почти бесполезны. На том и порешили. Что же касается свободы слова, то она потихоньку, но последовательно умирает на пути к своим адресатам -- читателям, зрителям. И не под гнетом политической цензуры, а благодаря ставшим нормой экспериментам, которые проводит предприятие «Укрпочта». Государственное, между прочим.

То есть, политики, которые опять захотят вкусить пирога популярности не только у своих отечественных поклонников, но и у западных чиновников, пристально ищущих повод уличить власть в давлении на СМИ, ничтоже сумяшися могут говорить, что государство препятствует свободе слова. В данном случае, в лице «Укрпочты». Предприятия, решившего сэкономить на своевременной доставке печатных изданий их подписчикам. И удивления по поводу того, что общего между экономией и свободой слова, на самом деле, неуместны. Эти два понятия роднит вполне законное желание региональных подписчиков центральных печатных изданий получать их вовремя. То есть, если это ежедневная газета, то каждый день, еженедельник -- раз в неделю. Но эти прописные с точки зрения потребителя свободного слова истины в «Укрпочте», судя по всему, считают блажью. Мол, какая разница, когда получать вторничную информацию -- в среду или субботу? Но подписчики газет почему-то уверены, что информационная ложка дорога к обеду, а не к традиционной генеральной уборке в доме. И ни разу не прочитав газету вовремя, подписку на нее не продлевают, отказываясь от устаревшего информационного продукта. А «Укрпочта» продолжает считать, что зачерствевший информационный хлеб, который пекли в Киеве, пользуется популярностью в регионах.

Увы, действительность говорит об обратном. Тиражи многих всеукраинских ежедневных изданий, которые многие годы имели огромную аудиторию подписчиков по стране, стремительно падают. И не потому, что перестали быть интересны своим читателям. А потому, что читатели не хотят знакомится с позапозавчерашними новостями. В результате -- с досадой, но отказываются оформлять подписку на издания в «Укрпочте», являющейся по сути монополистом в области доставки СМИ потребителям. Газеты терпят экономические убытки -- они производят продукт, который не доходит до потребителя. Еще немного, и многие издания, ориентированные не только на розничную торговлю, но и на постоянных подписчиков, начнут закрываться из-за нерентабельности своего предприятия. А «Укрпочте» финансовые катаклизмы не грозят. Потому что в ущерб выполнению своих прямых обязанностей по своевременной доставке читателям подписных изданий это предприятие успешно осваивает сферу оказания других услуг населению. И упорно закрывает уши во время разговоров по поводу сложившейся ситуации, в которой это предприятие выступает в роли куда более мощного душителя свободы слова, нежели политическая цензура.

Об этом говорил во время юбилея газеты «Вечерняя Одесса» и председатель Национального союза журналистов Украины Игорь Лубченко. Он обвинил руководство «Укрпочты» в блокировании развития прессы. Как передает корреспондент УНИАН, по словам И. Лубченко, всеукраинский рейд-проверка, проведенный журналистами, подтвердил, что предприятия «Укрпочты» с большим опозданием осуществляют доставку подписчикам газетной продукции. Невзирая на протесты редакций, в некоторые населенные пункты ежедневные издания завозят всего один-два раза в неделю, вследствие чего в этом году печатные СМИ потеряли десятки тысяч подписчиков. Между тем, как заявил И. Лубченко, «руководство «Укрпочты» главным образом занято повышением цен за доставку периодических изданий, а не надлежащим контролем над выполнением соглашений между редакциями и предприятиями связи». По мнению главы Национального союза журналистов, подобные действия руководства «Укрпочты» явно не содействуют развитию прессы.