Культура та мистецтво

Во время гастролей «березки» в греции стояла 40-градусная жара. Зрителей выносили из зала без сознания, а артисты танцевали «масленицу» в натуральных тулупах и валенках

0:00 — 11 липня 2003 eye 3438

55 лет назад легендарный хореографический ансамбль впервые вышел на сцену

В 1973 году самолет, на борту которого был ансамбль «Березка», следовал на гастроли в Аргентину. В столице Чили Сантьяго сели на дозаправку, а утром артистам сообщили, что к власти в стране пришел Пиночет. «Ил», на котором они прилетели, был отправлен с сотрудниками посольства в Союз, а танцоры одиннадцать суток, без еды, ожидали своей участи в гостинице под вой самолетов и грохот танков. Спас их аргентинский импресарио, который не мог допустить, чтобы сорвались гастроли знаменитой «Березки». Это только один эпизод из жизни легендарного ансамбля, который недавно завершил гастрольный тур по Украине. Вместе с артистами российского государственного академического хореографического ансамбля «Березка» им. Надежды Надеждиной в турне побывала корреспондент «ФАКТОВ».

«Ты же русская Кармен. Иди на зрителя одними глазами!»

Девичий хоровод из города Калинина впервые приехал в Москву в 1948 году. Красавицы в красных сарафанах под музыку «Во поле березка стояла» двигались по сцене невиданным, завораживающим шагом. В столице заговорили о новом коллективе. А поскольку официального названия еще не существовало, называли танцовщиц березками. Так родилась теперь уже известная во всем мире «Березка».

Танец, принесший славу коллективу, был поставлен Надеждой Сергеевной Надеждиной, основателем и бессменным руководителем ансамбля до 1979 года. В этом году Надежде Сергеевне исполнилось бы 95 лет. О строгости Надеждиной до сих пор ходят легенды. Между собой артисты называли ее Мадам. Она владела тремя языками, во время пресс-конференций говорила, как правило, на французском, не выносила расхлябанности. Всю свою жизнь Надеждина посвятила «Березке». А после смерти завещала ансамблю квартиру в Москве, на Арбате. В настоящее время там живут артисты, не имеющие собственного жилья.

Место Надежды Сергеевны заняла воспитанница школы Большого театра, бывшая ведущая солистка ансамбля, народная артистка СССР Мира Михайловна Кольцова. И сейчас она художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля. Надеждина очень дорожила Кольцовой. «Мирочка, -- громко обращалась она к солистке, -- покажи, как нужно правильно делать это движение». Даже на шестом месяце беременности Мира исполняла тяжелые трюковые партии. Надеждина ни на миг не хотела отпускать ее от себя. Мира была не только солисткой, но и человеком, который с полуслова понимал ее и помогал в работе.

Секрет успеха «Березки» не разгадали по сей день. И дело не только в удивительном шаге -- визитной карточке коллектива (его часто, но не всегда успешно пытаются копировать). По определению Надеждиной, в «Березке» сочетаются авторский танец, фольклор, история России, хореографическое искусство, классика…

-- 14--15-летних детей, которые приходят в ансамбль, заново приходиться учить, -- говорит Мира Михайловна. -- Ко всем одно требование: раз ты танцуешь в «Березке», у тебя должны быть особые взгляд, походка, руки, улыбка. Этот уровень достигается и поддерживается ежедневными полуторачасовыми уроками. Сначала у станка, потом на сцене. Хоровод -- это единый рисунок, но каждый «узор» в нем имеет свою индивидуальность.

На репетиции мне довелось услышать, как Мира Михайловна говорила артистке: «Ты же русская Кармен! Иди на зрителя одними глазами». При советской власти строго следили, чтобы, не дай Бог, не был нарушен рисунок русского танца. Тут же приписывали политическую и идеологическую диверсию. Мире Кольцовой по этому поводу тоже пришлось поволноваться. «В своем кабинете Петр Нилович Демичев (министр культуры СССР с 1974 по 1986 гг. -- Авт. ) показал мне пачку анонимных писем, -- вспоминает Мира Михайловна. -- В них говорилось, что я нарушаю наследие Надеждиной, ломаю идею русского танца». «Нарушайте дальше. Вам это удается», -- таков был ответ министра.

Костюмы «Березки» весят две с половиной тонны

Пока Мира Михайловна «пробует» новую сцену и «прогоняет» с артистами, на ее взгляд, проблемные места, за кулисами кипит работа. За три часа до начала концерта в больших металлических контейнерах привозят и разгружают костюмы, вес которых составляет около двух с половиной тонн(!). За два часа, пока идет концерт, девушкам нужно переодеться двадцать три раза. Это обувь, платье, головной убор, коса, бусы, множество нижних юбок. Свои украшение танцовщицы оставляют за кулисами. У ассистента хореографа полные руки золотых колечек, сережек, браслетов. После выступления она обходит и раздает это богатство владельцам.

-- В «Березке» около двух тысяч костюмов, -- рассказывает заведующая постановочной частью ансамбля Ольга Решетникова. -- Их разрабатывала одна художница, работавшая со дня основания коллектива. Костюмы очень дорогие: бархат, шифон. Ткань расшивают кружевами, тесьмой, бисером, используют батиковую роспись.

Представьте себе, собрались мы на гастроли в Китай. Приехали на аэродром, самолетик маленький, и наши контейнеры туда не помещаются. Мира Михайловна командует: «Открывайте контейнеры». За 15 минут дружно похватали в охапку костюмы из ящиков и поразвешивали по всему салону. Летим. Смотрю: батюшки, костюмы к нескольким номерам остались в аэропорту. Но за одну ночь перед концертом(!) умудрились «одеть» эти номера, используя репетиционные купальники, передники, нашивая ленты.

-- Только один раз «Березка» использовала костюмы не по назначению, -- продолжает свой рассказ Ольга Решетникова. -- В Греции импресарио пожалел денег на рекламу, и артистки в концертном облачении раздавали прохожим на улице приглашения на концерт. С Грецией был связан еще один случай. Во время гастролей жара стояла страшная -- 40 градусов. Страна была объявлена зоной стихийного бедствия, людей выносили с концерта на носилках. А «Березка» танцевала «Масленицу» в натуральных тулупах, валенках, меховых шапках.

Не обошлось без приключений и в нынешнем туре «Березки» по Западной Украине. В Трускавце во время очень сложного трюкового номера, который исполняет мужской состав «Березки», пропала музыка (прыгнув, танцор приземлился очень близко к звуковой колонке). Зал замер, но артисты в полной тишине продолжали танцевать. Зрители начали аплодировать, ожидая, чем все это закончится. А когда через две минуты музыка включилась, все увидели, что танцоры не сбились ни на одно движение! Зал взорвался овациями.

-- Я очень люблю Украину, -- говорит Мира Михайловна. -- Когда я еще танцевала в ансамбле, мы приехали в Западную Украину. Впечатление от поездки было настолько ошеломляющим, что я, помню, решила: когда выйду на пенсию, буду здесь жить. Много лет дружу с Женечкой Мирошниченко… Мы с удовольствием принимаем в наш ансамбль выходцев из Украины, где высокопрофессиональная хореографическая школа. Как-то в ложе Большого театра Надежда Надеждина вместе со мной смотрела выступление украинского ансамбля им. Вирского. Самого мастера уже не было в живых. И она сказала: «Запомни, Миракль (по-французски -- чудо. Так Надежда Сергеевна называла свою последовательницу Миру Кольцову. -- Авт. ), хорошая работа коллектива -- это лучший памятник художнику».

Автор благодарит государственное предприятие «Україна мистецька» при министерстве культуры за предоставленную возможность побывать в туре со знаменитым ансамблем.