Події

Чтобы предотвратить в американской армии всплеск гомосексуализма, солдат снабжали рисованными эротическими картинками, которые наклеивались даже на бомбы и снаряды

0:00 — 12 липня 2003 eye 687

Сто лет назад на свет появились первые пикантные рисунки в жанре пин-ап, произведшие настоящий бум в сексиндустрии

Сегодня мы уже привыкли к роскошным красоткам на страницах эротических изданий, откровенно демонстрирующих свои прелести. Казалось бы, что может быть сексуальней и привлекательней красивого женского тела? Оказывается… тоже тело, только слегка прикрытое, когда сквозь облегающую одежду только угадываются пышные формы груди и крутых бедер. Именно этим воспользовались создатели картинок с рисованными красотками в начале прошлого века.

Первые пикантные картинки были обыкновенными раскрашенными фотографиями

В мировой истории встречаются удивительные парадоксы. И появление жанра пин-ап (что дословно означает -- картинка, приколотая к стенке) не исключение. Конец девятнадцатого века подарил миру фотографию, которая с каждым днем становилась все более популярным видом искусства. Дельцы сразу смекнули, что фото -- прекрасный инструмент для зарабатывания неплохих денег на человеческих инстинктах. Мгновенно родилась эротическая, а затем и порнографическая фотография. Конечно, эротика начала века была далека от совершенства, как и сами модели, позировавшие для снимков. Это были в основном гувернантки, служанки, горничные, а то и проститутки.

За пару десятилетий подпольные эротико-порнографические снимки стали очень популярны у мужчин всего мира. Казалось, ничто не выбьет почву из под ног этого порноколосса. Но тут произошло невероятное.

Менеджеры компании Кока-Кола, открывая очередную рекламную кампанию, решили отойти от стереотипов и фотографию красотки на наклейках расписали красками. Получился довольно реалистичный рисунок, даже с намеком на художественность. Новинка настолько пришлась по душе потребителям, что спустя пару лет уже не только кокакольщики использовали изображение рисованных девушек в рекламных акциях. Но особую популярность новый жанр получил в трудное время Великой депрессии.

В середине тридцатых годов сразу несколько художников создали серию пикантных рисунков в разных стилях. Но идея у всех была одна и та же -- не открытая откровенная сексуальность, а намек на нее. К примеру, обычная домохозяйка занята уборкой квартиры. Наклонилась, но короткая домашняя юбочка случайно зацепилась за дверную ручку и… А вот секретарша, придя с работы, снимает чулочки. Она сидит на стуле, перекинув ногу за ногу и для удобства приподняла платье, оголив бедро. Казалось, подобным пуританским картинкам не под силу тягаться с откровенной порнографией. Но, когда один из издателей купил буквально за копейки у начинающего художника парочку рисованных дамочек и поместил «картинку с намеком» на обложку журнала «Лайф» (вообще не связанного с интимом, да и не пользующегося большой популярностью), тираж был раскуплен мгновенно. Следующий разошелся еще в большем количестве.

«Чем хуже идут дела у журнала, тем красивее девушка на его обложке»

Уловка редакторов издания сработала блестяще. Но авторы идеи не позаботились о патенте, и вскоре уже десятки журналов стали украшать свои обложки рисованными куколками. Тиражи росли как на дрожжах, обеспечивая издателям прибыли от продаж и огромный приток рекламы. Тогда же родилась поговорка: «Чем хуже идут дела у издания, тем красивее девушка на его обложке». Наверное, так оно и было. Ведь зачастую люди покупали малоизвестные и неинтересные по содержанию журналы только ради сексапильной красотки. Первая страничка отрывалась, клеилась на стенку в доме или в гараже, а остальные просто выбрасывались. Именно тогда в тридцатые годы и родился термин «пин-ап».

В чем же секрет такой популярности рисованных куколок. Первый и самый главный принцип пин-ап -- табу на обнаженную натуру. Искусствоведы называют это мудрейшим решением в истории эротического искусства. Ведь полностью обнаженная женщина не имеет загадки, секрета. А мужчине всегда хочется, чтобы сохранилась хоть капля таинственности. Легкая прикрытость соблазняет лучше любой оголенности.

К тому же был продуман и сам способ подачи: пикантная ситуация возникала как бы случайно либо была подсмотрена в замочную скважину. Девушка нагнулась, чтобы поднять выпавшую из сумочки помаду, но тут налетел ветерок и запрокинул подол ее юбки, оголив соблазнительные застежки чулочков. Или же в трусиках неожиданно лопается резинка и они спадают на туфельки в тот момент, когда девушка дергает за поводок любимого спаниеля. С одной стороны ситуация почти нереальная, но с другой -- такая желанная! В этом и заключается та незаметная на первый взгляд магия эротизма, заставляющая многих мужчин выкладывать последние деньги за новый журнальчик.

Но, по словам искусствоведов пин-ап, -- это был и хорошо продуманный пиаровский шаг. Во-первых, не каждый мужчина мог себе позволить купить на подпольном рынке порноснимки. Это было дорого и не всегда безопасно. А пин-ап можно было пользоваться открыто, не боясь быть застигнутым блюстителями порядка или женой. Круг потребителей такой «клубнички» мгновенно вырос до десятков миллионов. Во-вторых, нужно учесть психологический настрой мужчин Америки, истерзанной депрессией. Вульгарная девица на фото подчеркивала развал, царивший в стране. А вот соблазнительная, но такая домашняя и теплая красотка символизировала домашний уют. Она возбуждала, но в то же время вызывала желание заботиться о ней. А в-третьих, технический уровень цветной фотографии тех лет был еще очень низок. Поэтому идея раскрашенных картинок попала в цель.

В каждый солдатский паек вкладывался календарик или открытка с рисованной красоткой

Расцвет жанра пин-ап приходится на начало грозных сороковых годов, когда США вступили в войну на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Именно армия сыграла главную роль в популяризации рисованных эротических картинок. Когда морских пехотинцев стали отправлять в различные части планеты, то обнаружилось, что растет не только профессионализм солдат, но и число гомосексуальных контактов в среде военнослужащих. Военное командование США узрело в этом нездоровую тенденцию и решило бороться с подобным явлением. Но не запретами и наказаниями.

Генералы привлекли на свою сторону так полюбившихся миллионам мужчин рисованных куколок. На военное ведомство США стали работать десятки художников, из-под кисти которых ежедневно выходили в свет целые серии домашних красоток. Солдатам в огромном количестве бесплатно выдавались журналы, буклеты и открытки с дамочками. Чуть позже календарики с девушками стали вкладываться в солдатские пайки и печататься на коробочках с печеньем и табаком. Потом их стали клеить на фюзеляжи самолетов, башни танков, в рубках кораблей и даже на снарядах тяжелой артиллерии и авиационных бомбах. Говорят, что некий весельчак умудрился прилепить пин-апку на атомную бомбу (!), брошенную на Хиросиму. Армия создала настоящий бум на рисованных сексапильных красоток. И именно для военных впервые были созданы специальные пропагандистские армейские серии.

Антураж, окружающий красотку, должен был напоминать солдату уют родного дома, а девушки, хоть и выглядели сексуально, были похожи на домохозяек, жен и подруг. Появились серии с красотками на лужайке возле дома, в ванной, в большой супружеской постели, на кухне, в детской. Картинки сопровождались соответствующими надписями: «Посмотри, какая я красивая! Но моя красота нуждается в твоей защите!» Или: «Пока ты бьешь врага, твоя детка ждет тебя в теплой постельке. Возвращайся скорее!» Это срабатывало лучше любой пропаганды. И чудеса храбрости, совершенные американцами и британцами, во многом обязаны и рисованным красоткам.

К концу войны появилось новое течение в армейских пин-апках: пин-ап--крошка или пин-ап--беби. Девушек рисовали с чертами эдаких пышечек-крошек -- большие глаза, наивный детский взгляд, пухленькие щечки, пышная грудь и ножки, розовенькая кожа. Такую девушку так и хотелось назвать малышкой, крошкой. А малышки, как известно, нуждаются в любви и защите. Кстати, рисованные картинки, предназначенные для армии, ставили и свои неожиданные рекорды. Так в 1944 году колода карт с симпатичными красотками под названием «Побеждай, проигрывай и тяни!» разошлась рекордным по тем временам тиражом в 168 тысяч экземпляров!

«Плейбой» и «Пентхауз» стали могильщиками рисованных картинок

В пятидесятые годы на пробы к художникам, работавшим в этом жанре, выстраивались очереди из сотен девушек и женщин, которые мечтали о карьере пин-ап-модели. Даже начинающим моделям за один сеанс позирования платили по 50-70 долларов, а красоткам со стажем -- не менее 500 долларов за часовой сеанс. И многие, позируя, делали целые состояния.

Соответственно росли и гонорары художников: за одну иллюстрацию он составлял порядка 1000-1200 долларов. На такие расходы шли даже небогатые журналы, так как редакторы знали: это верный шаг к успеху. Бывало, что обложка составляла половину, а то и две трети всего бюджета издания. Пин-ап стали настолько модны, что даже журналы о самолетах, садоводстве, медицине, мебели помещали рисованных куколок на обложку.

Кстати, с середины пятидесятых даже среди голливудских звезд стало престижно позировать для пин-ап. Художник-миллионер Эрл Морган, переехавший в Голливуд после развода с супругой, встретил начинающую модель и актрису Норму Джин Догерти, которая вскоре перевоплотилась в девушку-мечту Мерилин Монро. Картинки с ее изображением имели небывалый успех. Это было еще задолго до звездного часа Монро в кино. Сама актриса вспоминала: «Эрл всегда рисовал мои тощие ножки гораздо красивей, а слегка опущенную грудь более округлой».

А закат жанра наступил в начале шестидесятых. Рынок уже просто не переваривал изобилие новых рисованных шедевров. Фактически наступил кризис перепроизводства. Цены на рисунки катастрофически падали. К тому же в погоне за славой новички нарушили первое незыблемое правило пин-ап-жанра -- эротика и сексуальность должны передаваться намеком. А последние серии начала шестидесятых ничуть не уступали откровенным плейбойским фото. Рисованные девушки на них были совершенно голые, демонстрация обнаженной груди красоток стала неотъемлемым атрибутом. Как говорят искусствоведы, рисованные красотки перестали интриговать. В них исчезла загадка.

К тому же на пятки наступали новые мужские журналы, печатавшие качественные цветные эротические снимки обнаженных девушек. «Плейбой», «Пентхауз» и другие мужские издания стали могильщиками пин-ап-жанра. Правда, спустя два десятилетия создатель «Плейбоя» Хью Хефнер попытался реанимировать рисованных красоток в своем журнале: несколько лет они публиковали целые серии рисунков с полуобнаженными секс-бомбами. Проект удался, так как эти картинки очень высоко котировались даже у маститых коллекционеров пин-ап. Но все же это скорее была дань моде пятидесятых, а не возрождение жанра.