Події

«как медик я знаю, что после удара ножом в шею практически никто не выживает», -- говорил на следствии 22-летний студент киевского медуниверситета, зарезавший отца, мать и бабушку

0:00 — 15 липня 2003 eye 6071

Апелляционный суд Киева приговорил убийцу к 15 годам лишения свободы

Информация о жестоком тройном убийстве, произошедшем в конце прошлого года в Киеве на Оболони, всколыхнула весь город. Сергей Черненко, вырезавший в ночь на первое ноября прошлого года свою семью, был задержан прямо на месте преступления и в тот же день написал явку с повинной. Однако в коротких сообщениях о преступлении, появившихся в газетах и свежих выпусках информационных агентств, не упоминалось об одной жуткой детали, которая помогла раскрыть убийство по горячим следам. Дело в том, что милицию вызвал сосед семьи Черненко, живший этажом ниже. Разбуженный среди ночи звуком капающей воды, мужчина включил свет и увидел, что на потолке расплылось розовое пятно, а на пол капает… кровь.

Позже на следствии Сергей Черненко пытался объяснить свой дикий поступок тем, что он накануне якобы «обкурился» марихуаны и не мог себя контролировать. Однако эксперты-психиатры, обследовавшие молодого человека, категорически заявили: парень -- не наркоман. Причины, толкнувшие его на убийство, были куда глубже и страшнее.

Родители были счастливы, узнав, что сын станет врачом

Сережа и его младшая сестра Света росли в типичной рабочей семье. Отец, 56-летний Петр Степанович, был лифтером. Мама, 50-летняя Анна Ивановна, немало лет отработала на Дарницком шелковом комбинате. Работа на ДШК тяжелая и вредная, и в зрелые годы женщина поменяла профессию -- устроилась санитаркой в поликлинику Союза писателей. Эта деталь, между прочим, может много сказать о характере женщины. Мне доводилось бывать в этом медучреждении в качестве пациента, и по собственному опыту могу сказать, что сотрудники поликлиники насколько заботливы и предупредительны, что понимаешь -- на работу туда лишь бы кого не берут.

Вообще, люди, подобные покойным супругам Черненко, всегда вызывали уважение. Им самим, к сожалению, не удалось сделать блестящую карьеру, но они все силы положили на то, чтобы их дети смогли получить достойное образование и в итоге занять на социальной лестнице ступеньку повыше.

Во всяком случае, Сергею грех было на них жаловаться. В школе, по свидетельствам близких семье людей, Сережа учился хорошо и к ее окончанию решил стать медиком. Но парень он был неглупый и, скорее всего, понимал, что даже с хорошим аттестатом ему вряд ли удастся сразу после школы поступить в медицинский университет. Тогда он сделал то, что до него делали сотни юношей и девушек, надеявшихся попасть в элитарное учебное заведение без денег и связей: вначале поступил в медучилище, а отучившись там (и заработав кое-какие льготы), подал документы в университет. И поступил.

Можно только представить, как счастливы были Петр Степанович и Анна Ивановна, зная, что их сын будет не простым работягой, а уважаемым человеком, доктором!

«Бабушка задолбала меня своей болезнью»

Финансовые дела и жилищные условия семьи Черненко были отнюдь не блестящими. В двухкомнатной квартирке на втором этаже панельной девятиэтажки на Оболони ютились пять человек: большую комнату -- «зал» -- отвели матери с отцом, а меньшую, «детскую», Сергей делил с младшей сестрой, девятиклассницей Светой, и 73-летней бабушкой.

О бабушке нужно рассказать подробней. Последние лет десять Вера Федоровна страдала тяжелым нервным заболеванием -- болезнью Паркинсона -- и за последний год стала практически полным инвалидом: не могла без посторонней помощи донести ложку до рта, дойти до туалета… Паркинсонизм -- болезнь неизлечимая, к тому же почти половина больных с годами впадает в старческое слабоумие. Баба Вера практически все время проводила в постели -- спала она на нижнем «этаже» двухъярусной детской кровати (наверху устроилась Света, а Сереже достался диванчик). Днем старушка высыпалась, а по ночам начинала изводить внуков. Сергей со Светой по очереди выводили бабушку в туалет, приносили ей поесть. Маленькая комнатка вся пропахла лекарствами и нездоровым старческим телом. По утрам Сергей вставал злым и невыспавшимся. «Бабушка задолбала меня своей болезнью, создавала неудобства в квартире», -- писал он в своих показаниях на следствии.

Еще одна проблема -- безденежье. Зарплаты родителей едва хватало на то, чтобы прокормить семью, поэтому студент-медик нашел себе подработку -- устроился лаборантом на одну из кафедр медуниверситета. Вначале Сергей дисциплинированно отдавал свою лаборантскую зарплату родителям -- в общий котел. Но за несколько месяцев до трагедии все переменилось. Света вспоминала, что брат перестал отдавать свой заработок родителям, более того -- сам требовал у них денег. Да и вообще стал грубым, издерганным, постоянно ссорился с матерью и отцом.

«Я полежал минут пятнадцать и… решил всех убить»

Вам не приходилось наблюдать за веселой толпой студентов, спешащих на лекции в престижное учебное заведение (а киевский медицинский университет относится именно к таким)? Некоторые прикатывают к началу занятий на собственных иномарках. Да что машины! Можно себе представить, каково было Сергею смотреть на одежду студентов -- если даже не отдавать деньги в семью, все равно иная курточка или пара кроссовок на каком-нибудь первокурснике стоила нескольких его лаборантских зарплат. Нетрудно догадаться и о том, какие мысли могли вертеться в голове у парня, когда он плелся после лекций к своим колбам и пробиркам, зная, что его однокурсники собираются весело провести время в какой-нибудь кафешке, где один бокал пива обойдется гривен в пять!

Собственно, с пива и начались события той кровавой ночи.

Вспоминая обстоятельства, предшествовавшие трагедии, младшая сестренка Сергея рассказывала, что ближе к вечеру брат пришел домой с какой-то незнакомой девушкой. Сергей и его гостья устроились пить чай на кухне. Судя по всему, молодой человек ужасно стеснялся своей тесной и небогатой квартиры, и поэтому решил пригласить новую подругу в кафе. Но денег у него не было.

-- Я начал требовать у матери 50 гривен на кафе, -- рассказывал убийца на следствии. -- Она вначале мне отказала, но потом все-таки дала 30 гривен. (Для того, чтобы сводить в кафе малознакомую девчонку, Сергей потребовал у матери ни много ни мало -- ее почти недельный заработок! -- Авт. ) Мы поехали в кафе на Подоле…

Попив с девушкой пивка, Сергей посадил ее на маршрутку и поехал домой. Дома он был в половине первого ночи. Вся семья уже спала. Сергей разделся, пристроился было отдохнуть на своем диванчике, но тут заворочалась бабушка.

-- Она попросила отвести ее в туалет. Я отвел, и меня это взбесило. Вернулся, снова лег в постель, -- вспоминал Сергей эту ночь. -- Полежал минут пятнадцать и решил всех убить…

То, что произошло дальше, в голове у нормального человека не укладывается. Вначале Сергей попытался задушить бабу Веру подушкой, взял на кухне кухонный нож, надел резиновые перчатки. Ножом он несколько раз ударил бабушку в шею.

Когда Сергея спрашивали на следствии, почему именно в шею, парень серьезно ответил: «Я ведь медик, и точно знаю, что после ранения в шею практически никто не выживает». Но бабушка умерла не сразу -- когда внук набросился на нее, она начала кричать. От ее крика проснулась Света. В комнате было темно, и девочка включила свет. От увиденного она оцепенела.

Одновременно свет включился и в комнате родителей, и, оставив истекающую кровью бабушку, Сергей бросился туда. В забрызганных кровью, затянутых в резиновые перчатки руках он продолжал сжимать кухонный нож.

Мать и отец так и не успели выйти из комнаты -- сын убил их прямо там. Вначале погибла Анна Ивановна. Эксперты насчитали на ее теле 13 ножевых ранений, Петру Степановичу досталось 12. Вначале он пробовал сопротивляться -- оттолкнул обезумевшего сына так, что тот отлетел в угол комнаты. Но тут же поднялся и… Практически все удары Сергей наносил в жизненно важные органы -- судя по всему, будущий медик знал анатомию на «отлично».

Все это время находившаяся в шоке Света кричала, не переставая. Убедившись, что родители и бабушка мертвы, Сергей подошел к сестре: «Включи музыку погромче. И выбирай, какой смертью тебе хотелось бы умереть. Хочешь, я тебя повешу?» Испуганная девочка смогла только пробормотать: «Не убивай, я знаю, где родители прячут деньги».

Позже Сергей уверял следствие и суд, что вовсе не собирался убивать Свету: «Я просто хотел ее напугать, чтобы она перестала кричать».

Зайдя в большую комнату, где лежали трупы отца и матери, Сергей вывернул из шкафов все их содержимое -- чтобы вытереть кровь на полу, объяснял он. (Скорее всего, он искал родительские сбережения. Родителям Сергея удалось скопить на черный день пару тысяч гривен и несколько сотен долларов, и, наверное, Сергей знал об этом. Но это всего лишь мои предположения. -- Авт. )

Затем парень снял окровавленную футболку, надел чистую и попросил сестру… помочь ему убрать кровь. Зная (опять-таки как медик!), что от горячей воды кровь свернется, и ее тяжело будет отчищать, Сергей вылил на пол три или четыре ведра холодной воды.

На потолке расплывалось розовое пятно, и на пол капала кровь

Сосед, живший этажом ниже, как и родители Сергея, спал в большой комнате. Среди ночи его разбудил дикий шум, доносившийся из квартиры сверху. Удивившись (верхние жильцы были людьми приличными, за ними раньше не водилось такого -- скандалить по ночам), мужчина собрался было идти разбираться, но вскоре шум прекратился. Вернувшись в постель, он подремал полчаса и вдруг услышал, что капает с потолка. Чертыхаясь про себя (»Мало того, что орут по ночам, так еще и краны забыли закрутить, квартиру залили, делай теперь из-за них ремонт»), он включил свет…

На потолке расплывалось мокрое пятно. Но оно было не серым, а розовым. Посередине набухали красные капли и одна за другой падали на пол, где уже образовалась небольшая кровавая лужица. Подставив под них таз, жилец с первого этажа тут же позвонил в милицию.

-- Когда мы позвонили в квартиру, двери нам открыл молодой парень в черной футболке и плавках, -- вспоминал командир дежурного милицейского экипажа. -- На руках у парня были резиновые перчатки, которые он тут же снял и бросил на пол. В коридоре, на телефонной полочке лежал окровавленный нож.

Сергей не сопротивлялся, когда его отвозили в милицию, и практически сразу написал явку с повинной. И на следствии, и на суде он держался довольно спокойно. Говорил, что собирался зарезать только бабушку, а родителей пришлось убить, чтобы скрыть преступление. Пытался объяснить свой дикий поступок тем, что накануне выкурил «косячок» с травкой и поэтому не мог себя контролировать. Но, как уже говорилось выше, Сергей соврал -- он не был наркоманом. Правда, хроническое недосыпание действует на психику не менее разрушительно -- это вам любой врач скажет. А тут еще и безденежье, и комплекс неполноценности…

-- Это преступление поражает не только жестокостью, но и абсурдностью, -- сказал «ФАКТАМ» заместитель прокурора Оболонского района Киева Андрей Пентелейчук. -- Возможно, убийца надеялся на то, что, забрав родительские деньги, уедет куда-нибудь. Он, конечно, абсолютно аморальный человек. Но, знакомясь с этим делом, я иногда ловил себя на мысли: для того, чтобы полностью понять мотивы, толкнувшие Сергея на убийство самых близких людей, нужно, пожалуй, быть не юристом, а писателем.

За убийство родителей и бабушки Апелляционный суд Киева приговорил Сергея Черненко к 15 годам лишения свободы.

P. S. Имена и некоторые детали изменены по этическим соображениям.