Події

Попросив экстренной медицинской помощи у американских военных моряков, украинский путешественник теодор резвой лишился у берегов сша уникальной лодки стоимостью в несколько сотен тысяч долларов

0:00 — 15 липня 2003 eye 292

Несмотря на это, наш соотечественник преисполнен решимости пройти намеченным маршрутом

«ФАКТЫ» ранее подробно сообщали о том, что известный украинский путешественник Теодор Резвой готовится совершить небывалый переход через Атлантику «северным» маршрутом. Информировали мы читателей и о том, что второго июля гребная лодка «Украина», ведомая смельчаком-одесситом, стартовала из Нью-Йорка курсом на французский Брест. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, усилиями многоопытного Теодора новенькая, оборудованная по последнему слову морской практики лодка уверенно продвигалась заданным курсом. Как вдруг…

«Тэд пребывал в прекраснейшем настроении»

-- В течение последних нескольких суток мы пережили невероятно много, -- сообщила из Лондона «ФАКТАМ» Татьяна Резвая-Крачлоу, мать Теодора Резвого и пресс-секретарь Общества океанских гребцов (напомним, штаб-квартира общества располагается в Лондоне. -- Авт. ). -- Десятого июля, в полдень по Гринвичу, я была на связи с Теодором. Тогда же он поговорил с женой и сыном. Тэд пребывал в прекраснейшем настроении. Мы обсудили прогноз погоды и дальнейший маршрут. За дни, прошедшие после старта, он прошел солидное расстояние. Хотя не секрет, что именно первые дни -- самые сложные, как в физическом плане, так и в моральном.

Теодор сам удивлялся тому, как быстро он вошел «в колею». Единственное, о чем он не говорил, так это о том, что у него пошаливала печень. Но Тэд принимал аллохол, который был у него в аптечке, и считал, что как только начнет нормально питаться (в первые дни он ел лишь копченую колбаску и шоколадные батончики), все пройдет. Вскоре после нашего разговора печень прихватила его настолько сильно, что сын слег. Потом уже, когда я расспрашивала его подробно о том, что предшествовало приступу, он рассказал (не увязывая эти события), что во время шторма его лодку дважды перевернуло, но он был готов к непогоде и оставался в кабине, пристегнувшись ремнем безопасности. Сказал, кстати, что пребывание в лодке, перевернутой вверх дном, не так уж и страшно, «Украина» вела себя классически и восстановилась легко. Возможно, в силу того, что конструктивно она выполнена как «неваляшка».

Татьяна Резвая-Крачлоу считает, что именно во время переворота ремень безопасности резко надавил на печень, и без того беспокоившую сына.

Именно с момента, когда Теодор слег в каюте (в конце 10 июля), началась целая череда непредвиденных стечений обстоятельств, рассказала мать Теодора. Так, активный отражатель радара Sea Me «сообщил», что неподалеку находится судно. В таких случаях положено выходить на связь, что Резвой и сделал. Последовал обычный в таких случаях вопрос: «Кто вы и куда направляетесь? Не нужна ли помощь?» Теодор поблагодарил и в ответной радиограмме спросил, нет ли сильнодействующего средства от боли в печени, подчеркнув, что не нуждается в экстренной помощи. В ответ услышал, что судно сейчас подойдет и окажет ему помощь. Немного позже радист с «незнакомца» пошутил: «Почему мы должны помогать французам, если они нас так не любят?!» (Узнав из сообщения о том, что лодка направляется во Францию, очевидно, решили, что Теодор -- француз).

«Военные говорили более чем серьезно»

-- Тэд ожидал увидеть что угодно: большую яхту, пассажирское или грузовое судно, катер береговой охраны, -- продолжает Татьяна Резвая-Крачлоу. -- Но перед его взором предстал… огромный военный корабль ВМС США, который, по всей вероятности, патрулировал 200-мильную прибрежную зону. Скорее всего, американские моряки предложили свою помощь еще и потому, что активный радарный отражатель «Украины» многократно усилил посылаемый сигнал, поэтому на дисплее военного корабля лодка, по всей вероятности, отобразилась в виде судна внушительных размеров.

С корабля спустили моторную резиновую лодку «Зодиак», которая на скорости подошла к «Украине» и остановилась в нескольких метрах от нее. А через пару минут украинский путешественник оказался в «тесных объятиях» американских военных моряков. «Расстегнитесь!», -- последовала команда. Теодор сначала не понял, что от него потребовали и переспросил с недоумением. Команду повторили, отнюдь не тем шутливым тоном, который он слышал по рации. Военные говорили более чем серьезно. Тэд расстегнул куртку и, по последовавшей следующей команде, повернулся кругом с поднятыми руками. «Зодиак» подошел ближе, и с него в лодку к Теодору спрыгнул один из моряков, не спрашивая на то разрешения. Затем с «Зодиака» в воду спустился аквалангист и осмотрел днище лодки, шедшей под украинским национальным флагом.

Когда осмотр окончился, Теодору строго велели перейти на моторную лодку с военного корабля, а «Украину» взяли на буксир, подтянув к борту «американца». Теодора подняли на палубу. Здесь первым делом ему велели стать лицом к стене и прощупали с головы до ног. Затем проверили паспорт, который Тэд в последний момент успел прихватить собой, и его сумку. Все это совсем не походило на оказание незначительной скорой медицинской помощи…

-- Естественно, Тэд хотел прекратить все это поскорее, но ему сказали, что пока его будет осматривать врач, «Украину» без проблем поднимут на борт, -- рассказала Татьяна Резвая-Крачлоу. -- Однако первая попытка подъема оказалась неудачной… Теодору все так же строго предложили пройти в медпункт, а лодку «перепоручить их заботам». Врач осмотрел Тэда, сделал ему укол и, если я правильно поняла, поставил капельницу (сочли, что у него легкое обезвоживание. ) Об этих процедурах мне сообщила позже береговая охрана, которая связалась с кораблем. Я дважды беседовала с разными офицерами береговой охраны, и оба раза получала противоречивую информацию. Поэтому первые сведения полученные через третьи руки, возможно, просочившиеся в какие-то СМИ, абсолютно неточны.

Когда Теодор все еще находился в медпункте, вошел офицер и сказал: «Извините, лодку поднять не удалось. На буксир мы ее взять не можем, поэтому пришлось ее оставить». Для Теодора это было шоком: его поставили перед свершившимся фактом! Из лодки он прихватил с собой лишь небольшую сумку с фотоаппаратом и спутниковым телефоном «Ирридиум» -- и больше НИЧЕГО! Сам он был облачен в специальные костюм и обувь для гребли. Фотоаппарат прихватил с тем, чтобы запечатлеть пребывание на «штатовском» корабле, а «Ирридиум» -- чтобы позвонить нам, поскольку в шесть вечера (время приближалось к этой отметке) у нас должен был состояться очередной сеанс связи. Но ни тем, ни другим ему воспользоваться не позволили. У Теодора хватило духа зажать свои эмоции в кулак. Он решил, что на следующий день в Массачусете, свяжется с нами и начнется поиск лодки. Это был вполне оправданный вариант, апробированный неоднократно, когда с борта лодки маячок спутникового слежения «Аргос» посылал координаты, приводя спасателей прямо к цели. На «Украине», Теодор это знал, «Аргос», естественно, продолжал посылать координаты.

«На очередной сеанс связи Тэд снова не вышел»

-- Мы пребывали в полной растерянности -- в 18. 00 на связь Тэд не вышел, -- продолжает расстроенная Татьяна. -- Каждый час я делала пробные звонки, надеясь, что он догадается включить телефон на прием. Безрезультатно! В 22 часа, проверяя данные маячка спутникового слежения «Аргос», я обратила внимание на то, что последние координаты поступили в 19 часов 31 минуту…

На очередной сеанс связи Тэд снова не вышел. Я перешла на другую линию, высвободив, на всякий случай, основную. И сразу же раздался звонок нашего знакомого из американского города Нью-Джерси, у которого Тэд и вся «команда поддержки» жили последние десять дней перед стартом. Тэд позвонил ему и попросил передать мне, что с ним все в порядке, он находится на военном корабле и позвонит мне из Массачусетса на следующий день.

Как выяснилось позже, Теодора еще раз осмотрел врач и, дав ему какое-то лекарство, устроил на ночлег в… коридоре судна. Ночь он провел без сна. Общество океанских гребцов связалось с береговой охраной США, но там сообщили, что сигнала «SОS» с лодки не поступало.

В семь часов утра береговая охрана «прояснила» ситуацию, сообщив, что Резвой находится на одном из кораблей их ведомства, но связаться с ним нельзя, пока судно в море. Времени прибытия корабля не сообщили.

«Дойл» прибыл в порт Салем на следующие сутки, около полудня по местному времени. Тэд готовился сойти на берег. К нему подошли военные моряки и, сияя довольной улыбкой, отдали то, что они, оказывается, успели снять с лодки -- весла и… маячок «Аргос»!!! Это был фактически смертный приговор «Украине» -- без координат, посылаемых «Аргосом», найти лодку в океане малыми силами невозможно! Выйти в море на яхте, за которую нужно платить сумасшедшие деньги, и вести поиск на огромной территории методом тыка -- это просто потеря времени и денег, а поисковый самолет и катер обойдутся в баснословную сумму.

-- В маленьком приморском американском городке Салем Теодора приютило местное отделение полиции, -- вздыхает Татьяна. -- Оттуда Тэд смог нам позвонить и в общих чертах объяснить, что случилось. Ближе к вечеру из штата Коннектикут за ним приехала жена его брата Петра и увезла к себе домой.

«С подобной утратой смириться невозможно!»

На этом рано ставить точку. И первый, кто не собирается делать этого, конечно же, сам Теодор. Сознание того, что где-то, не так уж и далеко от берега, осталось брошенным твое детище, невыносимо! Слишком много сил, надежд, труда, средств и времени затрачено на создание и воплощение проекта «Атлантика-2»! Причем не только Теодора, а многих людей, помогавших осуществиться проекту. Дело не только в материальных потерях, которые, кстати, весьма существенны. Сама лодка, даже без дорогостоящего оборудования, сделана по особому заказу и на сегодняшний день абсолютно уникальна. Оснащена она действительно «по последнему слову». О таком оснащении Теодор не мог и мечтать во время своего первого перехода. С подобной утратой смириться невозможно! Поэтому уже в субботу, 12 июля, Резвой связался с Кэмалом Гокселом из Атлантик Хайлэндз (американского городка неподалеку от Нью-Джерси, где «Украину» готовили к переходу). Кэмал оказал Тэду огромную поддержку перед выходом в океан, и теперь заверил его, что готов сделать все, что в его силах, для поисков «Украины».

Через Кэмала Общество океанских гребцов обратилось с просьбой к береговой охране объявить следующее предупреждение: «Внимание все судам и кораблям, проходящим в данном районе! Если кто-нибудь заметит ярко-желтую гребную лодку, на борту которой написано: «UKRAINE», немедленно сообщить в береговую охрану!»

Теодор собирается сделать официальное заявление примерно такого содержания:

«Понимаю, что когда корабль Военно-морских сил США «DOYLE (FFG 39)» подошел ко мне по моей просьбе, его команда находилась при исполнении обязанностей по охране государственной границы своей страны. Все действия, которые последовали по отношению ко мне, были действиями профессионалов, продиктованные главной задачей -- обеспечить безопасность границы и, в частности, своего корабля и его экипажа. Я понимаю состояние повышенной бдительности, в котором находятся сейчас Соединенные Штаты, особенно после того, как старт моей лодки состоялся в нескольких кварталах от того места, где недавно стояли небоскребы-»близнецы». Могу понять, что военное судно не имеет права поднимать на борт никакое плавсредство, особенно принадлежащее другому государству. В таком случае непонятно, почему в моем присутствии эта попытка все же была предпринята, а затем лодку оставили в океане без моего ведома и согласия, своевременно не информировав меня об этом. Ведь когда мне было предложено подняться на корабль, я прежде всего заявил, что я и лодка -- неразделимы! Руководствуясь, очевидно, теми же соображениями безопасности, команда нарушила суверенность судна чужого государства, каким является океанская гребная лодка «Украина». Ступив на ее борт, сняли, опять-таки без моего ведома и согласия, маяк спутникового слежения «Аргос» и тем самым «отрезали» единственно возможное средство коммуникации, лишили возможности вести работы по поиску лодки самостоятельно. Относясь с пониманием к действиям экипажа «DOYLE (FFG 39)», я, тем не менее, прошу ведомство, в котором он находится, помочь мне вернуть океанскую гребную лодку «Украина», во всяком случае, хотя бы разыскать ее и сообщить мне ее местонахождение».

Когда материал готовился к печати, удалось связаться с Теодором, и он сообщил, что, невзирая ни на какие ситуации, преисполнен решимости пройти намеченным маршрутом. Более того, он уже наметил конкретную дату своего старта -- 6 июня 2004 года, из Нью-Йорка, США.

Справка «ФАКТОВ».

Корабль ВМС США «DOYLE (FFG 39)» эксплуатируется уже два десятилетия. Его тактико-технические данные: длина -- 138, ширина 14,3 метра, осадка -- 7,5 метра, водоизмещение -- 4100 тонн. Команда состоит из 215 моряков, в том числе 17 офицеров.