Світ

Самолетам антоновского конструкторского бюро стало опасно летать в сша, францию и бельгию

0:00 — 16 липня 2003 eye 259

В Киеве боятся повторения июньской истории с арестом «Руслана» в Канаде

Ситуации, сложившейся вокруг неожиданного ареста 26 июня Ан-124-100 «Руслан» в канадском аэропорту «Гузбей», была посвящена пресс-конференция, которую руководство антоновского КБ провело на борту «Мрии». Кстати, теперь самый крупный в мире самолет тоже могут задержать, приземлись он в Канаде, США, Франции или Бельгии. Список стран в любой день может увеличиться -- кипрская компания «TMR Energy Limited», обращаясь в суды, разворачивает по всему миру «охоту» на собственность Фонда государственного имущества Украины, надеясь взыскать 62 миллиона долларов. Логика проста: раз Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова и принадлежащие ему самолеты являются казенными, то их можно арестовывать за долги Фонда госимущества.

-- Это грубая ошибка: в зарубежных судах не учли, что этот фонд распоряжается лишь той частью государственной собственности, которая приватизируется. А наше предприятие на продажу не выставляется -- этого нет даже в перспективных планах, -- заявил исполнительный директор авиакомпании «Авиалинии Антонова» (входит в состав АНТК имени Антонова) Константин Лушаков. -- К тому же, в уставе АНТК имени Антонова четко записано, что предприятие не может отвечать за имущественные претензии к государству. Суды западных стран в этих нюансах не разобрались.

Кстати, по словам Константина Лушакова, к ошибке Федерального суда Канады причастен профессор права одного из ведущих вузов Киева. По просьбе компании «TMR» он 5 июня дал показания под присягой в посольстве Канады в Украине. Эти показания -- экспертная оценка по вопросам имущественного законодательства Украины.

-- После ареста «Руслана» нам пришлось собрать сведения об истории тяжбы с компанией «TMR», -- продолжает г-н Лушаков. -- Оказалось, она тянется еще с 1993 года, когда «TMR» взялась вложить средства в реконструкцию Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, принадлежавшего тогда государству. Однако завод стал приносить прибыли только после его приватизации в 2000 году другой компанией. Теперь «TMR» решила предъявить имущественные претензии. Отсудить у завода ей ничего не удалось, у государства Украина -- тоже. Успеха «TMR» добилась по иску к Фонду госимущества Украины. Это дело в 2002 году рассматривал Стокгольмский арбитражный суд, являющийся международным. Оказалось, что с его решением согласились суды Канады, Франции и Бельгии. А 11 августа вердикт вынесет суд в США. Теперь нашим самолетам садиться в аэропортах этих стран опасно -- могут арестовать. Поэтому мы вынуждены отказываться от ряда заказов на перевозку грузов.

-- Убытки уже оцениваются в миллионы долларов, -- заявил первый заместитель генерального конструктора АНТК имени Антонова Дмитрий Кива. -- Ведь практически все наши заказчики -- за рубежом. К вызволению арестованного «Руслана» подключены лучшие юристы в Украине и Канаде. Не менее важно, чтобы Фонд госимущества Украины добился отмены решения Стокгольмского арбитражного суда, иначе его вердикт могут признать суды любой страны.

Пока же на опечатанном канадским шерифом «Руслане» пришлось провести консервацию узлов и агрегатов. После выполнения этой работы экипаж самолета вернулся в Киев. А Дмитрий Кива и Константин Лушаков отправились вчера в Канаду решать вопрос с «Русланом» на месте.