Події

У владельцев киевских маршрутов теперь могут отобрать лицензию даже за то, что водитель возьмет пассажиров больше, чем мест для сидения в микроавтобусе, или не выдаст билет…

0:00 — 16 липня 2003 eye 271

Депутаты Киевсовета утвердили новые, более жесткие правила перевозки пассажиров в маршрутных микроавтобусах

О необходимости принятия таких правил чиновники говорили уже давно, предъявляя немало претензий к перевозчикам. Да и участившиеся случаи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых страдали пассажиры маршруток, неоднократно подтверждали: далеко не все водители микроавтобусов отличаются особой дисциплинированностью.

«Газелей», как и других неудобных микроавтобусов, вскоре не будет на столичных маршрутах

Председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта и связи Владимир Гриненко откровенно признается, что сегодня в системе пассажирских перевозок царит хаос. Зачастую перевозчики сами открывают маршруты, которые им наиболее выгодны, иногда «перепрыгивают» с одного маршрута на другой. В результате столичными улицами колесит маршруток в три раза больше, чем необходимо городу. Это еще больше осложняет и так непростую ситуацию на автодорогах, особенно в центре Киева, где постоянно возникают заторы.

На некоторых конечных остановках порой скапливается так много микроавтобусов, что другим автомобилям проехать сложно, а транзитные маршрутки не могут нормально высадить пассажиров -- приходится парковаться во втором ряду, подвергая риску жизни людей.

Не предъявляют владельцы маршруток и особых претензий к техническому состоянию микроавтобусов -- на линии часто выезжают неисправные машины. Более того, у многих перевозчиков нет даже элементарных условий для нормального технического осмотра машин!

Некоторые владельцы маршруток не всегда заботятся о профессиональном мастерстве водителей, не учитывают ни их возраст, ни стаж работы. За рулем микроавтобусов сидят немало шоферов из других областей -- эти люди не только плохо знают город, но и не имеют опыта вождения на оживленных улицах мегаполиса. На их подготовку отводится от силы два-три дня. Бывает, что у выигравшей конкурс фирмы-перевозчика вообще отсутствуют транспортные средства, машины она арендует, причем порой совершенно не приспособленные к перевозке людей микроавтобусы.

Реально повлиять на ситуацию и строго наказать виновных нарушителей столичные власти до сих пор не могли -- отсутствовали эффективные механизмы управления. Теперь они появились.

Прежде всего, заказчик услуг -- Главное управление транспорта Киевской горгосадминистрации -- станет сам определять, где и какой маршрут открыть, а затем выставит его на конкурс. Уже разрабатывается и вскоре будет утверждена новая транспортная схема Киева: четко определят улицы, где нет общественного транспорта или же он не справляется с пассажиропотоком, -- там и станут открывать новые маршруты, отбирая наиболее достойных претендентов.

Согласно новым правилам, претендент на маршрут должен иметь необходимое количество машин, включая резервные транспортные средства. Предприятие, у которого нет собственных или законным образом арендованных таксобусов, теперь к конкурсу даже не допустят. К тому же микроавтобусы должны иметь специальный сертификат, гарантирующий надежность машины в эксплуатации. Перевозчик не сможет без согласия городских властей отправить на маршрут машины иной вместимости, чем оговорено в договоре.

Как отметил первый заместитель начальника городского управления транспорта Иван Шпилевой, уже сейчас преимущество на конкурсе предоставляют перевозчикам, имеющим более комфортабельный транспорт. К примеру, «Газели» уже доживают свой век на столичных маршрутах. Вскоре они, как и другие маловместительные и неудобные микроавтобусы, будут списаны.

Заменят «ветеранов» машины повышенной вместимости, с низким полом и автоматически открывающимися дверями. Новые правила предусматривают, что возраст микроавтобуса, выезжающего на маршрут, не должен превышать восемь лет. Еще несколько обязательных требований к перевозчику: наличие собственной (арендованной) ремонтной базы или мастерской, где можно проводить ежедневный технический осмотр машин, а также охраняемой стоянки.

Предусмотрены и наказания нерадивых перевозчиков

Перевозчики должны устанавливать на маршрутах современные павильоны ожидания для пассажиров (или арендовать остановочные комплексы), своевременно их ремонтировать и убирать (или перечислять за это деньги коммунальным предприятиям); обустроить площадки для отстоя своих транспортных средств. На каждой остановке предписано установить таблички с информацией об интервале движения маршрутки, телефонах перевозчика и контролирующей его службы.

Эмблема предприятия должна быть на каждом микроавтобусе, а водителей надлежит снабдить форменной одеждой. При заключении договора и выдаче лицензии в каждом конкретном случае станут оговаривать график и интервал движения маршрутки, количество и категорию пассажиров-льготников, (списки категорий таких пассажиров появятся во всех салонах), порядок компенсации убытков от их перевозки.

Претендент на маршрут должен убедить конкурсную комиссию, что способен проводить ежедневное медицинское освидетельствование каждого водителя, выезжающего на линию. Прежде чем взять на работу шофера, владелец должен убедиться, что кандидат имеет права категории «D» (1-го и 2-го класса), а также стаж работы не менее одного года.

Предусмотрены и наказания нерадивых перевозчиков, самое строгое -- расторжение договора и аннулирование лицензии. Таким санкциям подвергнутся водители, которые в течение года будет иметь три подтвержденных контролирующим органом нарушения. Перечень подобных нарушений довольно большой: отклонение от утвержденной схемы движения, несоблюдение утвержденного расписания, отказ взять льготника, перевозка пассажиров, которые едут стоя, и даже невыдача билетов. Отнимут лицензию и в случае, если по вине водителя маршрутки произошла авария, в результате которой погибли и получили травмы пассажиры.