Культура та мистецтво

Поэт-песенник лариса рубальская: «когда по заказу крутого я написала «живи спокойно, страна. Я у тебя одна», даже не знала, что петь ее будет алла пугачева»

0:00 — 22 липня 2003 eye 1514

Известная поэтесса отметила двадцатилетие своей творческой деятельности

Песни на стихи Ларисы Рубальской исполняют Пугачева, Киркоров, Алсу, Буйнов. Она и сама выступает с авторскими концертами, читая стихи о неверных мужчинах и покинутых женах, ушедшей молодости и любви. Преподаватель японского языка по специальности и поэтесса по призванию, Лариса Рубальская в свое время вывела в звезды Александра Малинина и Ирину Аллегрову. Она дорогой гость в домах Крутого и Пугачевой, ласково называет первого Игорьком, а Примадонну -- Аллусей…

«Александр Малинин стал популярен благодаря моей песне «Напрасные слова»

-- Лариса, вы сегодня -- самый известный поэт-песенник. Зачем вам еще выступать и на концертах, мелькать на телевидении?

-- Потому меня все и знают, что хожу на разные программы. Сейчас ведь исполнители не называют авторов и композиторов песен. А в передачах я где стихи почитаю, где расскажу, что нового написала. Из этого и складывается биография.

-- Кстати, о биографии. Как начали писать стихи?

-- Первую песню я написала в 1983 году с Владимиром Мигулей, он был тогда пациентом моего мужа (Супруг Ларисы Рубальской Давид Розенблат -- известный московский стоматолог. -- Авт. ). Давид однажды сказал Володе, что жена пишет неплохие стихи по случаю. Мигуля попросил, чтобы я написала не просто стихи, а куплет-припев. Я написала, он положил на музыку и отдал Валечке Толкуновой. Песня называлась «Не сезон в начале марта», она не очень известна. А на следующий год, в 1984-м, моя «Память-птица» в исполнении Натальи Рожковой попала в финал «Песни года». Когда я впервые увидела себя по телевизору, испытала приятное потрясение. Потом были четыре творческих вечера: два в Театре эстрады, два -- в концертном зале «Россия». Когда впадаю в уныние, отчетливо представляю, как выхожу на сцену «России», зная, что зал пришел ради меня. Помогает.

-- И понеслось?

-- Да. Сейчас я уже привыкла общаться со знаменитостями, а тогда это тоже было своеобразным потрясением. Люди, которых я раньше видела только на экране, начали часто наносить мне визиты. Конечно, приятно и то, что все, кто тогда был малоизвестен и приходил ко мне «Ирами», «Сашами», благодаря моим песням стали звездами, -- Аллегрова, Буйнов, Малинин… Я сдружилась с Давидом Тухмановым. Исполнив нашу песню «Напрасные слова», Саша Малинин обрел популярность.

«Мужа мне подыскала Галина Волчек»

-- Бывает, что слова песен меняют без вашего ведома?

-- Когда-то писали с Мишей Муромовым песню «Странная женщина». У меня была строчка «В грустных глазах ловлю искорки радости». А он спел «В грустных глазах ловлю редкие радости». Я ему признательна: слово «редкие» придало строке немного трагическое звучание. Виктор Чайка в песне «Транзитный пассажир», не спрашивая меня, написал «Ты был транзитный мой вокзал». Я услышала по телевизору и сказала ему: «Витя, нужно говорить «Ты был моим транзитным вокзалом». А он -- одессит, тонкостей русского языка не знает. Говорит: «Лорочка, что ты переживаешь? Народ съест и так».

-- Пишется быстро?

-- Могу написать песню за три минуты. Другое дело, что от песни до песни иногда проходит огромный период. У меня очень сильна связь с Луной. Есть дни, когда мне вообще противопоказано писать и думать, а бывает, что меня не остановить.

-- А если по заказу?

-- Пишу, это способ быть всегда на виду. Как-то приходит композитор Эдуард Ханок: «Надо написать про обойную фабрику «Гомель-обои». -- «Я такое написать не могу». -- «А деньги получить хочешь?» -- «Хочу». -- «Тогда думай». Я подумала и написала песенку, как один сосед пришел к другому, а у того красиво. Он спрашивает: «Как сделал?» А тот отвечает: «Купи обои, и у тебя будет красиво». И в песне припев: «Неужели вы еще не поняли: лучшие обои только в Гомеле». А в этом году у меня на даче забор рухнул. Взяли рабочих. Слышу, они поют про обои. Спрашиваю: «Что это?» «У нас в Гомеле эту песню на дискотеках играют. И вся молодежь поет», -- отвечают. Как-то перед Новым годом Игорь Крутой написал мелодию и говорит: «Надо сделать один заказик. Но заказчик -- очень серьезный человек». Я написала стихи, отдала Крутому, а уже через три дня песня прозвучала в исполнении Аллы Борисовны в новогоднем «Огоньке»: «Живи спокойно, страна. Я у тебя всего одна… »

-- Вы прекрасно владеете японским языком…

-- 30 лет я жила среди японцев в Москве, работала переводчиком в газете «Асахи». Это повлияло на мой характер: я покорная, безропотная, не показываю своего настроения, никогда никому не отказываю. Меня просят в два часа ночи прийти на радио, которое никто не слушает, -- я иду. Муж говорит, что таких, как я, больше нет. Но так меня воспитали мама и бабушка. Женщина обязана следить за домом.

-- Говорят, что поэт должен быть голодным.

-- Были у меня тяжелые времена, но тогда я и стихов не писала. Я любила «японскую» работу. Но наступил момент в моей жизни: утром просыпаюсь, мне не хочется идти в редакцию. Решила: надо что-то менять. Можно сказать, меня открыл муж. Для Давида мое дело -- его жизнь.

-- У вас просто идеальный муж.

-- У меня очень хороший и любимый муж. Я много лет дружу с Галиной Борисовной Волчек, она знает обо мне много такого, чего не знает никто. Мне было около 30, я была одинока, и она начала активно искать мне жениха. Благодаря ей я и познакомилась с Давидом. Но у нас нет детей, поэтому постоянно живешь с ощущением, что нет того, кто тебя переживет. Я работаю, у меня есть сад, в котором растут замечательные яблони, посаженные мною. Когда меня не будет, кто эти яблоки будет собирать? Это ли не повод для уныния?