О перспективах использования днепровских берегов «ФАКТАМ» рассказал главный архитектор столицы Сергей Бабушкин
Сегодня панорама Киева со стороны Днепра поражает гостей столицы величием и красотой. Но в городском градостроительном совете думают о более рациональном использовании прибрежных территорий и речных склонов. Чтобы рассказать о планах и перспективах застройки днепровских берегов, архитекторы предложили коллегам и журналистам прокатиться на речном теплоходе, с которого и провели «градостроительную экскурсию» в будущее.
По сравнению с другими мегаполисами на киевских берегах царит благоприятная обстановка для отдыха. Жители столицы и ее гости могут позволить себе провести уик-энд в Гидропарке, прогулку на теплоходе или по аллеям днепровских склонов.
-- Днепр и его живописные склоны -- этот природный дар надо полностью отдать киевлянам, -- считает Сергей Бабушкин. -- К сожалению, сегодня посадки на склонах больше напоминают заброшенный лес. А за ними необходимо ухаживать, как за городскими парками, территория должна быть чистой и свободной. Расчистка зарослей у Дальних пещер и на Владимирской горке выгодно открыла ансамбль мужского монастыря и памятник Владимиру -- Крестителю Руси, по ухоженным аллеям нижней части парка Славы с удовольствием прогуливаются киевляне.
Схемы выходов к Днепру разрабатывались еще в царские времена, продолжались в предвоенные и послевоенные годы. Даже в 1944-м были намечены восемь основных выходов к Славутичу. Сейчас Главкиевархитектура внимательно изучает эту документацию, чтобы найти способ воплотить задуманное. Например, один из удобных спусков к реке находится в районе Телички, а здесь огромную территорию (более 30 гектаров) занимает коммунальная собственность города -- завод стройиндустрии и ТЭЦ-5. Прибывающие в столицу по железнодорожному мосту или мосту Патона лицезреют слева этот промышленный пейзаж, отнюдь не украшающий панораму города. К тому же ТЭЦ-5 функционально себя просто изжила -- сейчас этот район полностью обеспечен энергоресурсами.
Мы бы не ущемили ничьих интересов, если бы перенесли эти предприятия в другое место -- например, в район Троещины, где отведены участки для промышленного строительства. А освободившийся берег можно использовать рациональнее, например, возвести жилые дома со всей необходимой инфраструктурой.
При нашем традиционном гостеприимстве следует создать цивилизованные условия отдыха и для гостей, и для самих киевлян. Речь идет о кинотеатрах, ресторанах, других увеселительных заведениях. А транспортное сообщение по Днепру организуется элементарно: 15 минут -- и Почтовая площадь.
-- Думаю, что у речного такси есть будущее, -- высказывает свое мнение Сергей Вячеславович. -- Ведь еще десять лет назад никто и не думал об альтернативе общественному транспорту, а сегодня маршрутными такси все пользуются с удовольствием. У речного транспорта свои преимущества: экологичность и эстетика передвижения. Пассажиры не будут нервничать во время поездок -- на реке исключены транспортные заторы. О выигрыше во времени и говорить не стоит: самая быстрая связь между берегами -- по реке, а не по мостам.
Кстати, о мостах: вскоре встанет на ремонт железнодорожный мост. Недалеко от него по совместному решению мэрии и Министерства транспорта решено построить мост (уже начато проектирование) в двух уровнях: один для поездов, второй -- шестиполосный -- для автомобилей. Это сооружение предполагается сдать в эксплуатацию через пять-семь лет. Но Киеву нужен не один мостовой переход. Положение спасло бы сооружение нескольких подводных тоннелей, соединяющих центр с левобережьем. Их стоимость по расчетам приблизительно такая же, как и моста.
Вполне реально и сооружение канатной дороги между правым берегом и Трухановым островом. В прошлом году на градсовете уже рассматривался такой проект. Не следует забывать, что эта зона отдыха расположена в центре города, и нельзя зацикливаться только на создании здесь пешеходных дорожек, а подойти к использованию территории для отдыха и развлечений более серьезно.
Естественно, возникает вопрос: «Когда?» Градостроительная политика призвана сохранять действительно ценное, что возведено в столице -- величественную Лавру, историческую Владимирскую горку и Выдубецкий монастырь. Но самое главное -- надо работать на перспективу. Возьмем пример с монументом Матери-Родины. После его открытия прошло 23 года, из них за десять лет мнение о памятнике изменилось на противоположное.
Поэтому на вопрос «когда?» отвечу: любые архитектурные сооружения просто так не появляются. Нужно продумать, просчитать затраты, оценить преимущества и вынести соответствующий проект на рассмотрение специалистов. Но и сегодня рекой мы замечательно пользуемся: нигде в мире люди не купаются и не отдыхают в палатках в центре города, как это делают киевляне. Не стоит бояться, если здания и сооружения «подойдут» ближе к воде.