Події

«был ли муссолини тайным агентом российской царской разведки? Вне всякого сомнения! »

0:00 — 31 липня 2003 eye 800

Считает президент итальянской Академии народов мира Михаил Ильинский, изучивший рассекреченные недавно документы в архивах Германии, Италии и России

29 июля исполняется 120 лет со дня рождения Бенито Муссолини, но, начиная с января, нет недели, чтобы в итальянской печати не появлялся о дуче сенсационный материал, открывающий новую страницу истории. Журналист и писатель Михаил Ильинский, проживший в Италии более двадцати лет, нашел и опросил всех потомков Муссолини, собрал недавно рассекреченные документы в архивах Германии, Италии и России и сосредоточил в своих руках сведения, которые сегодня интересны не только итальянцам и немцам… Их он и изложил в своей книге «Жизнь и смерть Бенито Муссолини вчера, сегодня, завтра».

О самых неожиданных находках Михаил Ильинский рассказал «ФАКТАМ».

«При первой встрече с Гитлером эстета Муссолини поразил внешний вид фюрера»

-- Михаил Михайлович, начиная журналистское расследование, вы преследовали какую-то конкретную цель?

-- Я искал связи Муссолини с Россией и Украиной. Как-то мне в руки попал материал, где Бенито был назван… Муссолиновым. Оказалось, что в архивах царского ведомства по внешним сношениям были документы, проливающие свет на прошлое «русского шпиона Муссолинова». Был ли он тайным агентом российской царской разведки? Вне всякого сомнения! А завербовал его статский советник Геденштром, который в своих донесениях отмечал: итальянец весьма осведомлен. Но ни Москва, ни Рим за 20 лет итальянского фашизма ни словом не обмолвились о сотрудничестве Муссолини с царской разведкой в 1913--1915 годах.

-- А почему в Италии вдруг вновь заговорили о Муссолини?

-- Не вдруг. Такие выдающиеся деятели мировой культуры, как Федерико Феллини, Марчелло Мастрояни, Франко Дзефирелли, Альберто Сорди, Софи Лорен, еще в 80-е годы предложили итальянской общественности обратиться к более глубокому анализу деяний дуче, который, по их мнению, «был личностью, страдающей и приносящей страдания другим». Либералы и коммунисты набросились на Софи Лорен, обвиняя ее в родственных пристрастиях (младшая сестра актрисы Мария Шиколоне была замужем за сыном Муссолини Романо).

Франко Дзефирелли в 1999 году снял фильм «На чашку чая с Муссолини» и говорил, что проигравший, униженный, повешенный за ноги, дуче остался в истории Италии, более того, он признан самым влиятельным итальянцем, оставившим след в истории XX века. Коммунисты же, которые выступали против идеи «обратиться к анализу деяний дуче», взяли под охрану музей Муссолини «Семейный склеп» (под Форли).

Есть свидетельства и того, что они виделись с Лениным, и тот якобы был в восторге от статей Бенито: он обличал правительство и церковь, называл священников «черными микробами», губителями евреев и молодых умов, насильниками над свободной мыслью… В 1917 году Муссолини был готов приветствовать революцию в России. Знакомство с Лениным его, правда, несколько отрезвило. Он писал, что «только татары и монголы могли принять его программу, потому что он был лишь новым изданием всероссийского самодержца». «Мы пойдем другим путем», -- решительно заявил Муссолини. Тем не менее именно из СССР в Италию перекочевал целый ряд таких выражений, как «битва за урожай», «забота о трудящихся», «летать выше, дальше и лучше всех».

-- В свое время Хемингуэй назвал дуче «крестным отцом фашизма». Писатель был прозорливей наших вождей?

-- Их сбивало с толку то, что Муссолини утверждал: фашизм -- только для внутриитальянского пользования. «Итальянцы, -- объяснял дуче, -- всегда были нацией баранов. Этот мягкотелый народ превращен искусством в бесхребетное существо». Придя к власти, он, по его словам, получил только коррупцию, расхлябанность и распущенность. «Со всем этим я сумею покончить несколькими ударами», -- обещал народу. И покончил. Как было ему не верить?

-- Что же толкнуло его к Гитлеру?

-- Неприязнь к Франции. «Французскую нацию губят алкоголь, сифилис и журналистика», -- говорил Муссолини. Но и от Гитлера он был не в восторге. Первая встреча с ним в 1934 году произвела на дуче ужасное впечатление. Эстета Муссолини поразил прежде всего внешний вид фюрера: желтый макинтош, кремовая рубашка, полосатые брюки, серая шляпа… Позже, не видя элегантных туалетов на Еве Браун, он подарил ей лисью и норковую шубы. Что же касается идеологии фюрера, то дуче сказал: «Да он просто сумасшедший! Как можно с ним вообще иметь дело?»… «Немцы должны смириться с тем, что правильный путь указывать им буду я. В политике я разбираюсь лучше, чем Гитлер!». Когда в 1941 году Муссолини и его сын сопровождали Гитлера в его поездке на Украину (для выбора места Ставки), дуче был подавлен -- ему не нравилось, как немцы обращаются с украинским населением на оккупированных землях. Он говорил: «Это безумие. Это будет нашим крахом. Германия умеет воевать, но не умеет делать политику».

«Отношение дуче к Федору Шаляпину упоминается во всех биографиях певца»

-- Тем не менее вы пишете, что при встречах с фюрером дуче чувствовал себя «нашкодившим мальчиком»…

-- Историки полагают, что Муссолини упустил начало процесса дефашизации в стране, в связи с чем Италия капитулировала. Но мне кажется, причину нужно искать в состоянии здоровья Муссолини. Ведь он был прозорливым настолько, что мог предсказывать исторические события, даже сказать точно, будет у его Ракели мальчик или девочка. Это знало все его окружение. И вдруг 25 июля 1943 года десять членов (из 19-ти) Большого фашистского совета выразили недоверие дуче, а он на это никак не отреагировал! Тогда его арестовали. И вот результат: 45 дней в тюрьмах, потеря 20 килограммов веса, мгновенное постарение. И хотя Скорцени по заданию Гитлера вскоре вызволил дуче из заключения, это уже был совсем не тот Муссолини, которого знали и боялись. А дело все в том, что 19 июля, буквально за неделю до совета, дуче перенес микроинсульт.

-- Как воспринята итальянцами информация о том, что дуче не любил фюрера?

-- Осуждают, что пошел все-таки с ним в связке, утверждают: участие Муссолини на начальном этапе Второй мировой войны и главное -- против СССР -- было преступлением. И мог бы искупить вину, если бы после того, как его освободил Скорцени в сентябре 43-го, он ушел с политической арены, не стал и игрушкой в руках Гитлера. Королева Италии Маргерите оставила дуче фамильный медальон с полустершимся изображением Христа. Муссолини носил его на шее до самой смерти, воспринимая как прощение.

-- Судя по всему, он был противоречивым человеком.

-- Пожалуй. Был осторожен с Россией, но его отношение к Шаляпину упоминается во всех биографиях певца. Когда в 1923 году Федора Ивановича пригласили спеть в «Ла Скала» в опере «Смерть за царя», он, естественно, пел по-русски. Зал недоумевал -- ведь на этой сцене всегда пели только по-итальянски. Импресарио напомнил певцу о традициях миланского театра. «Традиции? -- воскликнул Шаляпин. -- Я теперь ваша традиция!» Доложили о случившемся Муссолини, но тот сказал: «Это же Шаляпин. Ему можно». Муссолини часто бывал на концертах и спектаклях певца, а когда того не стало, прислал соболезнования от «главы правительства», которое хранилось у сына Шаляпина.

-- Но без женщин, любивших Бенито, невозможно представить его образ. Это правда, что у него было 32 постоянные любовницы?

-- Мне хочется вспомнить тех женщин, которые сыграли судьбоносную роль в его жизни. Ведь у Муссолини не было ни одного друга-мужчины, а вот женщин… И русская революционерка Балабанова, и его биограф Маргерита Сарфатти, и Леда Рафанелли, ну и Мата Хари…

-- А Клара Петаччи, с которой они вмести погибли?

-- Это была единственная страстная любовь дуче. Клара -- первая красавица в его жизни, до нее дамы сердца Бенито блистали только интеллектом. И хотя в швейцарских архивах обнаружен недавно документ, что Петаччи была завербована гитлеровской разведкой, думаю, она его искренне любила. Ведь когда их расстреливали партизаны, она закрыла дуче собой и погибла первой, хотя ей партизаны предлагали уйти к швейцарской границе. 29 апреля 1945 года в Милане на площади Лорето были повешены за ноги Муссолини, Петаччи и 14 фашистских лидеров.

Не могу не вспомнить его верную и терпеливую жену Ракеле -- благодаря ее дневнику историки, журналисты и писатели смогли справиться с клубком противоречий в жизни этого великого мистификатора…