Події

Всего один гомосексуалист потребовался иностранным спецслужбам, чтобы завербовать офицера гру владимира резуна, а сделать из него потом писателя суворова помогла «группа товарищей»

0:00 — 13 червня 2003 eye 4462

В свое время профессиональный разведчик, ныне автор уже четырех книг Александр Кадетов высказывает свой взгляд на причины предательства бывшего коллеги Владимира Резуна, известного под псевдонимом Виктор Суворов

25 лет назад военный разведчик Владимир Резун исчез из поля зрения своих соотечественников, 12 лет назад в свет вышла одиозная повесть Виктора Суворова «Аквариум», которая наделала столько шума в мире, сколько не удавалось ни одному из откровений бывших «столпов» советского режима.

Разобраться в этой «истории века», опираясь на материалы, полученные от старых работников Главного разведывательного управления, Службы военной разведки, Федеральной службы безопасности, попытался бывший разведчик Александр Кадетов. Его книга «Как Виктор Суворов предавал «Аквариум» только что вышла в свет. Приехав на несколько дней в Киев, он поделился своими открытиями с читателями «ФАКТОВ».

«Мне была интересна анатомия предательства»

-- Ваша версия ухода на Запад офицера ГРУ Резуна в корне отличается от высказанных ранее в средствах массовой информации…

-- Да, я провел собственное расследование случившегося. Мне хотелось докопаться до самой сути: кто этот человек, почему совершил предательство.

Стартом были Черкассы, где жила семья Резуна, его друзья и родственники, которые «всем миром» провожали Володю в суворовское училище. Когда же он попал за границу, гордились «своим орленком», а ныне о нем не хотят говорить -- ведь с политической переориентацией Владимира связаны смерть от разрыва сердца его отца и самоубийство деда.

-- Уход на запад советского агента -- не единичный случай, чем же вас привлек именно Резун?

-- Мне, как бывшему профессионалу, всегда было интересно: как находят иностранные спецслужбы слабое звено у тех, кого хотят и могут завербовать. В ходе своего расследования выяснил, что правда о Резуне до конца не высказана -- руководство ведомства не было заинтересовано в установлении истинных мотивов предательства.

-- Как вы относитесь к «Аквариуму»?

-- Как к искусному вымыслу. О том, что это изыски комплексующего человека, в свое время говорил еще знающий работу разведчиков не понаслышке перебежчик Олег Калугин. Он назвал рассуждения Суворова о месте и роли КГБ в обществе, о борьбе ГРУ и КГБ наивными, а пролог (сжигание предателя Пеньковского в топке крематория) -- просто беллетристикой.

Но дело не в этом. Повторяю: мне была интересна анатомия предательства. И, изучая историю Резуна, я пришел к выводу, что способность к предательству человеку может быть дана от рождения, а «проснуться» под воздействием каких-то внешних обстоятельств. Посмотрите: если бы генерал Власов в начале войны служил в Генеральном штабе Красной армии, а не командовал бы армией под Старой Руссой, если бы не попал в окружение к немцам, а значит, избежал бы пленения -- как знать, может быть, закончил бы войну маршалом Советского Союза?

Генерал Карбышев тоже попал в плен, но предпочел смерть предательству. Значит, он не был способен к предательству, чего не скажешь о Власове. Мальчик Володя Резун из Черкасс, поступая в 1958 году в Воронежское суворовское училище, разве предполагал, что когда-то в нем заговорит его естество?

-- Предателя или бисексуала? Эти вещи, говорят специалисты, часто совместимы.

-- Его бисексуальность, разгаданная английскими спецслужбами, и стала той ниточкой, за которую его «дернули». Однокашники Резуна по училищу мне рассказывали, как он, укрывшись с головой одеялом, часто плакал по ночам, а некто Юрий, парень с садистским наклонностями, после отбоя перебирался к Резуну в кровать, целовал его пухлые губы, заставляя мальчика отвечать на ласки. Это знали многие ребята, но предпочитали молчать. Посмеивались только над тем, что Володя пытался скрыть свой малый рост и женоподобную фигуру, «наращивая» каблуки сапог и ботинок. И еще я узнал, что его первая любовь Оксана с танко-ремонтного завода в Дарнице (он проходил там практику) бросила Владимира внезапно и грубо.

«Любовные свидания проходили дома у англичанина, где была установлена видео- и аудиоаппаратура»

-- Тем не менее Резун благополучно женился, стал отцом двух детей и был, как писала пресса, образцовым семьянином.

-- Все так. И ничего «этого» в его жизни, может быть, не случилось, не попадись он в руки гомосексуалисту-профессионалу.

В Швейцарию Резуна направили для агентурной работы -- в советское представительство под эгидой ООН. Сначала он занимался тем, что сопровождал крупных чиновников, приезжавших из Союза, по магазинам, барам и клубам. Но понимая, что надо поработать и по специальности, пытался завербовать какого-нибудь агента. Нервничал оттого, что не удавалось. И воспрянул духом, когда рыбка, как ему показалось, заглотнула его наживку -- этой рыбкой оказался редактор английского издания журнала «Международное военное обозрение» Фурлонг.

Новая информация по вооружению НАТО, которой англичанин снабжал Резуна и которую тот умело обрабатывал как секретную для Центра, вскоре сделала свое дело. Резуна поощрили и дали добро на вербовку Фурлонга. Как зацепку рекомендовали использовать увлечение англичанина нумизматикой. Времени до окончания швейцарской командировки у Резуна оставалось мало, надо было спешить, поэтому он зачастил в редакцию к Фурлонгу с водкой, икрой, редкими монетами.

-- Наивный вопрос: как это стало известно?

-- Это вообще не вопрос! Видеопленки для чего? Фурлонг был таким же профессионалом, как и наш «Наполеон» (такую кличку Резуну дали английские спецслужбы). И цель его ясна -- завербовать советского агента. Это в порядке вещей. Вопрос был в том, кто кого переиграет, проще -- кто «настрижет» больше компромата. В «Сикрет интеллидженс сервис» (СИС) установили, что конек Резуна -- информация о военной технике. Вот Фурлонг и заманивал нашего разведчика «редчайшей» информацией, якобы доступной ему одному.

Будучи опытным психологом, англичанин понял главное: перед ним стоит возможный сексуальный партнер -- об этом говорили его женоподобная фигура, короткие ноги, большая круглая голова, пухлые губы, нежные щеки.

-- Итак, игра пошла?

-- Любовные свидания на дому у Фурлонга, где была установлена видео- и аудиоаппаратура, русский дипломат прикрывал тем, что получал сигнальные номера журнала, где печаталась интересующая Центр информация. За описание нового западногерманского танка для НАТО «Леопард-2» и инструкцию по его обслуживанию Резун так повысил свой рейтинг на Старой площади в Москве, что Фурлонг занервничал. Хотя гомосексуальная связь с Резуном не давала оснований беспокоиться: она уже накрепко привязала советского агента к английской разведке.

«В посольстве ни в ту ночь, ни на следующее утро никто ничего не знал о случившемся»

-- Когда же состоялась вербовка?

-- Вербовочная беседа с Резуном разрабатывалась в СИС. Решено было вывести нашего агента на редакцию журнала «Армада» в Цюрихе, которая была прикрытием английской разведки в Швейцарии. Не часто в разработку СИС попадали «объекты» с таким повышенным бионегативом. Считалось, что в советской разведке не только гомосексуалистов, но и бисексуалов не держат. А тут такой подарок…

Время для беседы выбрали удачно: жена Резуна уехала на родину рожать второго ребенка, и ничего не подозревавший Владимир отправился в Цюрих поживиться информацией из Лондона, которую ему обещали «конфиденциально» показать друзья Фурлонга…

-- Где же была хваленая интуиция разведчика?

-- Профессиональное рвение возобладало. Когда во время встречи в редакции незнакомые «друзья» Фурлонга подарили ему специальный экземпляр справочника по вооружению «Сикри», Резун, видимо, потерял бдительность. Этому подарку не было цены. В состояние эйфории его повергло и то, что некто доктор Браун, вручая справочник, намекал лишь на водку и икру, которые, кстати, у Резуна всегда были при себе. Потом был ланч, разговоры о русском и английском футболе, о возможном сотрудничестве Англии и СССР по обмену информацией. И только после обильного угощения в шикарном ресторане ему показали видеозапись их «лав стори» с Фурлонгом…

Из обморочного состояния Резуна выводили те же «друзья» Фурлонга, обещая помочь выйти из затруднительного положения, если они полюбовно договорятся о взаимовыгодном сотрудничестве. Владимиру гарантировали успешное завершение командировки и возврат в Москву с уникальной информацией, ну а потом…

Резун не дал немедленного ответа. Взял тайм-аут, что не входило в планы СИС. Боялись, что наш разведчик покается своему резиденту -- такое случалось. Потому приняли решение склонить Резуна и его семью попросить политическое убежище в Великобритании, обещать им заступничество королевы…

Ночью 9 июня 1978 года английские друзья Резуна, с которыми он познакомился в «Армаде», приехали к нему на квартиру (он жил отдельно от советской колонии) с телеграммой из МИДа СССР, якобы перехваченной спецслужбами. В ней говорилось о том, что советскому послу в Женеве следует ближайшим рейсом отправить Резуна Владимира Богдановича с семьей в Москву. Под телеграммой -- подпись Громыко. О том, что это фальшивка, Резун узнал, уже живя в Англии. А тогда «друзья» вывезли семью из дома на улице Рю де Лозанн в Женеве так лихо, что в посольстве ни в ту ночь, ни на следующее утро никто ничего не знал о случившемся.

«Иногда, когда крепко поддам, хочется намылить веревку -- и в петлю»

-- Для чего им нужен был Резун в Лондоне? Ведь стояла цель -- сделать из него «крота в ГРУ», как вы говорите.

-- Ему и была поставлена задача: написать книгу о ГРУ в деталях и подробностях. В 1984 году, через шесть лет после побега, вышла такая книга под названием «Советская военная разведка». Но сенсации, на которую рассчитывали британские спецслужбы, не получилось -- писательские способности подвели автора. Тогда в помощь ему дали несколько советологов. С «группой товарищей» работа пошла веселее. Под псевдонимом Виктор Суворов этот тандем и создал сенсационный «Аквариум». Но выпустили его только в 1990 году.

-- Чего ждали?

-- Горбачева! Ну, а дальше все известно: миллионные тиражи, перевод на 20 языков, потрясающий пиар…

-- А результат?

-- Дом в Лондоне с пятью спальнями и мраморными каминами, солидный счет в банке, интервью в самых престижных изданиях мира, телепередачи, титул «известного писателя, переплюнувшего Солженицына в демонтаже коммунистического строя», право на сенсации типа «Ледокол»…

-- Неужели обошлось без «издержек производства»?

-- Так не бывает! Проблемы с дочерью Оксаной, организовавшей в школе воровскую банду, полное забвение друзей и сослуживцев… Покончил жизнь самоубийством дед Резуна, умер от инфаркта отец, который своими связями помог состояться сыну как разведчику, проблемы с психикой у жены Резуна Татьяны…

А однажды я услышал невероятное. Бывший сослуживец, которому удалось встретиться с Резуном в Лондоне, был потрясен его словами: «Иногда, когда крепко поддам, хочется, как Ставрогин в «Бесах» -- намылить веревку и в петлю… »