Події

В чернигове построена точная копия корабля древних викингов, найденного археологами в норвегии

0:00 — 18 червня 2003 eye 495

Первое плавание не подтвердило летописные сведения, что от Чернигова до Киева русичи проходили на подобных судах лишь за сутки

Межотраслевая лаборатория исторических исследований, занимающаяся постройкой точных копий старинных кораблей и походами на них по древним торговым маршрутам, готовит уже третью экспедицию. На этот раз -- по Великому шелковому пути: от Азовского моря до Казахстана через Дон, Волгу и Каспийское море. На днях ученые презентовали построенную для этого плавания точную копию боевого корабля викингов -- драккара.

Одним из первых встречать путешественников на набережную Днепра возле Речного вокзала в Киеве пришел человек с ведром в руках. Мы не удержались от вопроса: мол, что, ужин принесли? «Да, ребята голодные, как звери, -- с пяти утра на веслах, ничего, кроме сухарей и воды, до сих пор не ели -- спешили засветло дойти до Киева».

Вскоре (было около семи часов вечера) на горизонте появилась огромная лодка -- на подобных полторы-две тысячи лет назад в наших краях ходили захватчики-викинги и славянские дружинники. Копию древнего корабля ученые перегоняли из Чернигова, где она была построена, в Киев. Шли на максимально возможной скорости -- хотели на практике проверить летописную запись, что за световой день русичи успевали пройти на таких кораблях от Чернигова до Киева.

Как только судно пришвартовалось к берегу и немного улеглись крики приветствий, мы задали вопрос руководителю экспедиции Сергею Воронову, возглавляющему лабораторию исторических исследований: «Ну, что, правду писал летописец?»

-- Похоже, преувеличил, -- отвечает Сергей Воронов. -- Быстрее, чем за два дня, это расстояние на драккаре не преодолеть. В первые сутки мы гребли 18 часов -- остановились на ночлег только в 10 вечера. А уже в 5 утра взялись за весла. Ребята выкладывались, как на гонке. При этом одновременно гребли по восемь человек. Было бы легче, окажись ветер попутным, но он дул нам в лицо, поэтому на помощь паруса рассчитывать не приходилось. Но и с ним мы вряд ли бы успели прийти за световой день. Кстати, в летописи есть запись, что от Чернигова до Киева всадник успевал доскакать за сутки. Любопытно проверить и эти данные -- возможно, это тоже вымысел.

Точная копия драккара стала уже четвертым судном, созданным командой Воронова: в ее флотилии есть приблизительная копия древнерусской торговой ладьи «Княгиня Ольга», две копии казацких чаек и вот теперь боевая ладья, названная в честь языческого бога огня «Сварог».

-- Не сохранились чертежи или подробные описания боевых славянских кораблей, зато известно, что они строились по образцу судов викингов, -- продолжает Сергей Воронов. -- А древнескандинавский корабль драккар найден в Норвегии сохранившимся под слоем грунта. Сейчас он выставлен в одном из музеев Осло. Вот мы и решили использовать его чертежи для постройки новой ладьи. В поход на ней мы планируем отправиться уже в конце июня. Это будет международная экспедиция. Ее поддержали правительства Украины, России и Казахстана. Поэтому и команда планируется интернациональная, состоящая из украинцев, россиян и двух белорусских ученых.