Події

В суходольске жены сами покупают водку своим мужьям, действуя по принципу: лучше пусть будет пьяный, чем больной

0:00 — 25 червня 2003 eye 657

Жители шахтерского города, где разразилась эпидемия гепатита А, при малейшем недомогании обращаются к врачам, а некоторые используют для профилактики народные средства

«ФАКТЫ» неоднократно сообщали о вспышке вирусного гепатита в шахтерском городе--спутнике Краснодона Суходольске (Луганская область). Количество заболевших там уже достигло 285 человек, из них 61 ребенок. А учитывая инкубационный период заболевания, число зараженных со временем может увеличиться…

«Из крана вылетают головастики и куски… фекалий»

Больные в инфекционное отделение Краснодонской городской больницы стали поступать еще в первых числах июня. Однако тогда еще никто не мог предположить, что через несколько дней разразится эпидемия. К 13 июня количество заболевших гепатитом А достигло тридцати. В основном, это были жители квартала Комарова, улиц Станиславского и Ленина в Суходольске, которые имеют общую ветку системы водообеспечения и канализации.

-- Моего внука Кирилла положили в больницу еще 9 июня, -- рассказывает Антонина Тарасова, жительница квартала Комарова. -- До этого у него в течение нескольких дней держалась температура 37,1 и 37,2. Потом он стал желтеть на глазах. В чем причина? А тут и гадать нечего -- питьевая вода, если ее так можно назвать. Вы и представить себе не можете, что у нас течет из-под крана!

-- Оттуда головастики выскакивают, куски фекалий, -- объясняет соседка Тарасовой Заряна Безмен. -- Да и аромат у воды соответствующий. А все дело в том, что у нас не первый год затоплены подвалы, и когда подают воду, из этих подвальных болот к нам через прохудившиеся трубы просачивается всякая гадость.

-- Наиболее вероятной причиной эпидемии является питьевая вода. Сети водоснабжения загрязнены из-за порывов труб и высокого стояния грунтовых вод (всего 50 сантиметров от поверхности), -- уверен главный санитарный врач Луганской области Анатолий Докашенко. -- Создана чрезвычайная комиссия, на месте работают бригады областной санэпидемстанции и Управления здравоохранения Луганской облгосадминистрации.

-- В начале 80-х годов у нас в авральном порядке сдавали дома, не соответствовавшие санитарным нормам, -- утверждает мэр Суходольска Валерий Букатый. -- Более того, эти дома строили на плывунах, то есть на насыщенном водой грунте, -- буквально на болоте. Причем уже тогда все понимали, к каким последствиям это может привести, ведь недаром до сих пор система канализации и водоснабжения официально не находится на чьем-либо балансе. Сыграло свою роль и закрытие шахт -- все коммуникации были заложены на глубине четыре метра, а после затопления ликвидированных шахт уровень грунтовых вод достиг полуметровой глубины. Шахтные воды -- это очень активная среда, которая быстро разъедает трубы.

Жильцы превратили свои подвалы в сливные ямы

Когда в 80-х годах минувшего века строили квартал Комарова, коммуникации проложили таким образом, что уровень канализационных труб оказался ниже колодца. И теперь, доходя до определенного уровня, все сточные воды возвращаются в дома. Помытарившись немного, местные жители вкупе с коммунальщиками просто отрезали их, и теперь функцию канализационных колодцев исполняют… подвалы домов. Зимой эти фундаментные болота замерзают вместе с трубами, а к весне оттаивают. О какой сохранности труб тут можно говорить?

-- Предчувствовали, что нечто подобное может в скором времени случиться, -- говорит главный врач Суходольской городской поликлиники Сергей Бутиков. -- Однако натолкнулись лишь на глухую стену. Как знать, если бы на наши письма в соответствующие организации в свое время отреагировали, возможно, сегодня не было бы эпидемии. Я сам живу в Суходольске, так что мне проблемы с водой известны не понаслышке. Не буду скрывать, заболели уже два наших врача -- они оказались в списке пострадавших не из-за того, что выполняли свои профессиональные обязанности… Еще одна проблема: в Суходольске ликвидировали больницу. Если бы не энтузиазм медиков, сумевших буквально за сутки развернуть госпиталь в уже закрытых палатах, городу пришлось бы куда тяжелее. Сейчас в Суходольске находится 59 больных, остальных разместили в Центральной городской больнице Краснодона.

-- Никаких сточных и подземных вод тут нет, это наше же г… но, которое стекает в подвал, -- эмоционально рассказывала дама, представившаяся Антониной. -- Загадили город -- вот вам и результат. Воду нам по графику подают, порой с перерывами в трое суток. И когда подключают ее снова, подсос начинает затягивать через поврежденные водопроводные трубы всю канализационную гадость.

-- Воду отключают за неплатежи, -- сетует Валерий Букатый. -- Но как я могу заставить человека платить, если он воду в полном объеме не получает, не говоря уже о ее качестве? -- Когда отключают воду а затем снова включают, создается гидроудар. А трубы и без того ветхие, вот и летят…

Что теперь делать? Либо полностью менять систему водоснабжения, либо предложить жителям «проблемных» домов переселиться в в Краснодон. Но когда люди услышали, что их собираются переселять, в городе началась паника: мол, раз отселяют, значит, ситуация хуже некуда.

-- А тут еще российские телеканалы, -- говорит Виктор Николаев, проживающий на улице Станиславского. -- Они же окрестили местное происшествие эпидемиологическим Чернобылем, а Суходольск -- Припятью. Нашему же народу много не надо -- вот и началась паника.

«Мы теперь «невыездные»

-- Предложение областных специалистов по поводу отселения мы расценили как то, что Суходольск не будет брошен на произвол судьбы, -- считает Валерий Букатый. -- И если иного выхода не будет, найдем возможность и силы осуществить эту крайнюю меру, хотя надеемся, что до этого дело не дойдет. Кстати, в квартале Комарова проживает около пяти тысяч человек.

-- Никуда мы не уедем, -- говорит житель Суходольска Валерий Матвеев. -- Мы тут столько лет прожили!

А некоторые люди, наоборот, хотят уехать, но им… не разрешают.

-- Я собралась уехать к родственникам в Западную Украину, -- говорит Заряна Безмен. -- Боюсь за своего полуторагодовалого малыша. Однако меня не пустили. Как только узнали, что мы из Суходольска, отказались продать билеты. Говорят, карантин у вас, нельзя.

-- Смысла в отселении людей никакого нет, -- считает Анатолий Докашенко. -- Вся беда в том, что качество воды -- проблема всей нашей области. А посему куда не переселяй, везде будет плохо. В том же Краснодоне в питьевой воде до 20 процентов отклонения от ГОСТа. Хуже всего дело обстоит в шахтерских городах -- Стаханове, Кировске, Брянке. И не только там. Никто не даст гарантий, что следующим эпицентром эпидемии не станет один из этих городов.

Незадолго до эпидемии в Суходольске, выступая на сессии Луганского горсовета, депутат горсовета Аркадий Лесничевский, который руководит автопредприятием, занимающимся международными перевозками, рассказал историю о том, как его водители проверяли качество питьевой воды в Луганске. Они набрали несколько бутылок воды из-под крана и, находясь в Германии, сдали ее на анализ. Заключение немецких специалистов было для них полной неожиданностью: даже купаться в этой воде категорически запрещается!

Несколько лет назад власти Луганской области инициировали вопрос о признании шахтерских регионов зоной экологического и социального бедствия, чтобы согласно существующему законодательству были задействованы дополнительные механизмы финансирования угольного края. Однако тогда предложение было отклонено. И вот теперь гром грянул.

Низкое качество воды стало причиной того, что в прошлом году различными инфекционными болезнями переболели более 43 тысячи жителей области. А посему председатель Луганской облгосадминистрации Александр Ефремов потребовал срочно направить в прокуратуру материалы на должностных лиц, которые допустили ухудшение ситуации с водоснабжением в Суходольске, приведшее к тяжелым последствиям. А также подготовить материалы для прокуратуры по еще одному шахтерскому городу -- Зоринску, где такая же проблема с водой, но, к счастью, пока до эпидемии дело не дошло.

-- Ситуация полностью контролируется городской и областной властями, -- заверил «ФАКТЫ» председатель Луганской облгосадминистарции Александр Ефремов. -- Пока вариант отселения жителей нескольких домов из Суходольска в Краснодон не рассматривается, но в случае необходимости мы готовы и к таким действиям. Сейчас налажена бесперебойная поставка населению Суходольска питьевой воды. Проведена полная дезинфекция водопроводных сетей и сооружений. Ведутся работы по ремонту систем водоснабжения и осушению подвалов жилых домов, в первую очередь в очаге заболевания…

-- Источник заражения гепатитом уже определен, -- говорит Валерий Букатый. -- Это небольшой ставок в балке за кварталом Комарова. Туда все это время стекали воды -- и грунтовые, и канализационные. Тут люди ловят рыбу, рядом стоят дачные домики, и огородники используют эту воду для полива. Эпидемия вспыхнула именно сейчас, так как пошла зелень, молодой лук, излишки продаются на базаре. Вот вам и переносчики инфекции. Ставок уже уничтожен -- воду откачали, а земля здесь будет рекультивирована.

Материалы на ответственных за случившееся направлены в прокуратуру

А вода в кране, на которую пеняют местные жители, продолжает подаваться, правда, ее сейчас усиленно обрабатывают и уже именуют официально не питьевой, а технической.

-- Ее теперь так хлорируют -- не то, что пить, даже нюхать нельзя! -- говорит жительница Суходольска Ирина Федоровна.

Но даже специалисты утверждают, что хлорирование не спасает от всех бед. Тем более -- от тяжелых металлов, которые также попадают в питьевую воду из грунтовых шахтных вод. К тому же хлорка убивает лишь микробы, а не вирусы, и только кипячение может обезопасить от гепатита.

Одна из луганских коммерческих фирм, специализирующаяся на очистке и продаже воды на добровольной и безвозмездной основе, взялась доставлять в Суходольск одобренную санэпидемслужбой чистую воду. Все бы хорошо, и вода действительно хорошая, но… газированная.

-- И суп на ней готовили и компот, и чай, -- рассказывает местная жительница Алевтина Маркова. -- А если что постирать цветное надо, так тоже в ней. Не в хлорке же стирать!

-- Углекислота сохраняет полезные качества воды, -- заверяет Виктория Соколова, продавец-консультант фирмы, обеспечивающей Суходольск водой. -- И, если вода закупорена, то хранится долго.

-- Сейчас ежедневно к нам обращаются около сотни человек, -- утверждает Сергей Бутиков. -- У страха глаза велики, и теперь все стараются проверить свое здоровье. Порой доходит до абсурда. Одна пожилая женщина обвинила во всем случившемся… врачей -- ей, оказывается, медики не сообщили, что надо мыть руки перед едой! В целом же, будем надеяться, вспышка заболевания локализована.

В профилактических целях местным жителям советуют принимать препарат «Амизон» по две таблетки два раза в день. А еще -- поливитамины.

В городе «лечатся» все. Кто-то прислушивается к советам врачей, а некоторые надеются на народные средства. По словам продавцов местных продовольственных магазинов, в городе шахтеров, где и до эпидемии местных жителей нельзя было упрекнуть в трезвом образе жизни, количество потребления сорокаградусной возросло в несколько раз.

-- Раньше я сама боролось с выпивками мужа, -- Светлана, проживающая на улице Ленина. -- Он работает на шахте «Дуванная» и со смены еще ни разу трезвым не приходил. Сколько у нас было скандалов! Но теперь вынуждена сама покупать водку. Пусть лучше будет пьяный, да здоровый…

В Суходольске уже заменили участок трубопровода протяженностью 800 метров в квартале Комарова и на улице Станиславского. За трубами в Бровары, где их производят, поехал начальник управления Жилищно-коммунального хозяйства Краснодонского исполкома Сергей Канюка -- чтобы приобрести их без посредников, так обойдется дешевле.