По словам иракского дипломата, страна, живущая без мобильной связи и почти без электричества, мечтает о мире, отмене санкций ООН и о том, чтобы нефть из проклятия государства превратилась бы в его благо
Ожидая встречи с послом Республики Ирак в Украине, доктором Музгером Ад-Дури, мы сидели в холле иракского диппредставительства, увешанном портретами Саддама Хусейна. По телевизору транслировали репортаж какого-то иракского телеканала с демонстрации прибывших в страну в качестве «живого щита» иностранцев. В одном строю с антивоенными плакатами в руках по улицам Багдада шагали длинноногая голубоглазая блондинка из Норвегии, веселый студент из Голландии и вооруженный фотоаппаратами турист из Японии. Сегодня в Ираке находятся более трех тысяч добровольцев со всего мира, готовых вместе с иракцами противостоять вторжению англо-американских войск.
Рядом с нами аудиенции у посла ожидал еще один «потенциальный» волонтер. Пожилой украинец в потертом ратиновом пальто нервничал, глядя в телевизор, и время от времени обращался к сотруднику посольства: «Я помню, как нас еще немцы бомбили, так тогда подавали сигнал воздушной тревоги за двадцать минут до бомбежек А у вас есть система оповещения граждан в случае налетов авиации?» «Есть», -- ответил дипломат и закурил «Мальборо» «Как же вы можете курить американские сигареты?» -- возмутился волонтер. «Так они же украинского производства » -- успокоил его подданный Хусейна. Вскоре, получив иракскую визу, наш пацифист со счастливым видом выходил из посольства, а мы, расположившись в кабинете посла, беседовали с г-ном Ад-Дури. Конечно, об иракском кризисе.
-- Господин посол, к вам часто обращаются украинские добровольцы?
-- Да, уже несколько тысяч обратились.
-- Перед нами к вам заходил тоже доброволец?
-- Да. Этот человек не очень богатый, он пенсионер, но сам купил билет на самолет до Ирака. Я пытался остановить его, но он хочет защищать наш народ. Ему много лет, и он пережил Вторую мировую войну. У нас сейчас очередь из таких людей. В Ирак со всего мира едут люди, даже из Японии. И все они хотят воевать, не только закрывать гражданские объекты.
-- Можно ли надеяться, что это остановит Буша?
-- Только он знает. Все наше несчастье в том, что Ирак является самой богатой страной в мире.
-- И насколько иракские запасы нефти превышают запасы США?
-- Говорят, запасов американской нефти хватит на десять-пятнадцать лет. А иракских, говорят, на 200 лет! Установлены 75 иракских месторождений, из которых используются только 23. Они дают около 120 миллиардов баррелей нефти. Если у США цель -- нефть (а то, что это так, ясно всем), то после завоевания Ирака они будут диктовать свои условия всему миру. Ирак не любит воевать, потому что законом жизни является мир! Иисус Христос всегда всех призывал к миру, и мы, приветствуя кого-либо, говорим: «Мир вашему дому, мир вам!».
-- Операция «Буря в пустыне», проводимая США в 1991 году, внезапно закончилась. Если целью Соединенных Штатов было свержение Саддама Хусейна, то почему они остановились, не добившись тогда результата?
-- Они не так просто ушли! 23 февраля 91-го года в Ирак вошли наземные войска США, три дня воевали, а потом остановились -- когда столкнулись с нашими войсками, которые возвратились из Кувейта. Тогда ведь все наши силы были за пределами Ирака. А сейчас наша армия поддерживает свою мощь, а народ полностью поддерживает армию. В каждом доме есть оружие. Мы не боимся своего народа, поэтому вооружили всех. И я скажу вам, а через вас вашим читателям, что если бы народ захотел поменять действующую политическую систему, он легко мог бы это сделать сейчас, когда все вооружены! Но оказалось, что никто не собирается воевать с режимом.
Даже если иракские граждане не согласны с существующим режимом, они как патриоты будут защищать свою страну. Как бы сильно нас не бомбили с воздуха, на земле агрессоры встретят мощное противостояние.
Какими были последствия прошлой войны? Все разбомбили, Ирак вернули, как и обещали, во времена дотехнологических цивилизаций. Не были восстановлены ни дома, ни мосты, ни предприятия Иракцы сами восстановили и отстроили все, что было разрушено американцами. В те времена, после войны, мы и километра не могли проехать, потому что не было бензина, не делались простейшие операции -- отсутствовало электричество. Вся инфраструктура Ирака, в том числе водоочистные сооружения и электростанции, была уничтожена.
-- А с чем, по-вашему, связано обострение отношений между Ираком и США?
-- Корень этой проблемы -- во взаимоотношениях Ирака и ООН после иракско-кувейтской войны. В 1992 году вышла резолюция Совета Безопасности ООН N 687, урегулировавшая конфликт. Ее обязательным условием было разоружение Ирака, уничтожение оружия массового поражения. Дополнительно к этому вышло множество резолюций той же направленности. Тем самым Совет Безопасности принял обязательство на себя и обязал Ирак исполнять его. Согласно требованиям этой резолюции создавалась группа наблюдателей ООН из комиссии контроля и инспекции (ЮНМОВИК). Группа работала в Ираке с 91-го по 98-й год, когда уничтожили все так называемое оружие массового поражения.
-- Можно напомнить нашим читателям, какое именно оружие было уничтожено?
-- Ракеты дальнего радиуса действия, превышающего 150 километров, биологическое и химическое оружие. Ядерная программа Ирака прекратила некоторые наши исследования мирного атома. С августа 90-го года была введена экономическая блокада Ирака, а с 96-го года реализовалась так называемая гуманитарная программа «Нефть в обмен на продовольствие», согласно которой Ирак экспортировал свою нефть, а все доходы от ее продажи поступали во французский банк в США. Ирак обязан был заявлять о своих потребностях, предъявлять подписанные договора комиссии, решавшей эти вопросы, -- она называется комиссия-661. Каждый из 15 ее членов -- представители разных государств -- имеет право вето.
Программа «Нефть в обмен на продовольствие» не позволила Ираку развиваться достойно, дав иракцам лишь шанс поддерживать минимальный уровень жизни. Несмотря на то, что у нашего государства потенциальная возможность повысить благосостояние своего народа есть, комиссия-661 не разрешает импортировать даже оборудование для производства электроэнергии или, например, для мобильной связи. В мире сейчас даже у пастухов в дальних горах есть мобильные телефоны, а у нас, в Ираке, они запрещены. До сих пор на несколько часов в день у нас отключают электроэнергию -- из-за нехватки оборудования для электростанций. 25 процентов всех доходов страны от продажи нефти оседают в ООН -- якобы для компенсации последствий прошлой войны, еще несколько процентов идут на расходы самой ООН. Из-за этого несправедливого эмбарго в Ираке умерло более миллиона детей. А ведь если Организация Объединенных Наций ввела эти ограничения, она должна была бы выполнить и свои обязательства перед Ираком. Иначе нарушаются международные законы и нормы, а мы вынуждены жить по закону джунглей. И любое сильное и мощное государство будет диктовать более слабым свою волю, прикрываясь лозунгом «они нам угрожают». Все равно как если бы мы, зайдя в Кувейт, заявили, что Кувейт нам угрожал. ООН должна регулировать международные отношения.
Мы, со своей стороны, выполнили все обязательства перед Советом Безопасности ООН. Сейчас осталось доработать последние вопросы между Ираком и группой ЮНМОВИК в области химического и биологического оружия. Хотя, биологическая программа в Ираке исполняется очень слабо, можно сказать, на уровне частных лиц, неофициально. В государстве существует закон, запрещающий импорт или производство химического, биологического или атомного оружия. Нас ведь обследовали со всех сторон -- и ничего не нашли.
Открываясь перед миром, Ирак искренне хотел доказать международному сообществу, что не держит камня за пазухой. Комиссией Бликса были исследованы более 500 объектов, среди них и президентский дворец, и министерства, и военные объекты, факультеты, школы, мечети, церкви, жилые дома, детсады
Ирак удовлетворил и требования ООНовских экспертов об уничтожении ракет. Ликвидировано уже более десятка и принято решение об истреблении остальных. А в администрации Буша и Блэра твердят, что, «даже если Ирак уничтожит все ракеты, это ничего не будет значить». И это несмотря на то, что Бельгия, Франция, Россия, Китай и другие мировые державы подняли голос против войны, а саммит неприсоединившихся стран и саммит Лиги арабских государств высказались за мирное урегулирование конфликта. Миллионы простых людей вышли на улицы, демонстрируя свое несогласие с военными действиями. Но Америка не желает слушать их голосов, не хочет уважать общество.
-- Официальный Киев, как вы знаете, -- за мирное урегулирование конфликта. Каковы все же торгово-экономические отношения между нашими государствами и, соответственно, какими могут быть потери украинской стороны, если война все-таки начнется?
-- Потери Украины в результате возможной войны могут равняться 800 миллионам долларов. Но это официальные прогнозы, неофициально же ваша страна потеряет больше. Однако вопрос можно поставить и так: какими могут быть приобретения вашей страны, если будет мир.
С Украиной у Ирака исторически сложились добрые, взаимовыгодные отношения. Официальная украинская позиция всегда была сбалансированной. Украина выступала за то, чтобы решить кризис вокруг Ирака мирным путем и через ООН. А вот по поводу предложения отправить в район кризиса украинский батальон химической и биологической защиты ваша позиция непонятна: ведь если ООН говорит, что у Ирака нет оружия такого типа, зачем же отправлять этот батальон?
-- Может быть, такое оружие США будут использовать против вас?
-- А зачем Америке его использовать, если у Ирака его нет? Мы уверены, что Верховная Рада выскажет свою позицию по этому поводу, и Украина не втянется в это противостояние, равно как и Россия, Германия, Франция, Бельгия, Турция. Украина, как огромная 50-миллионная страна, может играть роль миротворца.
-- Наши СМИ сообщали о том, что в Украине появились первые беженцы из Ирака, пытающиеся спастись от войны.
-- Я уже почти семь месяцев представляю Ирак в вашей стране и почти каждую неделю к нам в посольство приводят группы иракцев, нелегально попадающих в Украину. Но это экономические беженцы. Они едут сюда через Краснодарский край России, Турцию, через Сирию, Иорданию. Власти Украины задерживают их, изымают документы. Эти люди надеются найти работу. А ведь до экономической блокады Ирак был самой богатой страной в мире и сам импортировал рабочую силу из-за границы. Только братьев-арабов у нас постоянно работало около двух миллионов. Но после введения эмбарго все изменилось, сейчас ситуация у нас в стране просто трагическая. Население Ирака -- около 25 миллионов, рабочих вакансий нет, поэтому наши граждане вынуждены искать пути для выживания своих семей. Среди них врачи, инженеры Люди с высшим образованием.
Все эти люди выехали в основном из-за блокады. Очень многие работают и отправляют денежную помощь родителям в Ирак, живущим только на эти деньги. А от войны, может, кто-то и бежит, но не массово. Ведь если к вам в дом проникает чужой, вы не станете от него убегать, а будете изгонять врага.
-- Если начнутся военные действия против Ирака, значит ли это объявление войны всему арабскому миру?..
-- Мы надеемся, что войны не будет. Потому что это не выгодно ни арабам, ни американцам, ни всему человечеству. Я думаю, что цивилизованный мир сейчас хочет мира! Потому что цивилизация и мир -- это путь для развития каждой страны. В прошлую войну США использовали у нас кассетные бомбы с необогащенным ураном. И сейчас в стране фиксируется увеличение количества детских заболеваний, рака у новорожденных Это сегодня неотъемлемая часть нашей жизни.
-- А ваши дети сейчас где?..
-- Здесь, со мной. Но у меня много родных в Ираке, близких родственников
P. S. «ФАКТЫ» готовы предоставить возможность американскому дипломату Карлосу Паскуалю высказать свою точку зрения по поводу конфликта между США и Ираком