16-летний краматорский школьник чуть не погиб от взрыва пиротехнического устройства, которое он сделал сам
Алексей Самков должен был сдавать 16 марта экзамен в Донецком Национальном университете. Получив хорошую оценку, неоднократный призер олимпиад по биологии после окончания школы мог бы стать студентом факультета биологии. Увы. Стремясь удивить всех салютной установкой собственного изготовления, юноша проводил эксперименты прямо у себя на кухне. Как уже сообщали «ФАКТЫ», домашний химический опыт окончился взрывом. С третьего марта медики борются за жизнь парня.
Алеша Самков выглядит старше своих лет: высокий, интересный. Юноши такого типа нравятся девушкам.
-- Как я вам с точки зрения женского понимания? -- замысловато кокетничает паренек. -- Кто-нибудь еще может влюбиться в меня? -- добавляет Алеша, понимая, что сейчас никто не может сказать, как он будет выглядеть после случившегося.
Парень продолжает «гореть» -- температура еще держится. Только специальная кровать «Клинитрон» (с подвижным матрасом) немного облегчает невыносимую боль от ожогов и спасает от пролежней.
У Алеши пострадало 55 процентов поверхности тела: руки, грудная клетка Лицо в серой маске -- в кожу въелась алюминиевая краска (»серебрянка»), которой обдало экспериментатора во время взрыва. Грудь пересекают надрезы. Их пришлось сделать, поскольку панцирь спекшейся кожи не дает возможности дышать. Из-за этого нарушены кровоснабжение и кислородный обмен в мышечной ткани и внутренних органах. К счастью, медикам удалось сохранить пациенту глаза. Сквозь толщу специального геля он все видит. Алексей гордится, что его наблюдает профессор, заведующая реанимационным отделением ожогового центра Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии Академии наук Украины (ИНВХ АМНУ) Валентина Петровна Шано.
16-летний Алексей Самков -- член краматорского филиала общества «Юный медик» Донецкого медицинского университета и активист секции «Биоман». Он -- автор научного исследования на тему «Эффективность использования магнитной терапии в условиях Краматорска». Поэтому не удивительно, что пациент, как заправский спец, «контролирует» свое лечение: «Мне бы поскорее интоксикацию снять. Что вы мне колете? Да, эта капельница поможет очистить почки. Давление не прослушивается? А вы на ноге попробуйте».
-- Состояние парня критическое, -- рассказала заведующая реанимационным отделением Валентина Шано. -- Вдобавок к глубоким химическим ожогам он во время взрыва получил баротравму. Взрывная волна, наполненная краской и другими химическими веществами, попала в легкие. Пока организм борется за восстановление обмена, пациент будет находиться под воздействием этих вредных факторов, «гореть». К сожалению, при ожогах это неизбежно, потому что поврежден защитный «скафандр» -- кожа. Понемногу мы делаем некторотомию (удаление сгоревших частиц). Сколько таких операций еще предстоит Алеше, сейчас сказать трудно.
-- Меня всегда беспокоило, что Алеша «разбрасывается», -- говорит его мама Тамара Ивановна. -- Он занимался математикой, биологией, химией, спортом, фотографией. В ответ на мои замечания неизбежно отвечал: «Психолог сказал, что я еще не определился. Когда определюсь, займусь чем-то одним». Он просто способный, как все дети.
Тамара Ивановна явно скромничает. Не всем детям дано, не имея понятия о нотной грамоте, повторить главную тему полонеза Огинского, едва услышав произведение. Мало кто может научиться самостоятельно играть на гитаре, собрав ее заново из разбитого инструмента А еще Алеша любит петь. «Несе Галя воду» -- его любимая песня. Он исполнял ее как настоящий профессионал. «У вашего младшего стопроцентный слух, отдайте его в музыкальную школу», -- говорили Тамаре Ивановне. Только где взять деньги? Алексей рано начал подрабатывать. Еще будучи пятиклассником, он перед поездкой в летний лагерь помогал посторонним людям по хозяйству, заработав себе на футболки, кроссовки, а маме -- на лекарства. Отец Алеши после производственной травмы не работает. Мама -- наладчица на заводе. Поднимать двоих сыновей непросто. Старший брат, 22-летний Артем, после техникума полгода стоял на бирже труда. Только после того, как переквалифицировался, смог устроиться на работу.
Несмотря на бесконечную нужду, Самковы не отказывали сыновьям в покупке книг. Художественной литературой, энциклопедиями и справочниками заполнены все полки. Дома постоянно жили хомячки, рыбки, а подоконники уставлены цветочными горшками. Самков-младший если увидит у кого-то новый цветок, обязательно берет себе отросток. Наблюдает за его ростом, записи делает. С пяти лет Алеша играл с отцом в шахматы. У него есть разряд по шашкам, он -- член школьной футбольной команды. Его даже приглашали в сборную Донбасской машиностроительной академии (в Краматорске). В этот же вуз он ходил на курсы математики при факультете инженерной механики. Братья немного разбираются в живописи. Бабушка, бывший фельдшер, раскладывала перед маленькими Алешей и Темой репродукции Сурикова, Шишкина, Айвазовского, и мальчики запоминали, в чем отличие этих мастеров. С техникой Алексей давно на ты. Он с детства любил головоломки, конструкторы, паял, сверлил. Сам починил фотоаппарат. А на уроке труда выточил на токарном станке люстру, которая и сейчас висит в квартире. На день рождения дарил маме салфетки, которые собственноручно вышил или связал крючком. Увидев, как мама вяжет носки, решил, что должен освоить и рукоделие.
-- Раньше он мог не только пуговицу пришить, -- рассказывает Тамара Ивановна. -- И в аптеку сходит, лекарства нам с отцом принесет, и уберет, и обед приготовит.
Готовить Леша со старшим братом учились сами. Интересно было, вкусно получится или нет, как изменятся ингредиенты, если их смешать. Частенько на подходе к дому Тамару Ивановну останавливали соседи: «У тебя дым из кухни идет, опять твои пекут что-то». Смышленого мальчишку сразу определили в компьютерный класс. И хотя домашний компьютер так и остался недосягаемой мечтой, сын как-то похвастался матери, что запросто смог бы стать хакером. С секретами «непроходимых» сайтов он разобрался.
Леша активно готовился к празднику 8 марта. Он должен был выступать в школьной команде КВН. Шутил: «Я не могу куда-то не пойти, я же -- душа общества».
Наверное, так и есть. Когда случилось несчастье и мама прибежала с завода в больницу, там уже дежурили одноклассники. Девчонки плакали, мальчишки пытались их успокоить. Сначала Алешу привезли в городскую больницу N3, где раньше парень проводил наблюдения, необходимые для научной работы по магнитной терапии. Многие врачи его знали.
Тамара Ивановна говорит, что на младшего сына она возлагала большие надежды, но всегда волновалась за него. Алексей же к травмам относился «философски».
-- Чувство грозящей Алеше опасности не покидало меня с самого его рождения, -- плачет Тамара Ивановна. -- Говорю ему: «Не подходи к большой собаке, она может укусить», а ему обязательно нужно ее погладить. Перед учителями мне бывало неудобно. В школу нередко вызывали из-за его поведения. Но больше всего мать беспокоили химические опыты младшего сына. Алеша учился в классе с химико-биологическим уклоном. Использовал любую возможность, чтобы поискать в Интернете «химические» новости, а на кухне постоянно проводил опыты.
-- Когда Леше удалось ускорить какую-то реакцию, он так радовался, -- вспоминает Тамара Самкова. -- Помню, как он гордо мне заявил: «Мама, я 25 граммов меди за пять минут осадил, хотя для этого нужны сутки».
Ничего страшного до того рокового дня ни разу не произошло, но мать как будто предчувствовала беду. Она часто уговаривала сына заняться чем-нибудь менее рискованным. Об опасности, которой подвергает себя мальчик, проводя опыты без контроля со стороны специалистов, Алешу предупреждала и сотрудник центра внешкольной работы Нина Чумлякова, руководитель краматорского филиала общества «Юный медик» Донецкого медуниверситета.
-- Такого человека как Нина Сергеевна, просто не найти! -- с восхищением говорит Тамара Ивановна. -- Каждый ребенок для нее, как родной. Она возила их в донецкую клинику имени Калинина смотреть вскрытие. Благодаря занятиям в секции «Биоман» Алеша стал призером городского конкурса Малой академии наук. Он защитил работу, доказывающую эффективность магнитной терапии. Также занимал призовые места на областном и региональном конкурсах, олимпиадах по биологии. Если бы 16 марта он успешно прошел испытания в Донецком Национальном университете, мог бы стать студентом биофака. Однако, как рассказала мама Алеши, сын не отклонял предложения и других вузов. Он должен был поступать только на бюджетное отделение, ведь денег в семье нет. Парень мечтал стать судмедэкспертом.
Как рассказала собкору «ФАКТОВ» Нина Чумлякова, исследования Самкова в области медицины не были связаны с проведением химических опытов. Накануне праздника ребята шепнули Нине Сергеевне, что Алеша хочет изготовить какие-то петарды. Испугавшись не на шутку, она напомнила своему воспитаннику о возможных последствиях. Алексей заверил, что ничего страшного делать не станет. Уже лежа на больничной койке, 16-летний «Кулибин» признался, что хотел сделать салют, который бы все запомнили.
-- Я должен был это сделать, иначе мне бы никто не поверил, что я смогу, -- говорит Алексей.
По его словам, он изготовил вещество, напоминавшее ракетное топливо. Эксперты взрывотехнического отдела УМВД Украины в Донецкой области нашли на месте происшествия пустую батарею от бытовой салютной установки. По словам потерпевшего, он собирался заправить эту батарею самодельным ракетным топливом. Эксперты, не вдаваясь в подробности, сообщили, что его основу составляет бытовая химия, которую можно найти в каждом доме. К счастью, не все знают, как изготовить подобную «атомную» смесь. Взрыв был такой силы, что на кухне слетели с петель двери, вылетели стекла, а на потолке и стенах осело какое-то голубоватое вещество. Возник пожар, но обожженный юноша сам справился с огнем. А потом, высунувшись в окно, из последних сил прокричал: «Мне нужна «скорая». Я умираю». К счастью, квартира Самковых находится на втором этаже. Призыв о помощи услыхали соседи
Тамара Ивановна неустанно перечисляет всех, кого бы она хотела поблагодарить за поддержку. Это соседи, учителя, врачи.
Как сообщил собкору «ФАКТОВ» инспектор городского отдела образования Краматорского горисполкома Геннадий Афонин, 7-го марта было принято решение выделить на лечение Алексея Самкова тысячу гривен. Такую же сумму собрали в школе. Деньгами помогли и сотрудники Тамары Ивановны. Но потребуется еще очень много средств. Поэтому Самковы будут благодарны за любую помощь. Для тех, кому не безразлична судьба талантливого парня, публикуем счет:
Р/Р 29246825540401 в Краматорском филиале «Приватбанка» МФО N 335548 ОКПО 24657972. Назначение платежа «Благотворительный взнос Самковой Тамаре Ивановне на карту 4627081760233788».
P. S. Как сообщили «ФАКТАМ» в отделе образования Краматорского горисполкома, на счет Самковых поступили деньги от Новокраматорского машиностроительного завода, где работает мама Алеши. 7500 гривен перечислили директор местного рынка «Лазурный». Кроме того, педагогический коллектив школы N10, где учится Алексей, в канун праздника навестил своего ученика в Донецке, наняв для этого автобус.