Культура та мистецтво

Кинорежиссер алла сурикова: «пригласив в гости леню куравлева с женой, я сварила огромную кастрюлю борща. Но вместо соли сыпанула туда соду! »

0:00 — 13 березня 2003 eye 588

Приехав в родной Киев на церемонию «Людина року», Алла Ильинична попросила предоставить ей, российской гражданке, и украинское гражданство

Существует мнение, что те, кто профессионально занимается юмором, в жизни, как правило, мрачные личности с тяжелым характером. Женственная и обаятельная Алла Сурикова ломает все стереотипы. Она работает в таком трудном жанре, как… комедия. Ее фильмы — «Будьте моим мужем», «Суета сует», «Человек с бульвара Капуцинов», «Московские каникулы», «Ищите женщину», «Дети понедельника» — смотрели и смотрят все новые поколения зрителей. А такие замечательные актеры, как Наталья Гундарева, Николай Караченцов, Галина Польских, Ольга Кабо, Михаил Боярский, с удовольствием у нее снимаются.

Из Киева Алла Ильинична уехала более 20 лет тому назад, поработав на студии имени Александра Довженко и помрежем (человек с хлопушкой), и ассистентом режиссера, и реквизитором. Здесь она сняла первый в украинском кино детский мюзикл «Лжинка», фильм об ансамбле Вирского «Рождение таланта» и полнометражную детскую картину «Предположим, ты капитан». Эта лента и решила судьбу Суриковой — Аллу выдворили с киностудии. Главный редактор Госкино УССР Качан был убежден, что у режиссуры — не женское лицо. А многие просто знали: ну не любит Иван Григорьевич Аллу Ильиничну, не любит — и все! Вот и расправился с молодым режиссером — лишил группу постановочных, присвоив позорную третью категорию хорошему фильму и пообещав: «Грошей бiльше на вашi витребеньки не дамо!»

Но вот Алла Сурикова снова в Киеве — приглашена вместе с прославленной гимнасткой Ларисой Латыниной как vip-гость на престижную церемонию.

«Я последовательно, эгоистично занимаюсь комедией»

— С каким чувством вы приехали в Киев, Алла Ильинична?

— Я обожаю этот город! Здесь я родилась, выросла, влюбилась в кино, родила дочь, научилась прощать. Так получилось, что со студийным прошлым я рассталась смеясь — сделала для «Ералаша», которому дала жизнь, один сюжет. Это был крохотный мюзикл «Ну кто же так рисует?», посвященный «щиро коханим» киевским киноначальникам и их худсоветам. Девочка рисует мелом на асфальте собачку. То и дело подходят другие «художники» и дорисовывают собачку по своему усмотрению: то зубы ей переделают, то хвост выпрямят, то глаза сузят. Получился крокодил. Он внезапно оживает и хватает зубами за штаны очередного "худсоветчика"…

— После того как вас выдворили со студии, вы встречались с Качаном?

— В Ленинакане, представляете? Во время фестивальной поездки со своей "Суетой сует«… Сидим мы с Викторией Токаревой в баре, вдруг вижу: чуть пошатываясь, ко мне приближается с рюмкой сам Иван Григорьевич. Свою широкую улыбку буквально выстилает мне под ноги: «Ну що, мабуть, тепер зi мною i чарочку не вип’єте, Аллочко?» Встаю, наливаю себе рюмочку: «Иван Григорьевич, дорогой, пью за ваше здоровье! Если бы не вы, я бы никогда не выбралась из вашего болота».

— Этим и объясняется ваш поворот к комедии?

— Она во мне всегда жила. Я не могу смеяться, если падает человек. Не могу исследовать человеческие страдания, боль, уродство. Наверное, потому я так последовательно, эгоистично занимаюсь комедией. Один очень известный писатель предложил мне снять фильм по его книге. Я прочитала книгу и затосковала: герой ненавидел, блевал, осквернял. Писателю сказала: не могу полтора года жить с уродом…

— Как вас встретил «Мосфильм»?

— Генеральный директор студии, думаю, слышал печальную историю о фильме «Предположим, ты капитан». И ему, конечно же, не хотелось брать на свой «мосфильмовский» корабль какого-то «предположительного капитана». Но за меня ходатайствовал сам Георгий Данелия (мой художественный руководитель на Высших режиссерских курсах), поэтому с «Суетой сует» меня запустил… Впервые я встретила начальников, которые хотели понять и помочь — это после киевских «рукой-водителей» было так неожиданно и так обнадеживало!.. Голова кружилась от слов «беру ответственность на себя!»

— Поддержали вас, в отличие от довженковцев, и коллеги.

— Да! Особенно сценарист, друг Рязанова — Эмиль Брагинский. Хотя он был признанным мэтром, а я начинающим режиссером, тем не менее я сразу и свободно стала называть его Эмик (конечно, на вы!) и Первоисточник. Человек огромной культуры, такта, заряженный на добро, он никогда не настаивал на однажды написанном, менял легко, молниеносно придумывал новое.

«Андрей Миронов в форме офицера Белой армии, сверкая погонами, стоял… в очереди за сосисками»

— Поддержка директора «Мосфильма» Сизова (а его знали еще и как человека, подписавшего протокол о расстреле Берии), известнейшего сценариста Брагинского — это ли не врата в рай?

— Какое там! Я очень волновалась перед запуском «Суеты сует» — моей первой картины и сама попросила Данелия, чтобы мне дали художественного руководителя. Им стал очень известный режиссер. Я восхищалась им как профессионалом, не подозревая, насколько он противопоказан мне в работе над этим сценарием. Легкий сценарий Брагинского он пытался натянуть на социальную колодку. Пришел момент показа актерских проб. Мой худрук снял пробу с Юрием Соломиным и Наташей Гундаревой, я — с Гурченко и Басилашвили. На худсовете мой шеф выступил резко против моих проб. Бил наотмашь. А когда Данелия сказал ему: «Твои пробы не лучше», он написал директору «Мосфильма», что «режиссер Сурикова снять фильм не в состоянии». Но фильм я сняла с теми актерами, с которыми хотела работать, — с Галей Польских и Фрунзиком Мкртчяном.

— Алла Ильинична, но ведь с Киевом вас связывают не только печальные воспоминания…

— В небольшой роли в «Суете… » снялся Леня Куравлев. Мы с ним познакомились на картине «Поздний ребенок» в Киеве. От той картины у меня остались самые светлые воспоминания. Может быть, потому, что в главной роли снимался Василий Васильевич Меркурьев, а на съемочной площадке рядом с ним всегда была Ирина Всеволодовна Мейерхольд. И картина получилась такая же — тихая, бережная, интеллигентная. Леня Куравлев приехал на съемки в Киев со своей очаровательной женой Ниной, преподавателем английского языка. Мне очень хотелось с ними подружиться. Как-то пригласила в гости, сварив огромную кастрюлю вкусного борща. Но вместо соли сыпанула туда соду! По цвету борщ стал исключительно красивым, но пенился, как шампунь. Мы его так и не попробовали. Но вечер прошел весело, и моему желанию подружиться сода не помешала.

— Украине вы обязаны и знакомством с Андреем Мироновым?

— В первый раз увидела его в Харькове на съемках фильма киевской студии «Умеете ли вы жить?», где работала ассистентом. Андрей и Марк Захаров провожали в Москве своего друга Шуру Ширвиндта на съемки в Харьков и, конечно, провожанию предшествовало легкое застолье. Когда поезд тронулся, жена Марка Нина пошутила: «А слабо вам встретить его на вокзале в Харькове, чтобы увидеть удивленные Шурины глаза?» Андрей и Марк, недолго думая, взяли билеты на самолет… Встретили Ширвиндта на харьковском перроне и поняли, что ради этого стоило лететь! А режиссер фильма «Умеете ли вы жить?» Саша Муратов, воспользовавшись приездом таких знаменитостей, уговорил их сняться в эпизодах (заодно появилась законная возможность оплатить их проезд).

Во второй раз мы встретились в буфете «Мосфильма». Миронов в форме офицера Белой армии, сверкая погонами, стоял… в очереди за сосисками. Мундир сидел на нем как-то особенно благородно. Ни очередь, ни сосиски не могли испортить этого впечатления. Когда я предложила Андрею «быть моим мужем» (так фильм назывался), он не выразил особого восторга, но и не отказался: «Годы уходят. А предложение „руки и сердца“ — то есть сыграть лирического героя — поступает все-таки не каждый день, так что… надо подумать… »

Ждать решения Андрея пришлось долго. Но когда он согласился, пошутил: «Просто вы умели ждать, как никто другой». Позже, когда Андрей получит солидный гонорар за наш «полюбовный союз», он скажет: «Таких денег мне ни одна женщина никогда не платила… »

«С известными людьми меня сводит кино… »

— А с украинским зрителем у вас нормальные контакты?

— Предложения руки и сердца из Украины поступали чаще, чем из других регионов! Одно письмо я бережно храню: «Если вы еще не замужем, тогда давайте поженимся! Прошу вас приехать ко мне домой. С вокзала ходит автобус Львов-Купновичи. Каса N5. Доедете до с. Пыпснэ. Там спросите, где живет Степан. Мине все знают… »

— На церемонии «Людина року» вы присутствовали в качестве vip-персоны (так нам объяснили в штабе мероприятия). Российская пресса, да и телевидение «раскрутили» вас по полной программе. Говорят, за этим стоят «сильные мира сего»: то вы с Наиной Ельциной на фото, то с Чубайсом, то с Путиным…

— А что вас смущает? Это жизнь! По поводу Наины Иосифовны и Чубайса: я была приглашена на юбилей Марии Владимировны Мироновой, там была и Наина Иосифовна, и Чубайс, и другие видные политические деятели, которые рядом с Мироновой выглядели подчиненными.

Среди тех, кто вручал актрисе цветы, был и мой отец. Мария Владимировна и мои родители — люди одного поколения. Помню, как мама и папа, забросив все дела, усаживались у телевизора, если на экране появлялась их любимая пара: Миронова и Менакер. Я уже тогда заочно полюбила их.

Потом мы познакомились ближе и я стала часто бывать у Марии Владимировны. Помню, я как-то ей позвонила: «Хочу к вам заскочить». Она: «Алла, вы что, блоха, чтобы заскакивать?.. Если заскочить, то вообще не надо». А однажды, когда она ложилась на операцию, я предложила ей, что позабочусь о ее любимом попугае Ромке. Миронова закричала: «Ни в коем случае! Вы уморите его. Вы же носитесь, как ошпаренная куропатка. Нет, я лучше зарежу его собственными руками, гильотинирую, выражаясь научно, чем он у вас умрет в страшных муках».

Так что своего vip-статуса в Москве не чувствую. С известными людьми меня сводит кино. Ну а пресса снабжает это только ей дозволенными и недозволенными комментариями.

— Вот и ваше фото с Путиным растиражировано так!..

— Это моя вторая встреча с президентом. И так же, как и на первой, я сказала: «Вы же понимаете, Владимир Владимирович, что из всех искусств для нас главнейшим является… » — тут я сделала многозначительную паузу, давая возможность Путину самому признаваться в любви к кинематографу. И так же, как и в первый раз, он легко, с улыбкой, ответил: «Кулинарное!» И серьезно добавил: «Я знаю, что наши режиссеры умные, талантливые и могут все. И я знаю, чего им не хватает».

«С Раисой Горбачевой нас связывала страна надежд и… лестница»

— Случалось ли вам судиться с прессой?

— Был один — несостоявшийся — суд с "Пари матч«…

— Ого!

— Сначала из французской газеты «Фигаро» у меня взяли интервью после «Человека с бульвара Капуцинов». Был нормальный разговор, но так как желтому изданию «Фигаро» требовалось солененького, то от себя они добавили, что я — дочь крупного киноначальника. Имелся в виду А. Суриков, директор «Совинфильма», который… моложе меня на год. Другой французский журналист утверждал, что я прямой потомок живописца Сурикова. Так с его подачи я оттеснила Никиту Михалкова во второй ряд знаменитого родства. Писали, что я люблю коллективное мытье в бане, а ГПУ якобы расшифровала как гласность, перестройка, ускорение.

Но обошел всех, конечно, «Пари матч». Веселая француженка обратилась ко мне так: «Пожалюста, расскажите что-то хорошее о себе. Все у вас плачут — наш журнал может немножко намокать». Я отшутилась: живу, мол в московском «Беверли хиллз», за фильм «Чокнутые» получила аж 30 тысяч рублей, имею две машины (одну даже на запчасти никто не хотел у меня купить). Но каждую из моих картин в разное время посмотрело от 30 до 60 миллионов зрителей (это была правда).

Вскоре в «Пари матч» вышла статья под названием: «Шесть новых русских миллиардеров делятся секретами своего успеха». Четверо из них бизнесмены (двоих потом убили), пятый — модельер Валентин Юдашкин. Шестая… я. Корреспондентка немного перепутала, и миллионы зрителей обратились в миллиарды франков. Телепрограмма «Время деловых людей» тут же передала все это в эфир. Что началось! Звонки: от «мы привезли из Душанбе золото, недорогое, не желаете?» до «мы организовали кружок любителей русского кино имени Аллы Суриковой. Необходим уставной капитал».

— Судились с французами?

— Хотела, но одно обращение к адвокату вылилось для меня в такую сумму, что «вопрос моей раскрутки» пришлось снять с повестки дня.

— В своей документальной серии «Имею честь представить» кого вы первым представили публике?

— Никиту Богословского!

— Почему?

— Ухоженный, изысканно одетый, лощеный, всегда вкусно пахнущий господин. В ту пору, когда все вокруг были товарищами, Богословский уже был Господин, и никак иначе. Арканов о нем сказал: «Любитель и ценитель женской красоты и женских структур». В это время он женился на очаровательной женщине, которая была моложе его на 40 лет, и выглядел таким красавцем, таким одухотворенным и молодым, что не снимать его было нельзя.

— Жизнь подбрасывала вам ситуации, которые сами по себе — уже ступени наверх. Взять хотя бы вашу историю с Раисой Горбачевой…

— Не было истории, был смешной случай. На фестивале «Московского комсомольца» приз за «Московские каникулы» мне вручала Раиса Максимовна. Накануне я упала и так побилась, что приезжала «скорая». Врач прописал строгий постельный режим, но в Дом кино я все же отправилась. Посадив мужа в первом ряду (для страховки при спуске), я еле поднялась на сцену. Пока Раиса Максимовна рассказывала, за что нас награждают, я сочинила план: будем спускаться вместе с ней, я ее схвачу за локоть — и вперед!

Мне вручили приз в виде тяжеленного паруса, и мы начали торжественный спуск. И вдруг Раиса Максимовна хвать меня первой под руку и шепчет на ухо: «Я сегодня подвернула ногу, ну не подниматься же мне на сцену с охранниками? Вот я и решила: будем спускаться — я за Аллочку подержусь». Пришлось мне расправить плечи и продемонстрировать полную режиссерскую надежность. Не подводить же Первую леди! Когда хоронили Раису Максимовну, я была на кладбище. Не могла не прийти. Нас связывали страна надежд и та лестница.

— Говорят, Юрий Никулин подарил вам шесть гектаров земли на малой планете «Никулин». В связи с чем?

— Он по частям раздаривал свои виртуальные гектары друзьям и знакомым. Мне мои шесть достались очень смешно. Однажды на день рождения Юрия Владимировича в «Детектив-клубе» был объявлен веселый конкурс. Надо было рассказать анекдот, которого Никулин не знал. Я рассказала (он длинный и не очень приличный). Никулин очень смеялся. Он подарил мне еще два тома собранных им анекдотов с нежной надписью.

— Это правда, что вы попросили и украинское гражданство в дополнение к российскому?

— Да, мы с Ларисой Латыниной это сделали вместе. И нам обещали.