Культура та мистецтво

Марина ладынина последние годы почти не выходила на улицу, жила на маленькую пенсию и очень тосковала по кино

0:00 — 18 березня 2003 eye 11692

Сегодня девять дней, как ушла из жизни старейшая звезда советского кино

У нее были руки молодой женщины. И это потрясало. Год назад Марина Ладынина впервые за последние десять лет согласилась дать телевизионное интервью каналу НТВ. Она сидела перед камерой в модном джинсовом брючном костюме, изящно сложив перед собой длинные тонкие пальцы с безукоризненным маникюром. Глаза актрисы за толстыми линзами очков смотрели немного с вызовом, голос ее был хрипловат. О чем она рассказывала, я уже не помню, но вот эти руки и глаза…

Марина Ладынина была последней актрисой из знаменитой когорты звезд сталинской эпохи. Она ушла из жизни, не дожив до своего 95-летия всего три месяца. 6 марта Марина Алексеевна неловко упала и сломала шейку бедра. «Скорую» в дом на Котельническую вызвала ее племянница Ира. Ладынину забрали в отделение травматологии Боткинской больницы. На второй день Марине Алексеевне стало лучше, а на четвертый… Не выдержало сердце.

Последние годы актриса жила почти затворницей. Редко выходила на улицу. Ее двухкомнатная квартира в высотном доме на Котельнической набережной была очень скромной. Никакого антиквариата, дорогих вещей. Старая мебель и фотографии на стенах -- кадры из девяти фильмов, сделавших Ладынину звездой: «Богатая невеста», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности»… Марина Ладынина: «Никто не верил, что я могу доить коров»

Народная артистка Украины Лариса Кадочникова: «Марина Алексеевна была небольшого роста, худенькая, с глазами фиалкового цвета»

Вспоминая съемки в картине «Свинарка и пастух», Ладынина смеялась: «Никто не верил, что я могу по-настоящему доить коров! А ведь это я умела с детства… » Марина Алексеевна была старшей в семье из четверых детей, жившей в глухой сибирской деревушке. Рано стала помогать матери по хозяйству -- пасла коров, прибирала в хате, стирала белье. Только вот готовить так и не научилась. Зато уже во втором классе блестяще читала, писала и считалась лучшей рассказчицей в школе. Там же, со своими одноклассниками, играла в первом театральном спектакле. Школьном. С тех пор стала бредить театром. Даже когда после блестящего окончания школы работала учительницей младших классов. И таки не выдержала. В первую свою поездку в Москву, чтобы поступить на факультет общественных наук, плюнула на все и… подала документы во ВГИК.

Ладынина с детства отличалась упрямым нравом, твердым характером и волевыми решениями. Правда, как позже признавалась актриса, она немного растерялась в шумной многолюдной Москве, среди красиво одетых людей. Сама же Марина Алексеевна приехала летом в длинном драповом пальто -- самой дорогой вещи в ее гардеробе -- и маленькой фетровой шляпке. Она прочитала на вступительных экзаменах монолог Катерины из «Грозы» и прошла. В ГИТИСе считалась лучшей студенткой, и сразу после окончания ее взяли во МХАТ. Знаменитый русский театр, где тогда служили Станиславский, Книппер-Чехова, Немирович-Данченко, Андровская. Ей пророчили блестящее будущее театральной актрисы, если бы не кино. И любовь…

С 33-летним режиссером Иваном Пырьевым Ладынина познакомилась на съемках фильма «Вражьи тропы». Это была любовь с первого взгляда. Красивая и трагическая. Пырьев предложил Ладыниной главную роль в своей картине «Богатая невеста», и Марина Алексеевна, не раздумывая, согласилась, бросив репетиции спектакля «Три сестры» и… театр. Вскоре у молодой пары родился сын Андрей, и семья переехала в большую квартиру недалеко от Киевского вокзала, где жили многие киношные знаменитости. В том числе и легендарная «бесприданница» Нина Алисова с дочерью Ларисой Кадочниковой.

«Тогда все знаменитые киношники жили в доме на Драгомиловской, -- вспоминает актриса Театра русской драмы Лариса Кадочникова. -- Мы -- на третьем этаже, Ладынина с Пырьевым -- на четвертом, прямо над нами. У меня было ощущение, что Марина Алексеевна почти никогда не выходила из дома и в основном занималась пением. С утра до вечера в их квартире звучал рояль. К знаменитой актрисе приходил педагог по вокалу. Помню, Ладынина сначала распевалась -- гаммы, упражнения. У нее был тонкий голосок, как колокольчик. А потом звучали песни, которые позже она исполняла в фильмах… »

Иван Пырьев и Марина Ладынина перещеголяли всех своих киношных собратьев по количеству Сталинских премий. Целых пять! Иван Александрович был лично знаком со Сталиным, а Ладынину так никто и не представил вождю. Впрочем, знаменитая актриса никогда не стремилась завоевать любовь Сталина и не скрывала своей дружбы с опальными поэтами. Впрочем, все пятнадцать лет совместной жизни с Пырьевым ее интересовало только кино…

«Сын Ладыниной и Пырьева Андрей был примерно моего возраста, -- рассказывает Лариса Кадочникова. -- Мы дружили, вместе бегали во дворе. Родители мало им занимались, в основном бабушка, мама Марины Алексеевны. Она привезла ее из деревни. Кстати, Ладынина была совершенно не похожа на свою маму -- та темноволосая, очень общительная. Правда, никаких семейных тайн не выдавала. Единственное, о чем она всегда говорила, что Мариночка счастлива, потому что вышла замуж за такого талантливого человека, как Пырьев, сделавшего ее замечательной актрисой. Но никаких склок, никаких рассказов о происходящем в доме. Да и мы, кроме музыки, а слышимость в квартирах была хорошая, ничего не слышали. Личная жизнь звезды была покрыта тайной.

Я никогда не видела Марину Ладынину гуляющей. Она подъезжала к подъезду на собственной машине, быстро заходила в подъезд и исчезала в лифте. Она была небольшого роста, худенькая, тоненькая, светловолосая, с пронзительно-красивыми глазами фиалкового цвета. Марина Алексеевна была скромной женщиной, и у меня было ощущение, что она легко ранима. Она производила впечатление ангела».

Говорят, лишь однажды между Пырьевым и Ладыниной произошел публичный скандал на съемках. Это было во время репетиции одной из сцен фильма «Трактористы». Не шел эпизод, и Пырьев так разозлился, что даже замахнулся на жену. Ладынина в совершенном смятении встала и тихо вышла, ничего не сказав. Съемочная группа была в шоке. Пырьев вспоминал, что после этого случая он поклялся себе никогда ни при каких обстоятельствах не повышать голоса на жену. И сдержал слово…

«Мужа Ладыниной Пырьева все очень боялись, -- вспоминает Лариса Кадочникова. -- Он был жестким и властным человеком. По-моему, его побаивались даже в семье. Он и внешне был неприступен. Никогда не заходил к нам в гости, хотя был знаком с моей мамой, Ниной Алисовой.

У Пырьева с Ладыниной была большая квартира, сделанная из двух. Но нас, детей, дальше прихожей не пускали. Не скажу, что они жили шикарно, но по сравнению со многими -- неплохо. У Марины Ладыниной был прекрасный вкус. Потом, она была превосходно сложена! Такая точеная фигурка. Ладынина хорошо одевалась, правда, не так роскошно, как Тамара Макарова. Та обожала меховые накидки, особенно лисьи… »

Внешне жизнь Ладыниной и Пырьева казалась идеальной. Они были знамениты, почитаемы и счастливы. Правда, Иван Александрович всегда славился любвеобильностью, был падок на красивых женщин. Марина Алексеевна закрывала на это глаза. В 1953 году вышел приказ председателя Госкино, запрещающий режиссерам снимать в главных ролях своих жен. Но все же для фильма «Испытание верности» Пырьев отстоял кандидатуру Ладыниной, но дальше… Он перестал снимать комедии, перешел на классику и взялся за экранизацию «Идиота» Достоевского. Роли для Ладыниной в фильме не нашлось. Пышно отпраздновав двадцатилетие супружеской жизни в ресторане «Арагви», Ладынина и Пырьев разошлись…

«Когда я уже училась во ВГИКе, то на несколько курсов меня младше училась Людмила Марченко, молодая актриса, ставшая звездой после картины Пырьева «Белые ночи», -- рассказывает Лариса Кадочникова. -- Все в институте знали, что Пырьев ею страшно увлечен, и Марченко несла себя, как королева. В то время Пырьев и Ладынина уже переехали из дома возле Киевского вокзала в более роскошную квартиру. Марченко очень гордилась, что у нее такой знаменитый поклонник. В то время Пырьев стал директором «Мосфильма». Но связь с Людмилой длилась недолго и закончилась скандалом. Рассказывали, Пырьева настолько боялись актеры, что, входя в его кабинет, падали в обморок от одного его взгляда. Такой власти это был человек. Думаю, Ладыниной тоже доставалось от него… »

Ладынина так и не вышла больше замуж. Не снялась ни в одном фильме. Семейная драма стала трагедией ее творческой жизни. Белокурую женщину с фиалковыми глазами и звонким голоском больше не видели на экране. Ладынина стала ездить с концертами по стране. Этим и зарабатывала. Растила сына Андрея, который стал режиссером, а потом и внука Ивана. Иногда она садилась за пианино и напевала «Песню о Москве». Роль свинарки Глаши навсегда осталась ее любимой. В 1998 году Марина Ладынина получила «Нику» -- «за честь и достоинство». На сцену, придерживая за локоток, ее вывел пастух Мусаиб -- Владимир Зельдин. «Мой Володенька», -- любила говорить Марина Ладынина. Знаменитый актер в последние годы жизни Ладыниной одним из немногих был вхож в дом великой актрисы. И в ее судьбу…

Народный артист СССР Владимир Зельдин: «Марина была женщиной необыкновенно красоты. Я обожал ее!»

13 марта на Новодевичьем кладбище в Москве хоронили Марину Ладынину. Собрались все друзья знаменитой актрисы. Вернее, те, кто еще остался в живых. Не было лишь Владимира Зельдина, пастуха Мусаиба Гатуева. Он просто не смог прийти проститься со своей подругой. Боялся, не выдержит сердце. Владимир Михайлович в этом признался «ФАКТАМ» в телефонном разговоре… 13 марта в 12. 00. Как раз в то время, когда хоронили его Машеньку…

-- … Помню, посмотрев фильм Ивана Пырьева «Богатая невеста», я был потрясен Мариной Ладыниной. Даже не ее игрой, а какой-то необыкновенной женственностью, исходившей от этой актрисы. Через какое-то время мне прислали сценарий фильма «Свинарка и пастух»…

-- Вы знали, что Ладынина будет сниматься в главной роли?

-- Нет! Я даже не догадывался! Прочитал сценарий эдакой реальной сказки, и он мне очень понравился. И роль горца Мусаиба Гатуева понравилась! Но я даже не предполагал и не мечтал, что мне таки доведется ее сыграть. Все-таки это роль горца. Зачем, думал я, снимать русского актера, когда можно взять замечательного актера из Театра имени Шота Руставели. Поэтому я как-то…

-- Не надеялись?

-- … мечтал и желал, но у меня были совершенно негативные предчувствия. Я был уверен, что меня не утвердят на роль. Но, видите, судьба мне подарила такое чу-у-удо, решившее всю мою дальнейшую творческую жизнь… Я встретился с совершенно легендарной, выдающейся, яркой индивидуальностью! Необыкновенно обаятельной и удивительной женщиной. Марина Алексеевна в ту пору была уже безумно популярной! Я как начинающий актер, не знакомый с кино, страшно волновался перед съемками и не очень-то надеялся на свои силы. Но Пырьев относился ко мне внимательно, долго репетировал на пробах… Ему нужен был актер романтического склада. Я в то время играл в Театре Советской Армии как раз такие роли -- «Коварство и любовь», «Комедия ошибок», «Собака на сене».

Впервые я встретился с Ладыниной на прослушивании музыки к фильму Тихона Хренникова, написавшего «Песню о Москве». В фильме мы с Мариной Алексеевной должны были ее исполнять. Нужно было установить тональность, в какой мы будем ее петь. Помню, зашла Марина Алексеевна, и я просто остолбенел. Это была женщина необыкновенной красоты! Огромные голубые глаза, светлые волосы, очаровательная улыбка! Ее огромное обаяние как-то сразу привело меня в трепет. Я обожал ее! А потом начались съемки. Мне, как партнеру, было с ней легко, несмотря на то что я робел перед звездой. Она чувствовала, что я напряжен, волнуюсь, и старалась снять мое волнение доброжелательными замечаниями, улыбкой. В моей жизни общение с Ладыниной было истинным мгновением счастья! Снимать фильм мы начали в мирное время, а заканчивали уже, когда шла война. Киностудию бомбили, мы уходили в бомбоубежище, потом вновь принимались за съемки…

-- Было указание партии -- снимать?

-- Чуть ли не распоряжение самого Сталина. Мы закончили съемки в 1941 году, и в ноябре фильм уже вышел в прокат. Был сумасшедший успех! Всей съемочной группе дали броню, и благодаря этому мы сумели доснять фильм.

«В последнюю встречу Марина сказала: «Володя, как я устала жить. Как устала… »

-- Пырьев по-особому относился к Ладыниной на съемках?

-- Я не видел какого-то особого отношения. Лишь как к актрисе, игравшей центральную роль. С уважением, поощрением. Он не требовал, но предлагал Ладыниной, чтобы она выполняла его замыслы, решения. Марина Алексеевна не сопротивлялась.

-- Они никогда не спорили?

-- На площадке не было ругани. Бывали иногда моменты, не получалась сцена и нужно было повторить несколько дублей -- тогда Ладынина и Пырьев говорили в немного повышенных тонах. Не более… Хотя Иван Александрович был очень темпераментный человек, требовательный. Но мне не было с Иваном Александровичем трудно, он сам актер, играл в Театре Всеволода Мейерхольда, поэтому знал все актерские приемы. По-моему, он был доволен моей работой.

-- Вы были влюблены в Ладынину?

-- Не могу сказать, что это была влюбленность. Скорее обожание! Но я не смел ей надоедать. Мы встречались только во время съемок и репетиций. А в жизни… Мы с Мариной Алексеевной стали близки намного позже, после ее семейной драмы с Иваном Александровичем. Она перестала сниматься. Мы стали часто созваниваться, встречаться на концертах…

-- Она жаловалась на судьбу?

-- Ни-ког-да! Мариночка была очень мужественной женщиной, гордой, умной. Безусловно, она переживала. Но в себе, не напоказ. Она разошлась с Иваном Александровичем и перестала сниматься. Ее не удовлетворяли сценарии, которые ей предлагали. Она хорошо знала литературу, прекрасно читала стихи. У нее были целые программы -- Цветаева, Ахматова. В Союзе кинематографистов бюро пропаганды устраивало сборные концерты во дворцах спорта, на стадионах, и Марина Алексеевна принимала в них участие как чтица. Она имела огромный успех!

-- Она так и не вышла больше замуж. Не могла забыть свою любовь?

-- Не могу сказать, насколько сильно она любила Пырьева. Но… никогда не отзывалась о нем в уничижительном тоне. Последние годы она жила со своей племянницей Ирой, которая за ней ухаживала, была ее ангелом-хранителем. У Марины Алексеевны была двухкомнатная квартира на Котельнической в огромном доме, где в свое время жила Галина Уланова, живет Лида Смирнова. Ее сына, Андрея Ладынина, я плохо знал. Он был режиссером-хроникером, но, мне кажется, из него не получилось большого мастера.

-- Ладынина была жизнерадостным человеком?

-- Я бы не сказал. Она была волевым человеком. Очень! И, скорее, замкнутым. Держала себя с большим достоинством и вместе с тем была доступна и проста.

-- Когда вы видели Марину Алексеевну в последний раз?

-- Несколько месяцев назад.

-- Как она себя чувствовала?

-- Вы знаете, неплохо. И выглядела хорошо. Была такой же, как прежде -- очаровательной, обаятельной… (тяжело вздыхает. -- Авт. ). Я приехал к ней домой. Мы беседовали, репетировали, пели отрывочки из фильма «Свинарка и пастух» и «Песню о Москве». Потом пили чай из старинных чашек. Ира принесла нам в комнату накрытый поднос. По хозяйству хлопотала только ее племянница. А Машенька очень любила чай.

-- Маша?

-- Марина. Маша. Мэри. Ее часто называли Машенькой. А она меня -- просто Володей, Володенькой… Мы тогда долго говорили на разные темы. Ее живо интересовали события, происходящие у нас в стране, кинематографическая жизнь. Она спрашивала о моей творческой судьбе. Мы опять обдумывали идею сделать совместно какой-нибудь номер. Но, как всегда, это по каким-то причинам откладывалось -- то занятость, то плохое самочувствие…

-- Она жила на пенсию?

-- Да. Но наша Актерская гильдия принимает большое участие в судьбе актеров. Марине Алексеевне часто оказывали помощь. Но, конечно, шиковать не приходилось. В ее судьбе принимала активное участие Наина Иосифовна Ельцина. Она доставала Марине путевки в санатории «Сосны», «Барвиха». Там Марина Алексеевна как-то поправляла здоровье, но…

-- Но?

-- В одну из наших последних встреч Марина вдруг сказала: «Володя, как я устала жить! Как устала… » Она тосковала по творчеству. ОЧЕНЬ! Марина этого не показывала, но для каждого актера роль -- лучшее лекарство. И ей не хватало его…