Події

После 1 июня отличительной чертой легально работающего в столице такси будет прикрепленный на лобовом стекле машины специальный пластиковый талон

0:00 — 19 березня 2003 eye 266

Чтобы гарантировать людям безопасные поездки, городские власти утвердили новые Правила перевозки пассажиров таксомоторами

Ежедневно на улицы Киева выезжают около 20 тысяч легковых таксомоторов. Правда, цифра эта приблизительная, ибо точное количество машин подсчитать сложно -- многие автомобили, хоть и снабжены снабжены специальными шашечками, работают нелегально. К тому же киевляне зачастую в свободное от основной работы время подрабатывают частным извозом на личных автомобилях. А лет 10--15 назад на столицу приходилось чуть более 3,5 тысячи такси -- как правило, хорошо узнаваемых «Волг». Затем процесс таксомоторных перевозок стал менее контролируемым, а подобный вид бизнеса привлек частных предпринимателей. Но огромное количество такси на улицах столицы вовсе не означает, что качество работы таксистов улучшилось. Как в таких условиях гарантировать пассажирам безопасную и комфортную поездку?

На «Тавриях» и «Запорожцах» заниматься таксомоторными перевозками нельзя

Многие «белые пятна» в сфере таксомоторных перевозок столичные власти решили ликвидировать: утверждены новые Правила перевозки пассажиров в такси, которые начнут действовать с 1 июня. Изначально разработчики документа планировали проводить тендерные конкурсы, позволяющие отбирать лучших среди претендентов на «шашечки», и ограничить число таксомоторов в городе, введя определенные квоты. Во многих странах, к примеру, на тысячу городских жителей приходится один автомобиль-такси -- такая норма считается приемлемым стандартом. Однако подобные новшества столичных законодателей вызвали недовольство среди большинства таксистов, обвинивших чиновников в попрании прав предпринимателей. После многочисленных консультаций власти решили отказаться от введения квот и несколько упростили процедуру регистрации таксомоторов.

-- Мы не собираемся лишать таксистов работы, устанавливая максимальное количество таких машин в городе, -- говорит заместитель главы столичной госадминистрации Иван Салий. -- Хочешь заниматься перевозками -- пожалуйста, но делай это легально и профессионально, согласно общепринятым стандартам. Главная же задача властей -- создать пассажирам такси максимальные удобства и обезопасить их поездки. Ведь кто может гарантировать, что машина с «шашечками» исправна, а водитель трезв, если перед выездом на линию ни его, ни машину не проверяли?

А тарифы? Сейчас они колеблются в невероятных пределах. С меня недавно вечером за поездку с Севастопольской площади на Виноградарь частник запросил 35 гривен! Что уж говорить о гостях Киева, с которых за поездку с железнодорожного вокзала на Троещину просят как за поездку минимум в Житомир.

Как пассажиру добиться компенсации, если по дороге такси попадет в аварию, если водитель работает нелегально или же не выдал чек? Эти и многие другие проблемы, как раз и решают утвержденные правила.

Новый порядок обязует всех желающих заниматься извозом подать документы на рассмотрение специальной комиссии. Прежде всего чиновники обращают внимание, какие автомобили у претендента, есть ли у него возможность следить за их техническим состоянием. После 1 июня автомобиль-такси должен иметь четыре двери, не меньше трех мест для пассажиров и объем двигателя от 1300 кубических сантиметров. Одним словом, на «Тавриях» и «Запорожцах» заниматься таксомоторными перевозками нельзя.

На улицах города планируют организовать около 350 стоянок такси, где постоянно будут дежурить машины

В первую очередь пассажиру помогут убедиться: легальное перед ними такси или нет. Легально работающие такси необходимо снабдить оранжевой «шашечкой» на крыше, зеленым и красным сигнальными фонариками на лобовом стекле. Обязательным атрибутом станет таксометр, причем счетчик должен быть установлен так, чтобы пассажир мог лично убедиться, сколько километров проехали. На видном месте крепится и прейскурант цен (некоторые перевозчики указывают таксу за проезд даже на дверях такси).

Регулировать расценки городские власти не возьмутся -- у них нет таких полномочий. Новые правила лишь регламентируют, что тариф может быть дневной (с 6. 00 до 20. 00) и ночной (с 20. 00 до 6. 00). Большинство перевозчиков утверждают, что стоимость проезда не превысит 90 копеек -- 1 гривню за километр. Если же перевозчик планирует изменить стоимость своих услуг, то он обязан не позже чем за неделю предупредить об этом пассажиров: рядом с действующей указывается новая цена проездок.

Таксист также обязан будет выдать пассажиру чек, где, помимо причитающейся суммы содержится необходимая информация о перевозчике. Подобные сведения (название перевозчика и номер телефона диспетчерской службы) наносятся и на борта автомобиля. Однако главной отличительной чертой легального такси станет пластиковый талон (размером с телефонную карточку), прикрепленный на лобовом стекле. От подделок он защищен специальной голограммой и снабжен необходимой информацией о перевозчике. Таким образом, пассажир, останавливая такси, сможет быстро выяснить, кто перед ним, а затем уже решит, ехать или не ехать.

Большинство легальных таксомоторных перевозчиков поддерживают новшества и уверены, что новые правила будут способствовать здоровой конкуренции. И хотя вводить квоты пока не собираются, со временем многие нынешние таксисты, которые не в состоянии обеспечить комфорт пассажирам, уйдут на отдых. В перспективе (через несколько лет) более жесткие требования предъявят и к автомобилям, установив их максимальный возраст, стимулируя перевозчиков приобретать новые машины.

На улицах города планируют организовать около 350 стоянок такси, где постоянно будут дежурить машины. Возле железнодорожного вокзала, аэропорта в Жулянах, на некоторых крупных рынках намерены оборудовать диспетчерские, где желающие смогут заказать машину и узнать стоимость проезда. Новые правила предоставляют пассажирам право самому выбирать такси, свободная машина обязана остановиться по его просьбе, а подсаживать по дороге других людей водитель может только с согласия находящегося в салоне пассажира. Таксист также не может отказаться везти пассажира (разве что тот пьян или в грязной одежде), а также обязан выбирать кратчайший маршрут.