На следующий день после сеанса у мануального терапевта 34-летнюю киевлянку елену… Парализовало

0:00 — 21 березня 2003 eye 9534

В течение недели муж носил ее на руках на консультации к врачам. В минувший четверг в Институте нейрохирургии ей сделали операцию, после которой Елена самостоятельно встала на ноги

-- Меня мучили головокружения, боли в шее. Когда я поднималась по лестнице, в глазах мелькали искорки, -- рассказывает Елена. -- Две недели назад я обратилась к мануальному терапевту. Он расспросил меня, затем, прощупав шею, сказал: «У вас смещение шейного диска. Его нужно поставить на место». Мануальщик резко поворачивал мою голову в обе стороны, давил и мял шею, растягивал позвоночник. Было очень больно, и я ему сказала об этом. Он ответил, что так и должно быть. Применив ко мне еще несколько «приемов», заверил, что поставил диск на место. На следующий день рано утром я поднялась с кровати и упала. Было такое ощущение, что в ноги впились тысячи иголок. Медленно я встала, но не могла стоять из-за слабости в ногах. Сильно болела голова. Я подумала, что подскочило давление. Муж измерил -- оно было в норме. И тогда я поняла: мануальный терапевт что-то нарушил в моем позвоночнике. К вечеру того же дня я вообще перестала ощущать свое тело. Работала только правая рука, а чувствительной осталась лишь области возле шеи. При этом не отпускала боль. Она была настолько сильной, что я умоляла мужа: «Если ты меня любишь, найди врача, который мне поможет».

И муж носил на руках свою беспомощную жену от одного врача к другому. Невропатологи и травматологи не могли определить причину паралича. Это сделали нейрохирурги.

-- Мы определили, что у Елены -- огромная грыжа пятого шейного межпозвонкового диска, которая сдавила спинной мозг, -- объясняет врач клиники лазерной и эндоскопической спинальной нейрохирургии Института нейрохирургии им. А. Ромоданова АМН Украины Владимир Крамаренко. -- Очевидно, что грыжа образовалась во время сеанса у мануального терапевта. И если бы Елена не пошла к нему, а обратилась за помощью к квалифицированным врачам, ее обследовали и назначили лечение, боли бы прошли за несколько дней. Судя по всему, до посещения горе-лекаря у нее межпозвонковой грыжи не было. Во время операции мы удалили хрящ и освободили спинной мозг. Благодаря этому Елена вновь начала ходить.

«Как это здорово -- чувствовать свое тело, ходить, поднимать руки»

Елена рассказывала свою историю в палате отделения Института нейрохирургии накануне выписки. Невольно я пыталась найти остаточные проявления паралича. Но когда она легко поднялась с кровати и сделала несколько шагов, у меня не осталось ни малейших сомнений, что женщине помогли в полной мере. Только специальный воротник, надетый на шею, пока не позволяет ей свободно поворачивать голову.

-- Как это здорово -- чувствовать свое тело, ходить, поднимать руки, -- улыбается моя собеседница. -- А в тот день, когда меня начало парализовывать, я с ужасом следила за тем, как с каждым часом деревенею все больше. Муж отвез меня в больницу, где мне ввели противоотечные и обезболивающие препараты. Стало лучше. Но как только закончилось действие лекарств, я перестала чувствовать ноги и левую руку. На следующий день муж отвез меня в другую клинику. Там меня кололи, щипали ноги и руку, но я ничего не ощущала. Только возле шеи оставался участок кожи, который не потерял чувствительность. Работала только правая рука.

Каждый день Елену осматривали врачи разных специальностей. Она побывала практически во всех травматологических клиниках Киева. Мнения специалистов разделились: одни считали, что у нее травма коры головного мозга, другие -- что пострадал спинной мозг.

Днем Елена, несмотря на свое положение, как могла подбадривала мужа и детей. Но ночью мысли не давали ей уснуть.

-- Я размышляла: если мне не помогут вновь встать на ноги, то лучше умереть, но не жить в инвалидной коляске, -- говорит Елена. -- Моя неподвижность заставит страдать близких, я стану для них обузой. Я не могла себе этого позволить.

В Институте нейрохирургии Елену обследовали, определили, что у нее сдавлен спинной мозг, и предложили операцию.

-- Ее сделали 13 марта, а 12-го у меня был день рождения, -- говорит Елена. -- Праздник получился грустным. Многие родственники не знали, что со мной приключилось, и, придя поздравить, были в ужасе: я даже голову не могла повернуть.

Елена находилась в операционной два с половиной часа.

-- Первые слова, которые я услышала: «Прошу тебя, сожми левую руку. Постарайся, помоги нам», -- говорит Елена. -- И я, еще не полностью придя в себя, пыталась это сделать. Вдруг -- радостный крик: «У тебя получилось! Ты управляешь своей рукой. А теперь попробуй подвигать ступнями ног». И снова возгласы: «Получается!» На ноги я встала на следующий день. Опершись на мужа, дошла до дверей палаты. Через несколько часов преодолевала этот путь уже сама. Так же быстро, как меня парализовало, ко мне возвращалась способность двигаться. Я очень благодарна врачам, которые вернули меня к жизни.

-- Не собираетесь подавать в суд на того человека, который вам так навредил?

-- Не хочется тратить на это время, -- отвечает Елена. -- Честно говоря, я все эти дни ждала, что он придет ко мне извиниться. Знакомые передали ему, что со мной случилось. Я боюсь, что подобное может произойти с кем-то еще. Но как предупредить людей, не знаю.

Прежде чем приступать к лечению, мануальный терапевт должен назначить пациенту необходимые исследования

-- Операция проходила так: убрав грыжу диска, мы освободили сильно сдавленный спинной мозг Елены, -- говорит Владимир Крамаренко. -- Затем мы установили титановый трансплантат. Важно, что удалось все сделать вовремя -- в спинном мозге еще не произошли необратимые изменения. Поэтому у женщины восстановились все утраченные функции. В прошлом году такие же операции мы сделали двадцати пяти пациентам. Кроме неправильных действий мануального терапевта, спинной мозг может пострадать в результате травмы или из-за остеохондроза. Но чаще всего ущемления происходят в поясничном отделе.

-- Мануальную терапию должен проводить подготовленный врач, -- говорит главный нейрохирург Минздрава Украины, руководитель клиники лазерной и эндоскопической спинальной нейрохирургии Института нейрохирургии доктор медицинских наук профессор Евгений Педаченко. -- Елена рассказала, что ей взялись помочь, даже не обследовав ее. И это случай бросает тень на квалифицированных врачей, которые успешно помогают больным в Киеве. Кроме того, в столице работают 14 магнитно-резонансных томографов. Обследование на этом аппарате четко показывает все изменения позвоночника.

-- Но если беда случилась не в Киеве, где могут помочь?

-- Нейрохирургические центры, оснащенные необходимой аппаратурой, есть в Ужгороде, Днепропетровске, Донецке, Львове, Харькове, Симферополе. Специалисты, которые там работают, владеют всеми современными методиками.