Закончившаяся вчера утром 75-я церемония вручения премии «Оскар» Американской киноакадемии прошла в атмосфере резкого осуждения агрессии Соединенных Штатов против Ирака
Вчера ночью в Голливуде состоялась торжественная церемония вручения кинопремии «Оскар». В прямом эфире главное шоу года посмотрели зрители 139 стран, что составляет более трех миллиардов человек! В этом году «Оскар» -- юбиляр. Премия Американской киноакадемии вручалась в 75-й раз, а 50 лет назад церемонию впервые транслировали по телевидению. Столь знаменательные даты буквально требовали, чтобы их отметили с голливудским размахом, но на все наложила свой отпечаток война в Ираке.
«ФАКТЫ» уже сообщали, как на прошлой неделе организаторы церемонии заявили, что вынуждены отказаться от традиционного прохода звезд по красному ковру. Это лишило «Оскар-2003» привычного блеска. Никто не говорил о нарядах и драгоценностях, хотя знаменитости (особенно женщины), конечно, не могли позволить себе выглядеть в такой вечер плохо. Мужчины были в смокингах. На общем фоне выделялся Шон Коннери. Шотландский актер вместо привычной бабочки повязал роскошный шейный платок из белоснежных кружев тончайшей работы. Николь Кидман, Кэтрин Зета-Джонс, Камерон Диас, Сьюзан Сарандон, Ниа Вардалос, Мерил Стрип были в черных платьях. На их фоне выделялись Джулианн Мур (зеленое классическое платье), Халле Берри (золотое с пышным шлейфом), Дженнифер Лопес (нежно-салатное), Кэти Бейтс и Рене Зеллвегер (ярко-красные наряды), Кейт Хадсон (бежевое), Салма Хайек (черная кружевная блузка с декольте и белая длинная юбка). Большинство дам, следуя тенденциям французской высокой моды, оголили одно плечо. Рене Зеллвегер рискнула открыть спину. Как удалось выяснить репортеру агентства Рейтер, более половины нарядов, выбранных актрисами для церемонии, пришлось на итальянский дом «Прада» и парижский «Ив Сен-Лоран».
Все женщины надели украшения с бриллиантами. Этим подчеркивалась «бриллиантовая» дата «Оскара». Но у многих к платьям или сумочкам были приколоты небольшие значки или брошки в виде стилизованного голубя мира. Такие же бросались в глаза в петлицах мужских смокингов. Сьюзан Сарандон, ее муж Тим Роббинс, Джулианн Мур, Кейт Хадсон при виде фоторепортеров или телеоператоров тут же поднимали вверх два пальца как символ мира во всем мире. Был и еще один способ выразить свой протест в отношении войны в Ираке. Как известно, Белый дом все время рекомендует американцам запастись липкой лентой и заклеить ею все щели в жилищах, чтобы защититься от возможных терактов с применением химического или бактериологического оружия. Эти предупреждения с иронией высмеиваются оппозицией. Поэтому многие дамы наклеили себе на платья или прямо на кожу крестики из скотча в знак протеста.
Организаторы церемонии последовали примеру своих коллег, устраивавших в конце февраля вручение музыкальной премии «Грэмми». Они также предупредили всех участников вчерашнего шоу о строгом регламенте (не более 45 секунд на выступление) и запрете на любое упоминание об Ираке. Поэтому кинозвезды и придумали эти немые знаки своего отношения к войне в Персидском заливе. Но потом не выдержали и плюнули на запрет.
Первым нарушителем стал Крис Купер, получивший премию в номинации «Лучший актер второго плана» (фильм «Адаптация»). Он был немногословен, уложился в 45 секунд, но, завершая благодарственную речь, дрожащим от волнения голосом сказал: «Я желаю всем мира!» Зал взорвался аплодисментами. Эта короткая фраза стала будто условным сигналом. Николь Кидман подчеркнула, что пришла на церемонию в столь ужасные времена только потому, что верит в силу искусства, которое может победить войну. Актер Эдриан Броуди заявил, что работа в фильме Романа Полански «Пианист», рассказывающего о еврейских гетто в Польше в годы Второй мировой войны, открыла ему глаза. Он понял, насколько бесчеловечна война, какое горе она несет людям. Броуди сказал: «Я желаю, чтобы конфликт в Ираке разрешился как можно быстрее и без применения оружия! У меня есть друг из Квинса (район в Нью-Йорке. -- Авт. ). Он сейчас в Кувейте. Я молю Бога, чтобы парень вернулся домой живым!»
Но самой горячей и острой стала благодарственная речь режиссера-документалиста Майкла Мура. Он получил «Оскар» за фильм «Боулинг для школы Коламбайн», рассказывающий о расстреле, учиненном в американском учебном заведении двумя подростками. Умная документальная лента анализирует причины, породившие культ оружия и насилия в Америке. То, что такому антипатриотическому фильму дали премию киноакадемии, стало для многих неожиданностью. Но выступление Мура на церемонии и вовсе повергло всех в изумление. Режиссер заявил: «Мы живем в такое странное время, когда победу на президентских выборах может одержать человек, подтасовавший их результаты. Фальшивый президент бросает нас в войну, развязанную им по фальшивым причинам. Он пугает нас оранжевыми предупреждениями о химической атаке и подсовывает липкую ленту. Мы против вашей войны, мистер Буш! Позор вам, мистер Буш! Ваше время, господин фальшивый президент, вышло!» В зале поднялся такой шум, что Мур так и не смог закончить свою речь. Но его не пытались заглушить! Наоборот, единичные возмущенные крики и свист утонули в общем гуле одобрения.
Премия в номинации «Лучшая актриса второго плана» досталась Кэтрин Зета-Джонс, блестяще сыгравшей в мюзикле «Чикаго». Напомним, что жена Майкла Дугласа работала над этим фильмом будучи не третьем месяце беременности. Не требуя к себе особого отношения, Кэтрин пела, танцевала, делала шпагат! Видимо, ее верность актерскому мастерству и учли те, за кем было решающее слово. Когда Шон Коннери называл имена номинанток, держа в руках заветный конверт с единственной фамилией, Кэтрин сжала руку своего мужа от волнения. В это время у заднего входа в театр «Кодак» дежурила «скорая помощь» -- все-таки актрисе вот-вот рожать! Зета-Джонс приняла участие в концертной части вчерашнего шоу и лихо отплясывала в паре с Куинн Латифой! И вот наконец Коннери вскрыл конверт «Боже мой! Не думала, что доживу до этого момента: шотландец вручает «Оскар» валлийке!» -- смеялась от счастья Кэтрин. Шон чмокнул ее в щечку и помог удалиться со сцены.
Казалось, после такого начала триумфу «Чикаго» никто и ничто не помешает. Действительно, мюзикл, выдвинутый в 13 номинациях, взял еще четыре «Оскара» за лучший монтаж, звук, работу художника-декоратора и дизайн костюмов. Но после этого как отрезало!
В номинации «Лучший актер» неожиданностью стала победа Эдриана Броуди (»Пианист»). Ведь фаворитами считались Джек Николсон (»О Шмидте») и Дэниэл Дэй-Льюис (»Банды Нью-Йорка»). Все уже вскочили на ноги, а новоиспеченный лауреат оставался сидеть в кресле, не веря своим ушам. «Я думал, о каком это там Эдриане идет речь » -- сказал Броуди на сцене. Но до этого он успел крепко обнять и поцеловать в губы Халле Берри, которая вручала ему статуэтку. Жаркий поцелуй длился отведенные лауреатам 45 секунд на выступление, а ноги темнокожой актрисы оторвались от сцены. По ошалевшему взгляду Халле сразу стало ясно, что Эдриан импровизирует. Актриса отошла в сторонку и украдкой подправила помаду на своих губах. А Броуди весело заявил в микрофон: «Это было куда приятнее и ценнее, чем содержимое наших сумок!» (намек на сумки с подарками для всех номинантов. -- Авт. ).
Лучшей актрисой киноакадемики назвали Николь Кидман. Своим исполнением роли писательницы Вирджинии Вулф в драме «Часы» она потрясла критиков, хотя большинство из них делали ставку на Рене Зеллвегер (»Чикаго»). Красавица-австралийка вышла на сцену и несколько мгновений не могла найти нужных слов. «Рассел Кроу говорил мне: если победишь, главное -- не расплачься на сцене. И что же? Я стою перед вами и реву! Простите меня » -- сказала Николь и отвернулась от зала, вытирая слезы.
Премию за лучший сценарий получил испанский мэтр Педро Альмодовар (»Поговори с ней»). «Я знаю, как дорог в прямом смысле каждый вздох у этого микрофона, но все же сжальтесь надо мной -- мне нужно отдышаться » -- заявил он, поднявшись на сцену.
В номинации «Лучший режиссер» всех ждал еще один сюрприз. Победа досталась Роману Полански. Его «Пианист» собрал вчера три «Оскара» (еще один был получен за адаптированный сценарий). Когда Гаррисон Форд произнес имя Полански, весь зал встал. Многие оглядывались в надежде, что великий режиссер все же рискнул приехать в Америку, чтобы получить заветную статуэтку. Однако, выдержав паузу, Форд заявил, что от имени киноакадемии поздравляет лауреата, а статуэтку заберет с собой, чтобы при случае вручить ее Роману, с которым он имел честь и счастье работать в фильме «На грани безумия».
Почетный «Оскар» за выдающийся личный вклад в развитие киноискусства был вручен Барброй Стрейзанд легендарному актеру Питеру О'Тулу. По традиции, его имя было названо заранее, и О'Тул внес сумятицу, отказавшись от премии. Он заявил, что его пока рано списывать со счетов. Но потом актер передумал. На церемонии он поблагодарил Американскую киноакадемию за оказанную ему честь, а также за милосердие. «Мне не пришлось, в отличие от моих коллег, нервничать в ожидании, когда же вскроют заветный конверт!» -- сказал О'Тул.
Два «Оскара» в технических номинациях получил «Властелин колец: две крепости». Лучшим композитором стал Эллио Голденталь, написавший музыку к фильму «Фрида». «Оскар» за лучшую песню, специально созданную для фильма, достался рэпперу Эминему, но он на церемонии не появился. Успех в номинации «Лучшая операторская работа» сопутствовал Конраду Л. Холлу (»Проклятый путь»). К несчастью, он не дожил до этого счастливого момента. Статуэтку получил его сын. Лучшим иностранным фильмом академики сочли немецкую драму «Нигде в Африке». Среди мультипликационных фильмов победа досталась «Унесенным призраками» (Япония).
Кульминацией вечера стало объявление победителя в номинации «Лучший фильм». К этому моменту Ричард Гир съел весь свой запас успокоительных таблеток, а режиссер Роб Маршалл не поднимал головы. Съемочная группа «Чикаго» уже ни на что не надеялась, когда на сцену вышли Кирк и Майкл Дугласы. Отец и сын немного подурачились, затем Дуглас-старший вскрыл конверт, достал листок с названием фильма-победителя и разорвал его! Зал охнул. Довольный эффектом Кирк протянул половинку листика сыну, и два актера хором воскликнули: «Чикаго»!
Остается добавить, что шоу прекрасно провел популярный комик Стив Мартин. Согласитесь, ему было нелегко в таких условиях. Как точно сказал Питер О'Тул, «труднее всего на свете -- быть по-настоящему смешным».