Между тем сопротивляющиеся до этого несколько лет киевляне наконец убедились в выгодности установки квартирных счетчиков воды
Получив счет на оплату коммунальных услуг за февраль, киевляне увидели, насколько возросла оплата за реально потребляемую воду по сравнению с тем, что они недавно платили по нормативу. Новый порядок расчетов -- в соответствии с показаниями общедомового водомерного прибора -- понравился далеко не всем, ведь показатели этого прибора делятся поровну только среди всех прописанных в доме, а не фактически проживающих или отсутствующих жильцов.
Нежелание платить за соседа и за потери воды в связи с плохим состоянием внутридомовых сетей и неисправных сантехприборов заставило-таки жителей столицы начать устанавливать в квартирах индивидуальные счетчики воды и во многих фирмах и жэках, оказывающих такие услуги, уже образовались очереди. Появилось много жалоб и вопросов к властям города по поводу новой системы оплаты
Еще в 1999 году Кабинет министров принял постановление N 1497 «Об утверждении Правил предоставления населению услуг по водо- и теплообеспечению», в которых однозначно указывалось: при наличии общедомового или внутриквартирных счетчиков воды жильцы рассчитываются только по их показаниям, а взимание платы по нормативам не допускается.
-- Чтобы хоть как-то приступить к выполнению этого распоряжения, в столице пришлось поэтапно реформировать отношения в коммунальном хозяйстве, преодолевать сопротивление жэков, -- говорит глава Киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Николай Лисицкий. -- Отделение инициировало практически все принятые распоряжения, так как речь шла о взаимоотношениях монополистов -- поставщиков услуг и потребителей. В соответствии с распоряжением Киевской горгосадминистрации от 8 июня 2001 года N 1150 «Положение о внедрении квартирных приборов учета потребления горячей и холодной воды» теперь вам не имеют права отказать в установке и ведении расчетов за воду по показателям этих приборов. Покупают счетчик и устанавливают его жильцы за свой счет, к тому же жэк берет плату за пломбирование прибора.
Из-за того, что жилищно-эксплуатационные организации не самым лучшим образом обслуживают внутридомовые сети, реальные потери воды, особенно в старых домах, были очень большими -- до 85 процентов. И Киевская горгосадминистрация вынуждена была 6 марта 2001 года принять распоряжение N 396 «О немедленных мерах, направленных на уменьшение потребления воды». Этим документом всем жилищным организациям -- и коммунальным и кооперативным -- предписывалось привести в порядок водопроводные сети внутри домов, починить краны и сливные бачки в квартирах. И на эти работы распоряжением выделялись реальные средства -- проценты от платежей жильцов за холодную воду (7,6 процента), горячую воду (2,7 процента) и отопление (1 процент). «Живые» деньги стали сразу же поступать жилорганизациям.
Потому ссылка жэков на отсутствие средств на ремонт безосновательны. Жэки обязаны выполнять работы в домах и в квартирах бесплатно -- в соответствии с перечнем, указанным в действующем распоряжении Представителя Президента Украины в г. Киеве от 20 июля 1994 года N 648 «О порядке содержания и эксплуатации жилого фонда, инженерных систем и оборудования в городе Киеве». Я специально полностью называю и распоряжения, и их номера, чтобы наше малоосведомленное и малоактивное население могло на них ссылаться во время «дебатов» в жэках и с водопроводчиками.
Наверное, никто не вспомнит, чтобы жэковский сантехник хоть раз пришел без вызова в квартиру и спросил: что починить? не текут ли краны? Хотя это строго предписывается делать выходившими за последние годы распоряжениями. Здесь проверка и ремонт запорно-регулирующей арматуры внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения; проверка и устранения утечек воды из неисправного санитарно-технического оборудования квартир (водозаборные краны, смесители, сливные бачки); систематическое проведение профилактических обходов квартир и проведение ремонтно-наладочных работ санитарно-технического оборудования и запорной водопроводной арматуры в квартирах; совместно с теплоснабжающими организациями проверка систем горячего водоснабжения, работы системы циркуляции и соблюдения нормативных параметров горячей воды.
По предложению Киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Контрольно-ревизионное управление (КРУ) в городе Киеве проверило целевое использование средств, полученных предприятиями жилищного хозяйства для обслуживания внутридомовых сетей. И выяснилось: ни в одной из проверенных жилищно-эксплуатационных организаций не ведется учет фактических затрат на обслуживание внутридомовых сетей, что не дает возможности проверить целевое использование средств, полученных на их обслуживание. Предприятия -- поставщики коммунальных услуг не осуществляют контроль за состоянием внутридомовых сетей и качеством их обслуживания, как это предусмотрено условиями договоров.
-- Но перед введением новой системы оплаты по показаниям общедомовых счетчиков воды за фактически потребленную воду жэки опять-таки не проверили и не отремонтировали домовые и квартирные сантехприборы, и у жильцов «набежали и накапали» значительные суммы к оплате. Кроме того, как регулируется вопрос с оплатой, если в подвале лопнула труба -- убытки от потерь воды тоже «лягут» на плечи плательщиков?
-- Действительно, такие проверки и ремонты вряд ли проводились, -- говорит Николай Лисицкий. -- Замечу, что в течение нынешнего года по распоряжению Президента Украины Антимонопольный комитет проверит в Киеве работу всех районных управлений жилищного хозяйства. К сожалению, вопрос об оплате воды, потерянной в результате аварий, пока не отрегулирован. Научным организациям Киева поручено разработать методику расчетов и снятия с платежей населения за потребленные услуги стоимости воды, которая теряется в связи с порывами в распределительных системах, ведущих к жилым домам и внутри домов. В ближайшее время ее проект должны представить в горгосадминистрацию.
Я считаю: чтобы добиться порядка, киевляне должны сами занять более активную позицию. Понимаю, что для многих начальник жэка -- очень большой начальник. Но над ним есть закон! Антимонопольное законодательство, соблюдение которого в Киеве мы контролируем, заставляет нас постоянно участвовать в процессах реформирования в коммунальной сфере, в принятии властями решений. Обращения граждан -- тоже предмет нашей работы. Ведь в соответствии с положением законодательства злоупотребление монопольным положением есть деятельность или бездеятельность субъекта хозяйствования (в нашем случае это жэки, управления жилищного хозяйства, «Киевводоканал» и другие организации), который занимает монопольное, доминирующее положение на рынке, что привело или может привести к ущемлению интересов потребителей. За «бездеятельность» и «деятельность» предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов дохода, выручки субъекта хозяйствования.
Сейчас мы добиваемся, чтобы население было информировано о перечне услуг, которые жэки обязаны предоставить бесплатно, тем более, что им созданы для этого все условия.
Реформа в жилищно-коммунальной сфере давно уже «перезрела», но каждый шаг ее дается местным органам власти очень трудно. Пока еще остаются не отрегулированным вопрос и о субсидиях на воду, которые ранее рассчитывались в процентах от нормы потребления воды на одного человека. Кроме того, всем очевидна выгода от установки квартирных счетчиков воды, но кто же из малоимущих и пенсионеров может выложить от 150 (за установку одного) до 300 гривен (за установку двух) приборов учета? Таких вопросов, которые не решены властями, киевляне задают много.
«О порядке содержания и эксплуатации жилищного фонда, инженерных систем и оборудования в городе Киеве» (выдержка из распоряжения представителя Президента Украины в городе Киеве от 20 июля 1994 года N 648)
Перечень основных работ по техническому обслуживанию жилых строений и их оснащению, выполняемых при профилактическом обслуживании за счет жилищно-эксплуатационной организации
1. Ликвидация незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации: замена прокладок в водопроводных кранах, отдельных кранов, смесителей; уплотнение сгонов; замена поврежденных участков трубопроводов; ликвидация засорений; регулировка смывных бачков; прочистка сифонов; притирание пробковых кранов и смесителей; набивка сальников; замена поплавка; замена резиновых прокладок возле колокола и шарового клапана; установка ограничителей -- дроссельных шайб; очистка бачков от известковых отходов и другого; закрепление приборов, расшатавшихся в местах их присоединения к трубопроводу; закрепление трубопроводов.
2. Ликвидация незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения: регулировка триходовых кранов; замена отдельных душей; набивка сальников; мелкий ремонт теплоизоляции; замена стальных радиаторов и потекших трубопроводов; разборка, осмотр и очистка грязевиков, воздухосборников, вантузов, компенсаторов регулирующих кранов, вентилей, задвижек; очистка от накипи запорной арматуры, водонагревателей, змеевиков и другого; закрепление приборов, расшатавшихся в местах их присоединения к трубопроводу; закрепление трубопроводов.
3. Ликвидация незначительных неисправностей электрических устройств (в местах общего пользования): замена перегоревших лампочек в подсобных помещениях; замена и ремонт штепсельных розеток и выключателей; мелкий ремонт электропроводки.
4. Другие работы: проветривание колодцев; проверка неисправностей канализационных вытяжек; проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах; проверка и восстановление заземления ванн; регулировка и наладка лифтов, замочно-переговорных устройств; мелкий ремонт мусоропроводов (закрепление затворов, стволов и другое).