Верховная Рада намерена возобновить переговоры с Россией о возвращении средств, находившихся на счетах
Возвращение вкладов граждан Украины в Сбербанке СССР -- одна из наиболее острых экономических и социальных проблем государства. Десятки миллионов граждан ждут, когда им выплатят около 130 миллиардов гривен, замороженных на счетах Сбербанка, Госстраха и вложенных в государственные целевые облигации.
Обычно желание решить эту проблему у депутатов обостряется в преддверии парламентских выборов. В это время выдвигается множество проектов, призванных расставить все точки над «i» и обеспечить авторам избрание на новый срок. Затем об этих проектах забывают до следующих выборов.
Правда, нынешний состав Верховной Рады решил нарушить эту закономерность и заняться проблемами компенсации вкладов, не дожидаясь начала предвыборной гонки. Для этого в парламенте создана временная специальная комиссия по вопросам финансово-экономического обоснования источников и механизма восстановления сбережений граждан Украины. О том, какие пути возвращения вкладов будут предложены гражданам Украины, рассказала корреспонденту «ФАКТОВ» председатель этой комиссии Екатерина Фоменко.
-- Ваша комиссия занимается поиском источников компенсации обесцененных вкладов граждан Украины. Удалось ли найти в государстве возможности для возвращения гражданам их денег?
-- Наша комиссия рассматривает довольно много предложений, которые призваны разрешить проблему обесцененных вкладов. Основные источники поступления средств делятся на две группы -- внешние и внутренние. То есть деньги можно искать за пределами Украины и внутри страны.
-- За пределами Украины -- это, конечно, в России?
-- Да. Этот вопрос уже неоднократно поднимался, но пока не был решен. Дело в том, что со дня основания Сбербанка ежегодно, 31 декабря, все остатки денег из республиканских управлений банка переводились в Сбербанк СССР. Естественно, что после распада страны они должны быть возвращены в сбербанки союзных республик.
-- Российские чиновники и дипломаты уже неоднократно заявляли, что северная соседка ничего нам не должна, и Украина в свое время, при разделе союзного имущества, с этим согласилась.
-- На самом деле это не совсем так. После распада Советского Союза между новыми государствами были разделены и учреждения, действовавшие по всей территории страны, в том числе и Сбербанк. В 1992 году соответствующее соглашение подписали руководители республиканских управлений банка, которые с этого момента стали самостоятельными банками. Однако Украина подписала этот документ с оговоркой, что для нас он вступит в силу только после того, как Россия предоставит все данные о ликвидационном балансе Сбербанка СССР, чтобы можно было посчитать, кто, кому и сколько остался должен. Однако Россия до сих пор этого не сделала. Поэтому формально для нас соглашение в силу не вступило.
Надо сказать, что Министерство иностранных дел Украины все эти годы обращалось к Российской Федерации с просьбами представить необходимую информацию и провести переговоры по данному вопросу. Однако ответы были формальными. Сегодня МИД полностью поддерживает решение о возобновлении переговоров.
-- Российские специалисты говорят о том, что деньги, которые Сбербанк собирал по всей территории СССР, затем вкладывались в народное хозяйство -- тоже по всей стране. Таким образом, средства, взятые из украинских сберкасс, вернулись в Украину в виде инвестиций.
-- Мы и не говорим, что нужно вернуть всю сумму, изъятую из банка. Для того и нужен баланс, чтобы посчитать, сколько денег ушло из Украины и сколько вернулось. Если возвратилось меньше, то разницу Россия обязана отдать.
-- А вдруг окажется, что Украину так усиленно финансировали при Союзе, что мы еще и должны останемся?
-- Если бы это было так, то, думаю, Россия уже давно представила бы нам соответствующие документы и потребовала вернуть долг. Однако наша северная соседка все эти годы уклоняется от выдачи информации, и сегодня есть основания полагать, что Украина отдала больше, чем получила.
-- Переговоры с Россией по этому вопросу уже начались?
-- Сегодня мы готовим текст постановления Верховной Рады, в котором Российской Федерации будет предложено вернуться к проблеме раздела активов Сбербанка СССР и созданию двухсторонней комиссии, которая займется выяснением вопроса, каков же все-таки был ликвидационный баланс Сбербанка.
-- Обесцененные вклады остались не только у украинцев, но и у граждан других постсоветских государств. Поднимают ли они вопросы о взаиморасчетах с Россией или Украина выступает в одиночку?
-- По нашей информации, большинство бывших союзных республик намерено решить проблему обесцененных вкладов самостоятельно. Однако есть и такие, которые ставят вопрос так же, как и мы. Например, недавно Литовский сейм принял решение добиваться от России возмещения вкладов граждан своей страны в Сбербанке СССР.
-- В соответствии с законом, принятым Верховной Радой, государство обязалось вернуть вкладчикам 1,05 гривни за каждый советский рубль. По мнению многих специалистов, реальная стоимость рубля была гораздо ниже. Не связаны ли наши трудности с восстановлением сбережений с тем, что государство взяло на себя непосильные обязательства?
-- Вопрос о реальной стоимости советского рубля очень сложный. Поскольку он никогда свободно не обменивался ни на одну валюту, очень трудно вычислить, каков действительный курс рубля к гривне. Кроме того, рубль не всегда имел одинаковую стоимость. Об этом свидетельствует даже такой факт. На 1 января 1991 года в Сбербанк СССР было перечислено 84,3 миллиарда рублей, принадлежащих гражданам Украины. Эти средства накопилась за все время существования банка. А только за 1991 год украинцы положили на свои счета 32 миллиарда рублей. Раньше для того, чтобы набрать такую сумму, требовалось больше десяти лет.
Из этого ясно, что рубль, вложенный в 1991 году, уже был подвержен инфляции и не стоил столько, сколько рубль, например, 70-х годов. Да и в предыдущие десятилетия реальная стоимость этой денежной единицы была разной. Мы же приняли решение выплатить за каждый рубль довольно высокую цену.
Поэтому вопрос о стоимости рубля весьма актуален, и сегодня при Кабинете министров действует рабочая группа, которая как раз и занимается исследованием реальной цены денег, некогда вложенных в Сбербанк. Эта группа пришла к выводу, что нынешние проиндексированные вклады, чтобы привести их стоимость к реальной, нужно умножить на коэффициент 0,229. То есть за гривню вкладчики должны получить 22,9 копейки. Таким образом, сумма обязательств государства перед вкладчиками сократится почти в пять раз. Вскоре соответствующий законопроект должен быть вынесен на рассмотрение Верховной Рады.
-- Этот проект ждет тяжелая участь. Вряд ли депутаты с восторгом воспримут столь непопулярные меры.
-- Да, эти меры непопулярны. Но, наверное, пришло время всерьез задуматься, что лучше -- журавль в небе или синица в руке. Пообещать людям огромные суммы, которые государство заведомо неспособно собрать и выплатить, или взять реальные обязательства и выполнить их еще при жизни нынешнего поколения. Пока что наша комиссия не приняла решение о поддержке этого проекта.
-- Вряд ли Украине в ближайшее время удастся добиться значительного прогресса на переговорах с Россией. Поэтому, скорее всего, рассчитывать придется на собственные силы. Каковы внутренние источники выплат по обесцененным вкладам?
-- Существует огромное количество законопроектов, которые направлены на поиск источников средств для компенсации. Например, есть предложение выделять на это половину денег от приватизации. Однако эти суммы уже зачислены в основной фонд бюджета и, чтобы направить их на выплаты, нужно снять деньги с других статей.
Другие проекты предлагают выделить все или часть денег, полученных от продажи государственной земли.
Также возможен вариант, что вкладчики будут рассчитываться имеющимися на счетах в Ощадбанке средствами за коммунальные услуги, медицинское обслуживание, образование.
-- Таких предложений действительно высказывалось очень много, но все они упираются в одно очень простое препятствие: кто же тогда заплатит за оказанные услуги коммунальщикам, медикам и учителям? Они ведь не могут работать бесплатно для возвращения государственных долгов.
-- Действительно, чтобы оказать в оплату долгов какие-то услуги, их нужно сначала оплатить. В бюджете на это денег нет, поэтому необходимо изыскивать другие пути получения средств.
-- Какие?
-- Обычно, когда государство хочет получить дополнительные доходы, оно повышает налоги. Однако сегодня такой путь для Украины неприемлем. Наоборот, идет речь о снижении ставок основных налогов. Но, изучая законодательство европейских стран, я обнаружила там источник повышения государственных доходов, который сегодня в Украине совершенно не задействован, но мог бы помочь решить проблему возвращения вкладов. Речь идет о налоге на недвижимость. Законопроект о его введении уже готовится.
Естественно, введение нового налога -- мера непопулярная. Однако мы постарались сделать его максимально щадящим, чтобы он не задел граждан с невысоким и средним достатком. В мой проект внесена норма о том, что недвижимость на сумму до 70 или даже 100 тысяч долларов вообще не будет облагаться налогом. То есть людям, имеющим квартиру и дачный участок, платить не придется.
Новый налог коснется в основном богатых граждан, владеющих предприятиями, большими домами и участками земли. Однако и для них предлагается ввести очень щадящую ставку, которая существенно не повлияет на состояние бизнеса, -- 0,05 процента стоимости объектов недвижимости.
Налог на недвижимость существует в большинстве стран Европы, США, Канаде. Это социальный налог, который позволяет частично перераспределить доходы от богатых граждан к бедным. А в разработанном законопроекте предлагается сделать его целевым и все средства, полученные от него, направить на компенсацию вкладов.
-- А после того, как долги будут погашены, налог предлагается отменить?
-- Дело в том, что речь идет об астрономической сумме компенсации. Даже если парламент поддержит предложение правительства сократить размер компенсаций, то все равно выплатить придется около 30 миллиардов гривен. Если же это предложение не пройдет, то нужно будет выдать всю сумму сбережений. Поэтому выплаты в любом случае займут много лет, и решать, что делать с налогом после полного расчета с вкладчиками Сбербанка, придется уже депутатам будущих созывов. Впрочем, думаю, что в государстве всегда будут нужды, на которые можно потратить высвободившиеся деньги.