Спорт

Первый русский чемпион мира по шахматам александр алехин женился пять раз, причем всегда выбирал спутницу жизни на десять лет старше себя

0:00 — 1 листопада 2002 eye 2694

31 октября исполнилось 110 лет со дня рождения гениального гроссмейстера

Пожалуй, самой драматичной судьбой среди выдающихся шахматистов была судьба первого русского чемпиона Александра Алехина. Тайна смерти великого гроссмейстера, ушедшего из жизни непобежденным в возрасте 53 лет, до сих пор не разгадана. Предлагаем нашим читателям малоизвестные факты из жизни шахматиста — человека загадочного и противоречивого.

«За каждый вырванный у меня зуб я вырвал у Капабланки по победе»

- Стать шахматным маэстро меня заставило искание истины и стремление к борьбе, — писал Александр Алехин.  — Еще маленьким мальчиком я почувствовал в себе шахматный дар, а в 16 лет, будучи гимназистом, стал маэстро. Я на подсознательном уровне ощущал, что наибольших успехов в жизни смогу добиться именно в шахматах.

Несмотря на выдающиеся турнирные успехи, Алехину потребовалось целых шесть лет, чтобы в одиночку собрать 10 тысяч долларов призового фонда, необходимые для проведения матча с чемпионом мира Капабланкой. В 20-е годы это были немалые деньги. Надо сказать, что Алехин происходил из весьма состоятельной семьи, но революция в России спутала все карты.

В 1921 году шахматист прибыл в Германию с двумя долларами в кармане. Нужда заставила его играть во всех турнирах подряд и стремиться к завоеванию только первых призов. Алехину пришлось предпринять многомесячные поездки в Северную и Южную Америку, чтобы собрать необходимую сумму. Там он выступал с необычным аттракционом — одновременно играл вслепую на двадцати и более досках. Это умение он развил в себе, находясь в германском плену, а затем в госпитале во время Первой мировой войны. Мировой рекорд, установленный Алехиным, когда он сыграл одновременно 32 партии, не видя партнеров, и поныне остается лучшим для чемпионов мира.

А вот в повседневной жизни Алехин отличался удивительной рассеянностью и забывчивостью. Однажды он бросил в чашку кофе вместо сахара пешку, долго мешал и удивлялся, почему сахар не тает. Часто пытался закурить сигарету не с той стороны, вечно искал очки и регулярно забывал при отъезде из гостиницы отдавать ключ дежурному. Как-то по ошибке Алехин закрыл свою жену в номере отеля, а сам отправился играть в карты.

16 сентября 1927 года в Буэнос-Айресе начался исторический матч Капабланка — Алехин. Современники считали стиль игры кубинца совершенным, а его самого — непобедимым. В предыдущих встречах Алехин проиграл Капабланке пять партий при семи ничьих и ни в одной не сумел взять верх. За два с половиной месяца (именно столько длился матч) врачи удалили Александру шесть зубов. Тем не менее русский шахматист добился убедительной победы со счетом 6:3 (ничьи не засчитывались). Потом он шутил: «За каждый вырванный зуб я вырвал у Капабланки по победе».

Решающая партия была отложена на 82-м ходу в выигрышном для Алехина положении. На следующий день Капабланка так и не появился в зале городского театра, где проходил матч. Посыльный вручил Алехину записку: «Дорогой господин Алехин! Я сдаю партию. Следовательно, Вы — чемпион мира. Я поздравляю Вас с успехом. Мой поклон госпоже Алехиной. Искренне Ваш Х. Р. Капабланка». Ликующая толпа бурно аплодировала новому шахматному королю, а потом, подхватив его на руки, понесла по улицам города.

В 1919 году по законам военного времени шахматиста приговорили к расстрелу

Семилетнего Сашу с правилами игры познакомила мать. Мальчик готов был сидеть за шахматами целый день. Даже ночью он вставал с постели и расставлял фигуры на доске. С такой ранней одержимостью детский организм не справился — Саша заболел менингитом. Болезнь протекала тяжело. Его освободили от всех занятий и перенесли срок поступления в гимназию.

В школе будущий шахматный король не проявлял особого интереса к математике. Скорее, он был гуманитарием — ему больше нравились история, литература, иностранные языки. По воспоминаниям одноклассников, Алехин, как правило, к урокам не готовился, учебников с собой не брал (кроме учебника по латинскому языку), объяснений преподавателей не слушал, а сосредоточенно анализировал шахматные позиции. Пропущенное наверстывалось им просто. Обладая удивительной памятью, Саше достаточно было заглянуть в учебник на перемене, переспросить товарища, чтобы понять задание, и дать потом правильные ответы на вопросы преподавателей.

Фанатичная преданность шахматам принесла свои плоды. Шестнадцатилетний гимназист стал победителем Всероссийского турнира любителей. Алехину вручили первый приз имени Их Императорских Величеств — роскошную художественную вазу стоимостью 637 рублей. В 1914 году Александр окончил престижное училище правоведения и получил чин титулярного советника. Молодой человек, в совершенстве владеющий десятью языками, был назначен в Министерство юстиции. Уже находясь в эмиграции во Франции, он получил степень доктора права.

На турнире в немецком Мангейме летом того же года Алехин уверенно лидировал после 11 партий, опережая целый ряд известных мастеров. Но соревнование пришлось прервать — началась Первая мировая война. Александра, который носил броскую студенческую форму, приняли за офицера русской армии и взяли под стражу. Вскоре ему удалось бежать. По возвращении на родину он поступил на службу в Министерство иностранных дел, а потом в качестве представителя Красного Креста выехал на фронт. Его храбрость и мужество были отмечены двумя Георгиевскими медалями. А когда Александр вынес с поля боя раненого офицера, ему вручили орден Святого Станислава. В 1916 году в Западной Украине он был тяжело контужен, пролежав несколько месяцев в военном госпитале в Тернополе.

Годы войны и революции оказались потерянными для шахмат. Осенью 1918 года Алехин предпринял поездку в Украину, где, по слухам, еще теплилась шахматная жизнь. В Киеве он сыграл несколько тренировочных партий с местными мастерами, но из-за начавшихся в городе беспорядков вынужден был искать спасения в Одессе. Там он попал в волну арестов, проведенных чекистами в апреле 1919 года. Оказалось, что в комнате, которую занимал Алехин, раньше жил офицер британской разведки, оставивший после себя сундук. При обыске в этом сундуке были обнаружены секретные документы. Доказать свою невиновность Алехину не удалось. По законам военного времени шахматиста приговорили к расстрелу. От смерти его спас случай. Член Всеукраинского ревкома Мануильский, хорошо знавший Алехина, оказался проездом в Одессе, он-то и дал указание освободить Александра. Сразу после выхода из тюрьмы Алехина взяли на работу в губернский исполком. Но вскоре ему пришлось бежать из Одессы — к городу подступала армия генерала Деникина. В Москве Алехин устроился на работу следователем розыска, занимавшимся поиском людей, которые пропали без вести в годы гражданской войны.

Одновременно он исполнял обязанности переводчика Коминтерна, где и познакомился со своей второй женой. Сколько раз Алехин был женат, точно не известно. Все его жены были по меньшей мере лет на десять старше его и являлись, за исключением второй жены — Анны-Лизы, вдовами. В каждой из них он искал материнское тепло и заботу.

По одной версии, первой женой шахматиста была баронесса Анна фон Севергин, художница из Петербурга, вдова офицера. В 1920 году Алехин оформил с ней брак, чтобы легализовать свою, родившуюся 15 декабря 1913 года, дочь. Документального подтверждения этому нет. Архивные же документы свидетельствуют, что первой женой шахматиста была Александра Батаева. Правда, через год их союз распался. Последовавшая вскоре женитьба на швейцарской журналистке Анне-Лизе Рюгг позволила Алехину в 1921 году легально покинуть Россию. Это спасло его от нового преследования. В анонимном доносе, поступившем на имя известного чекиста Лациса, сообщалось о том, что в Одессе Алехин получил 100 тысяч рублей от деникинской контрразведки. На родину чемпион мира так и не вернулся…

Во втором браке родился сын — Александр Александрович Алехин-младший, ныне живущий в Базеле. Вот что он вспоминает: «В детстве мне так не хватало отца. Ведь я видел его крайне редко. Потом умерла мать. Меня привезли в Цюрих, где в этот момент играл отец. Он уже был с новой женой. Мачеха меня не приняла, у нее были свои дети, а отца полностью поглощали шахматы. Меня отдали в пансион. Естественно, я был обижен. Только уже став взрослым, я понял, что шахматы для отца — гораздо больше, чем семья, это вся его жизнь».

Расставшись со второй женой, Алехин стал жить в гражданском браке с Надеждой Фабрицкой, вдовой генерала царской армии. Именно благодаря ее неустанным заботам он выиграл матч в Буэнос-Айресе. Однажды, находясь на курорте во Франции, Алехин зашел в местный шахматный клуб. Его внимание привлекла дама, довольно неплохо игравшая в шахматы. Грейс Висхар, как звали эту женщину, оказалась англичанкой, вдовой губернатора Марокко. Ей было суждено стать последней спутницей жизни гроссмейстера…

Алехин не начинал игру, пока его любимый кот не обнюхает все шахматные фигуры

- Александр Александрович всегда с симпатией относился к молодым шахматистам, — рассказал «ФАКТАМ» старейший в мире гроссмейстер 91 -летний Андрэ Лилиенталь.  — В 1931 году я сыграл с ним четыре молниеносные партии в знаменитом парижском кафе «Режанс» и, к немалому удивлению окружающих, выиграл со счетом 3:1. Когда, стремясь к реваншу, чемпион мира предложил сыграть еще четыре партии, я отказался со словами: «Доктор, мне больше не хочется с вами играть. Этот результат я оставлю себе на память. Возможно, я единственный человек в мире, который может похвастаться таким счетом в игре с чемпионом мира». После этого должен был состояться блиц-турнир, а денег на вступительный взнос у меня не было. Алехин поинтересовался: «Почему Лилиенталь не играет?» Ему объяснили, и он заплатил за меня необходимую сумму. Играя в турнире, я очень старался и занял первое место. Получив денежный приз, подошел к Алехину, чтобы вернуть долг. Но он сказал: «Когда станете мастером, тогда и вернете». Позднее мне посчастливилось бывать у него дома, наблюдать, как чемпион мира анализирует позиции. Он был настоящим шахматным гением. Играл как виртуоз, как Паганини на скрипке.

В 1935 Алехин уступил звание чемпиона мира голландцу Максу Эйве, который был значительно слабее его. Голландец выиграл с минимальным перевесом, но для русского шахматиста это было настоящим ударом.

- Личная трагедия Алехина в том, что у него никогда не было настоящего преданного друга, — вспоминал старейший мастер Латвии Александр Кобленц.  — Я не помню его по-настоящему счастливым, в приподнятом настроении. Он даже не умел открыто и искренне смеяться, иногда только усмехался. Мне казалось, что все существо Алехина пронизано глубокой безнадежной грустью. И лишь честолюбие и смелость поддерживали его неугасимую энергию.

Работу у большевиков в первые годы советской власти ему припомнили в эмиграции, где Алехина долгое время считали виновным за гибель многих участников белого движения. А в советской России его называли ренегатом и классовым врагом. В СССР остались родные знаменитого гроссмейстера. Его брат, известный шахматный организатор, умер в Харькове в 1939 году в возрасте 51 года. Сестра Варвара — московская актриса, снявшаяся в шести фильмах, скончалась в 1944 году в возрасте 55 лет. И чемпион мира стал топить грусть в алкоголе…

- К сожалению, во время первого матча с Эйве Алехин позволял себе перед партиями рюмку водки или виски, — вспоминал гроссмейстер Сало Флор.  — Курение было другой его вредной привычкой. Во время партий он выпивал несколько чашек черного кофе. В голландской прессе поднялась волна негодования. Утверждали, что Алехин пил с умыслом, чтобы вывести противника из равновесия своим неспортивным поведением. Появилась даже заметка о том, что русский шахматист был настолько пьян, что не мог расставить фигуры, а ходы пришлось делать его секунданту. Обсуждались и другие пристрастия Алехина. Перед игрой он выпускал на шахматную доску своего любимого сиамского кота по кличке Чесс (по-английски — «шахматы»), и тот обнюхивал фигуры. Только после этого ритуала гроссмейстер приступал к игре. А еще он любил играть в рулетку, неизменно делая ставки на свое любимое число 26. Страсть к этой игре у него была наследственной. Когда-то, еще до революции, отец Алехина проиграл в Монте-Карло 15 миллионов рублей. И все же он нашел в себе силы бороться со своими слабостями, и через два года вернул себе мировую корону. Реванш был убедительным — 10:4 (при 11 ничьих).

Вторую мировую войну чемпион мира встретил в качестве лейтенанта французской армии, военного переводчика. Капитуляция Франции разлучила его с женой и заставила метаться по Европе в поисках пристанища. Последние годы жизни Алехин провел в Испании и Португалии. Борьба за существование все больше подрывала и без того расшатанное здоровье великого шахматиста. 24 марта 1946 года он скончался в португальском городке Эшторил. В номере гостиницы возле сидящего в кресле мертвого Алехина стояла шахматная доска с расставленными фигурами. Рядом лежала раскрытая книга. На странице, к которой были обращены его невидящие глаза, читались горькие строки: «Это судьба всех, кто живет в изгнании».

Официальная причина смерти — удушение в результате закупорки верхних дыхательных путей куском мяса. Но были и другие версии. Пресса упоминала об инфаркте, а позднее, из-за противоречивости описания обстоятельств смерти (достоверно неизвестно, проводилось ли вскрытие), поползли слухи об отравлении Алехина агентами НКВД. Многострадальная судьба была уготована и праху шахматного гения. Спустя десять лет после смерти останки чемпиона мира по настоянию его вдовы перевезли из Португалии в Париж на кладбище Монпарнас. Грейс Висхар пережила мужа на двенадцать лет, она умерла за две недели до открытия памятника Алехину. Похоронили ее рядом с мужем.

Три года назад сильный ураган снес половину монумента из красного гранита и разрушил надгробие в форме шахматной доски. Венчавшая обелиск светло-мраморная плита с изображением Алехина и надписью «Александр Алехин. Гений шахмат России и Франции» рухнула. Полтора года назад было опубликовано обращение трех экс-чемпионов мира — Василия Смыслова, Бориса Спасского, Анатолия Карпова — с призывом ко всем, кому дороги шахматы и имя Алехина, оказать содействие в восстановлении могилы. Цена реконструкции составляет 22 тысячи долларов. Но, увы, собрать такую сумму до сих пор не удалось. Согласно французским законам, могила должна восстанавливаться семьей четвертого чемпиона мира…