Події

Народная артистка украины софия ротару: «наверное, то, что мы с толиком полюбили друг друга, было предначертано свыше»

0:00 — 1 листопада 2002 eye 1709

Вчера исполнилось девять дней со дня смерти народного артиста Украины Анатолия Евдокименко

Их называли самой счастливой парой в мире эстрады. Их любви даже не завидовали… София Ротару и Анатолий Евдокименко прожили вместе тридцать лет, двадцать шесть из которых не расставались ни на один день. Пока не случилась трагедия… Как-то София Михайловна призналась: «Мы были созданы друг для друга. »

Уже умирая в одной из киевских клиник, не в силах двигаться и даже говорить, Анатолий Кириллович все же дождался свою Соню. А та, бросив все, летела к нему из Германии. Она зашла в палату, взяла его нежно за руку, и Евдокименко, последние дни не приходивший в сознание, вдруг открыл глаза. Он долго и пронзительно посмотрел на ту, кого любил больше всех на свете и… ушел навсегда.

«Анатолий добивался меня два года»

В семье Кирилла и Клавдии Евдокименко родилось два сына. Старшего назвали Валерием, младшего -- Анатолием. Маленький Толя с детства был очень музыкальным. За что ни брался -- из всего извлекал потрясающие звуки. Правда, больше всего ему нравилась труба. Большая, блестящая, громкая. Хотя сразу после школы по музыкальной части Анатолий не пошел. Стал учиться в институте на физика-оптика и… играть в институтском ансамбле. Уже тогда он был признанным трубачом. Правда, доучиться в институте так и не смог -- забрали в армию. Собственно с армии и начался его роман с Софией Ротару. С той самой обложки журнала «Украина» номер 27 за 1965 год, где была помещена фотография удивительной красоты молдаванки.

«История нашего знакомства довольно романтична. Толик был уже достаточно известным трубачом, когда я стала победительницей республиканского смотра художественной самодеятельности. Тогда мое фото поместили на обложке журнала «Украина». Это был потрясающий успех! В то время Толик служил в армии в Нижнем Тагиле. И когда в части получили этот журнал, рассказывал, что сразу воскликнул: «Ребята, посмотрите, какие красавицы у нас на Буковине!» Вырезал мою фотографию и повесил над своей кроватью в казарме. При этом дал слово, что приедет в Черновцы и найдет меня». (Из последнего интервью «ФАКТАМ» Софии Ротару. )

И Анатолий сдержал слово. Он приехал в Черновцы, разыскал черноглазую и черноволосую девушку. Однако гордая Соня не дала робкому влюбленному ни единого шанса на успех. Еще бы! Она, чистокровная молдаванка, по настоянию родителей должна была выйти замуж только за молдаванина. Хотя, говорят, когда родители Софии Михайловны первый раз увидели Евдокименко, они тут же оттаяли и против брака возражать не стали…

«Он добивался меня два года! Нашел через наших общих знакомых. Но особого впечатления Толя на меня сразу не произвел. Уж и поводила я его за нос! Назначала ему свидания, а сама не приходила. Посылала подруг, чтобы они рассказывали ему, как я занята. Чаще всего я назначала ему свидание возле нашего общежития в Черновцах. Там росла красивая акация и стоял фонарь. Помню, все девчонки собирались у окна, выключали свет и наблюдали за Толиком. А мне и дела до него не было… » (Из последнего интервью «ФАКТАМ» Софии Ротару. )

Пока в один прекрасный день София не встретилась с Анатолием глаза в глаза. Это было в мае, юная певица с подружкой шла по Красной площади в Черновцах и вдруг увидела своего педагога. А тот как раз шел с Толиком…

«И вдруг я посмотрела на Толика… Не знаю, что случилось. Но я его увидела ДРУГИМИ глазами! Аж «мурашки» по коже пробежали! Вы знаете, как это бывает, когда влюбляешься с первого взгляда и понимаешь, что с тобой произошло. На второй день после репетиции Толик уже пошел провожать меня домой. Через год мы поженились… » (Из последнего интервью «ФАКТАМ» Софии Ротару. )

Свадьбу играли скромно, на 200 человек, в родном селе Софии Михайловны, Маршинцах. На Софии Ротару было белоснежное длинное платье из легкого шифона с красивой фатой, Анатолий надел свой самый роскошный костюм с галстуком. Гуляли до утра. В то время София Ротару была уже знаменита. Только-только получила золотую медаль на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов. Именно там она впервые стала работать вместе с Анатолием. Ротару срочно понадобился бас-гитарист, и Толик за две недели научился играть на бас-гитаре. Вернулись -- и сразу в загс.

«Я безумно ревновала мужа»

«Это была просто безумная любовь! Я всегда была очень ревнивой. Настолько любила Толика, что мне казалось, если я сделаю один неверный шаг даже за тридевять земель, он все равно это почувствует… Наверное, то, что мы полюбили друг друга, было предначертано свыше. Мы не могли поругаться и не разговаривать несколько дней. Бывало, поссоримся, а через пять минут уже смеемся. И разговоры только об одном -- о творчестве. Хотя и отдыхать любили. И умели… » (Из последнего интервью «ФАКТАМ» Софии Ротару. )

Все друзья Ротару знают, что она заядлая рыбачка. К этому виду «тихой охоты» пристрастился и Анатолий. На рыбалку ездили только вместе. Евдокименко знал, если с ним поедет Соня, клев будет отменный. Как-то Анатолий поймал огромную рыбину, пытался вытянуть ее, но возле самого берега крючок вдруг оборвался. София, не долго думая, со всего разбега, в чем была, плюхнулась всем телом на огромную рыбину. Так и поймали…

«Когда я уже была на девятом месяце беременности, мы пошли в моих родных Маршинцах на рыбалку. Я села недалеко от берега на возвышенности, а Толик забросил спиннинг. Вдруг вижу: клюнуло. Я забыла, что в положении, и бегом к Толику. А он давай на меня кричать: «Ты что себе думаешь! Тебе же нельзя так бегать!» (Из последнего интервью «ФАКТАМ» Софии Ротару. )

Когда Анатолий узнал, что жена ждет ребенка, более заботливого человека было не сыскать. Он готовил ей супчики, носил свежие овощи и фрукты, строго следил за диетой. 24 августа 1970 года София Ротару родила сына Руслана. Толик встречал супругу и сына возле черновицкого роддома с оркестром. Проезжающие мимо машины тормозили, троллейбусы и автобусы останавливались, изо всех близлежащих домов высыпали люди. Всю дорогу до дома счастливый отец танцевал с сыном на руках. Он привел свою семью уже в трехкомнатную квартиру в Черновцах, которую им выделила Черновицкая филармония в связи с пополнением семейства.

«Родив сына, я все равно не прекращала работать. А через год на свет появилась группа «Червона рута», название которой дал Владимир Ивасюк. Был такой фильм «Червона рута» с Васей Зинкевичем, Назарием Яремчуком. Тогда мы и подружились с Володей Ивасюком. После фильма Василий и Назарий ушли в «Смеричку», а мы с Толиком создали свою группу. Долго думали, как ее назвать. Однажды поздно вечером возвращались из кинотеатра домой, вдруг Толик говорит: «Давай это будет «Червона рута». Наутро наша группа уже так и называлась… » (Из последнего интервью «ФАКТАМ» Софии Ротару. )

«Мы все откладывали деньги на книжку, думали, что будем богатыми»

Правда, продержаться долго в Черновцах «Червоной руте» не удалось. Столкнувшись с партийными запретами, семья Ротару-Евдокименко переехала в Ялту. Сначала они жили в самом центре города, в большой квартире. А затем построили собственный дом. Недалеко от Никитского ботанического сада. За строительством следил Анатолий Кириллович. Он успевал за всем следить, все контролировать, сажать деревья. Свой сад… Это была его мечта. Уже позже, заболев, он часто садился под любимой черешней и вдыхал ее аромат…

«Толе там очень нравилось. А я… Так и не смогла забыть Черновцов и долго еще плакала по ночам. Хотя на самом деле мы были страшно заняты с Евдокименко. Постоянные концерты. Порой даже некогда было проконтролировать Руслана. Скажем, филармония получала телеграмму: «Срочно направить Софию Ротару на правительственный концерт». Меня никто не спрашивал, хочу я или нет. По идее, должна была этим гордиться. А я после очередных гастролей лежу в Институте Сеченова с воспалением легких! Мне не поверили, посадили в поезд, привезли в Киев. Помню, я пришла на репетицию во Дворец «Украина» с высокой температурой. Не могу даже говорить. Режиссер мне: «Да ты же совершенно больна!» Меня опять на вокзал, в поезд, и я вернулась домой уже с двусторонним воспалением легких… » (Из последнего интервью «ФАКТАМ» Софии Ротару. )

Анатолий Кириллович всегда выхаживал свою Соню сам. Никому не доверял. Утром бегал на базар, покупал все необходимое. А потом готовил свой фирменный супчик. Бывало, София Михайловна проснется, а супчик, горячий, душистый, уже ее ждет. Он не верил никаким слухам, всегда говорил: «Лучше Сони никого нет!»

«Обо мне столько всего сочиняли! В какой-то момент я просто к этому привыкла. Просто кому-то не за что было зацепиться в моей биографии. Есть люди, которые хотят создать себе популярность за счет других. Я же просто не реагировала на сплетни. И муж тоже. Хотя могла сочинить себе тысячу историй. Да что там сочинять! Мне предлагали фиктивно выйти замуж. Но я сказала: «Вы не по адресу обращаетесь… » (Из последнего интервью «ФАКТАМ» Софии Ротару. )

В советское время София Ротару считалась одной из самых популярных и гастролирующих певиц. Анатолий Евдокименко был ее неизменным спутником. Они мечтали о времени, когда, заработав много денег, смогут реже ездить на гастроли и больше уделять внимания друг другу…

«Я получала 47 рублей 50 копеек за один концерт. И то это считалось «потолком». А я давала по три-четыре, а то и по пять концертов в день, причем «вживую»! О фонограммах тогда даже понятия не имели. Свой рекорд я поставила в Челябинске -- 47 концертов во Дворце спорта за месяц! Там же заводы работают посменно. Помню, восемь утра, я уже крашусь, причесываюсь, потому что первый концерт в десять. Клянусь вам! Мы все откладывали деньги на книжку, думали, станем богатыми. А потом в один день от этих денег ничего не осталось… » (Из последнего интервью «ФАКТАМ» Софии Ротару. )

Трагедия случилась четыре года назад. У Анатолия Кирилловича внезапно случился инсульт. Он частично утратил координацию и способность говорить. Ни о каких совместных поездках с Ротару и речи быть не могло. Евдокименко, и раньше-то особо не разговорчивый, замкнулся в себе. Только Соня могла его вывести из этого состояния. Он ее ждал всегда и везде. Знал, что жена гастролирует, и было видно, что он этим очень гордился. А София Михайловна… Она взяла все в доме в свои руки. К тому времени Руслан женился, у него уже подрастал сын Толя, названный так в честь деда. Маленький Толя обожал дедушку. Бывало, подойдет к нему, положит голову на колени, а Анатолий Кириллович гладит внука по голове, и в глазах его стоят слезы…

В августе у Евдокименко случился второй инсульт. Вскоре после дня рождения Софии Ротару. Вся семья была дома, в Ялте. Анатолия Кирилловича положили в местную больницу, и, к всеобщей радости, он быстро стал поправляться. Даже начал говорить. Но по-прежнему слушался только свою Соню. Даже к столу выходил только после того, как она его позовет. И ванну без нее не принимал. Не разрешал помогать ни сыну, ни невестке…

Третий инсульт случился у Анатолия Кирилловича в ночь с 22 на 23 октября. Евдокименко уже не приходил в сознание. В это время Ротару вместе с сыном, невесткой и внуком была на гастролях в Германии. Рано утром в номер Софии Михайловны позвонил лечащий врач Анатолия Евдокименко. «Дела очень плохи. Надо приехать… » -- сказала София Михайловна. Через полчаса Ротару уже сообщила продюсеру, что прекращает тур по Германии и срочно вылетает в Киев. Днем она уже сидела в самолете вместе с внуком. Сын и невестка выехали в Киев машиной. София Ротару успела застать мужа живым. Прожил еще два часа. Не разговаривая, не двигаясь, только иногда открывая глаза. Потом Софии Михайловне стало плохо…

P. S. »Я всю жизнь мечтала о дочке, но боялась, что перерыв в творчестве будет слишком большой. Так и не смогла решиться на второго ребенка. Зато теперь у нас с мужем есть продолжение в наших внуках -- Соне и Толике… »