Події

Шестилетний саша костюкович из села великие будищи полтавской области читает наизусть шекспира, серьезно интересуется устройством вселенной и свободно говорит по-английски

0:00 — 12 листопада 2002 eye 591

Мальчик уже два года на отлично учится в школе, причем, в первый и третий классы он не ходил ни дня

Саша растет настоящим вундеркиндом: бегло читает (126 слов в минуту украинского и русского текста), самостоятельно изучает английский, легко объясняет любому желающему разницу между квадриллионом и квинтиллионом, серьезно увлекается астрономией… А его бабушка говорит, что ничего необычного в этом нет -- надо просто заниматься с ребенком

Шестилетний ребенок считает, что в его возрасте пора знать, как… сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку

Сашка -- веселый симпатичный мальчуган -- просто поражает своими познаниями в различных сферах жизни.

-- На каком языке будем общаться? -- сразу спрашивает меня, встретив на пороге дома.

-- Пожалуй, на английском, -- отвечаю в шутливом тоне.

Он тут же интересуется: «Вот из е нэйм?». Поскольку мои знания этого иностранного не блестящи, Саша поправляет мой ответ. А еще пришлось говорить мне с ребенком об археозое и протезое (были такие периоды развития на Земле) и об устройстве Галактики!..

-- Вот ты думаешь, что в Солнечной системе существует девять планет, и все так думают. А на самом деле их десять, -- уверенно заявляет вундеркинд. -- Объясняю. Наблюдая за Нептуном, американские астронавты выяснили, что на него воздействует притяжение неизвестной невидимой планеты, она и есть десятая.

Сашина память удерживает скорости обращения космических тел вокруг своей оси и вокруг Земли, он, не задумываясь, называет долготу экватора и океаны, омывающие все шесть материков.

Свое будущее мальчик связывает с космонавтикой.

-- Слово «космос» меня сразу привлекло, -- по-детски объясняет Сашка свое желание стать астронавтом. Когда он гостил у папы в Москве, то испробовал себя на выносливость -- в центре космонавтики покрутился на центрифуге.

И хотя астрономия стоит на первом месте среди увлечений мальчика, обычные земные житейские вопросы его интересуют не меньше, чем далекие галактики. На данный момент Саша ищет ответ на вопрос, как… сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку! Дальнейший цикл развития соединенных мужских и женских клеток ему известен, но каким образом они встречаются, для него остается пока загадкой. Бабушка с дедушкой уходят от детальных ответов, тогда как внук считает себя достаточно взрослым, чтобы разобраться во всех тонкостях интимной сферы человека.

Помолившись перед иконой Божьей Матери, висевшей в кабинете врача, Саша не оставил ему сомнений в том, что готов к школе

Вера Федоровна, бабушка вундеркинда, рассказывает, что Саша едва не стал жертвой цивилизации. До полутора лет он рос в Москве, и вечно занятым родителям некогда было общаться с ним. Поэтому он умел нажимать на кнопки телевизионного пульта, но совсем не разговаривал. Не было у него такой потребности.

А через год, когда старшая дочь снова привезла сына на лето в село, Вера Федоровна обнаружила у мальчика феноменальную память. Как-то бабушка прочитала вслух название журнала по буквам, а внук возьми и повтори их в той же последовательности.

-- Потом я нарочно пропустила одну букву -- Саша это заметил, -- говорит Вера Федоровна. -- Стала я учить его алфавиту, но не по буквам: а, б, в, г.. , а по слогам. К шести основным гласным прибавляла согласные и выстраивала их в столбики, чтобы получилось слово. Например, мо-ло-ко. Дети это легко воспринимают зрительно. Однако на зиму внук вернулся в Москву и к следующему лету успел все забыть. Недели две у нас ушло на то, чтобы закрепить выученное и двигаться дальше. В три с половиной года Саша уже неплохо читал, а еще через год считал до ста, складывал и вычитал в уме двухзначные цифры, научился писать.

Первую попытку отдать ребенка в школу взрослые предприняли, когда тому еще не было четырех. Однако воспротивились медики, объясняя это заботой о здоровье мальчика: мол, в таком возрасте за партой легко искривить позвоночник.

-- Тогда Жанна, младшая дочка, которая живет в Диканьке, посоветовала протестировать Сашу в школе в конце учебного года, -- продолжает Вера Федоровна. -- Внук все переводные тесты за первый класс сдал успешно и был зачислен сразу во второй. За медицинской справкой мы опять пошли к врачу. В кабинете Саша увидел иконку Божьей Матери и подошел к ней: «Там, где икона -- надо помолиться». Врач не смог больше сопротивляться.

Стоит бабушке отвлечься, как внук забрасывает уроки и начинает игру в рыцаря на коне

В школу, находящуюся в соседнем селе Чернечий Яр в полутора километрах от дома, Саша ходит с удовольствием. Точнее, его возит на велосипеде и забирает оттуда дедушка, Валерий Александрович. Первый учебный год мальчик жил в тетиной семье в Диканьке, а в этом -- бабушка с дедушкой забрали его к себе. Они с утра до ночи трудятся на огороде -- занимаются селекцией овощных культур. Говорят, что не особо присматривали и за учебой дочерей, а смотри, обе окончили школу с золотыми медалями.

-- Я перечитала много литературы о вундеркиндах, -- рассказывает Вера Федоровна. -- Оказывается, талантливых детей очень много, но к семи годам, если не поддерживать их интерес к познанию мира, восемьдесят процентов теряют свои способности. Я не считаю, что мой внук разительно отличается от сверстников. Он не вундеркинд, просто способный мальчик. Если бы еще не его лень…

Действительно, стоит бабушке отлучится, как Саша уже представляет себя рыцарем на коне или открывает детскую энциклопедию. Но мне кажется, Вера Федоровна боится его перехвалить. Вряд ли лентяй сидел бы в выходные и с охотой штудировал учебник английского языка, аккуратно записывая все в тетрадь. Именно за этим занятием я застала Сашу. «У нас с учительницей спор возник по поводу моего английского письма, -- сетует мальчик. -- Она говорит, что по новым правилам ученики должны писать печатными буквами, а я уже научился прописными».

Математику за третий класс Александр самостоятельно изучил в две недели летних каникул. В конце учебника его заинтересовали занимательные задачи. С них и начал, то есть, от сложного к более простому. На середине книгу закрыл -- стало неинтересно.

-- Наверное, и на уроках Саше бывает скучно? -- интересуюсь у учительницы мальчика Валентины Левченко.

-- Нет, ведь он постоянно занят, -- отвечает Валентина Сергеевна. -- Я часто даю Саше что-нибудь интересное по истории Украины из своей библиотеки. «Княжу Україну» Александра Олеся мой самый младший четвероклассник знает практически наизусть. А на уроках математики и письма он работает, вместе со всеми. Ну, может, лучше других.

Валентина Сергеевна откровенно призналась, что по знанию английского языка Саша Костюкович ее давно обогнал, а некоторые его вопросы порой ставят в тупик. Ну, как объяснить шестилетнему пацану (семь Александру исполнится только 26 ноября), что такое «черные дыры» и как они образуются? Для этого учительнице приходится рассказывать в доступной форме об антителах, атомных частицах.

Изучая работу ножниц, мальчик изрезал все свои колготы на маленькие лоскутки

Саша -- сгусток огромной энергии. Пока мы разговариваем, он ни минуты не сидит спокойно. Его интересует, как устроен диктофон. Он декламирует отрывки из произведений Пушкина и Лермонтова и в самых эмоциональных моментах размахивает руками, изображая картины боя. Читает наизусть Шекспира (кстати, бабушка с дедушкой запрещали ему знакомиться с творчеством знаменитого английского поэта и драматурга, полагая, что внук не дорос до его книг).

Тут же демонстрирует «гецалку» -- свой способ отдыха: становится на четвереньки и весело прыгает по гостиной. В конце концов, заявляет, что устал от разговоров и берет в руки газету.

-- Тяжело, наверное, приходится? -- спрашиваю Веру Федоровну.

-- Нет, хотя мы с дедом действительно устаем от бесконечных вопросов внука, ведь поверхностный ответ его не устраивает, он обязательно должен докопаться до сути.

-- Надо полагать, вся техника в доме уже побывала в Сашиных руках.

-- А как же! Однако он не только разбирает, но и складывает. А когда изучал действие ножниц, изрезал все свои колготы на маленькие лоскутки.

-- Кроме всевозможных наук, что еще его интересует?

-- Да все. Он знает названия почти всех 25 сортов крыжовника, которые мы выращиваем, сорока сортов картошки, многих сортов винограда, груш, малины… Назовет вам благоприятные дни для высадки различных огородных культур, знает, как их следует сохранять. Недавно заявил нам с дедом: «Поскольку весь сортовой материал, который вы выращиваете, перейдет мне в наследство, я должен знать, как с ним обращаться. Рассказывайте, где что».

-- Мы с бабушкой и дедушкой Александра иногда спорим о чрезмерной загруженности ребенка, -- говорит Валентина Левченко. -- Я сторонник естественного процесса развития. Но как бы там ни было, на уроках он намного опережает других ребят, а на перемене, как все играет, резвится (особенно со своими сверстниками, которые только начали ходить в подготовительную группу). Бабушка волнуется, что внук бывает несобран, не умеет складывать книги в портфель. А между тем это присуще шестилеткам, то есть, его биологическому возрасту.

Родные пока не знают, как им дальше поступать с ребенком -- ускорять его обучение в школе или не торопиться с этим. Должно быть, время покажет. Вскоре мама должна забрать Сашу в Киев, где, как она считает, больше условий для всестороннего развития детей. Хотя сам мальчик не горит желанием переезжать в город. «Чтобы быть образованным человеком, не обязательно жить в столице», -- говорит он.