Более 500 жертв некоего «благотворительного фонда», действующего до недавнего времени, с нетерпением ожидают суда над мошенниками
Распространяя рекламные объявления на станциях метро, давая объявления в газетах и просто бросая приглашения в почтовые ящики, Фонд (международного масштаба!) приглашал пенсионеров и инвалидов поправить свое материальное положение. Откликнулись больше полутысячи человек
Через некоторое время фонд прекратил свою работу в обеденный перерыв. Надо было видеть, как руководители бросали подчиненным их пальто и просили побыстрее покинуть офис -- не то, сказали, будут избиты вкладчиками, которые теперь «потребовали удовлетворения».
Они и сегодня требуют: на днях возле здания Верховной Рады провели очередную акцию протеста. Есть ли надежда, что справедливость восторжествует?
Об этом благотворительном фонде Татьяна Федоровна (имена героев изменены. -- Авт. ) узнала от соседки, которая как-то вечером похвасталась, что устроилась на работу. Татьяну Федоровну это удивило: в 70-то с лишним лет! Соседка, однако, сказала, что работа ей не в тягость: сиди себе дома и вырезай буклеты, а денежки капают. С октября по март полностью рассчиталась с квартирными долгами!
-- Подумала тогда: «Бабулька может, а я не могу?» У меня ведь тоже квартирный долг образовался, -- рассказывает пришедшая в редакцию Татьяна Федоровна, инвалид второй группы.
Возле офиса фонда женщина встретила толпу пенсионеров, инвалидов на костылях, среди которых затерялось несколько студентов. Все были одинаково воодушевлены -- уж больно выгодные условия им предлагались: за один обрезанный и скрепленный степлером буклет работнику обещалось 11 копеек. «Сотня -- и 11 гривен в кармане!» Обработчик, правда, беря домой материал, должен был внести залог. Мало ли: передумает работать, испортит или потеряет буклеты, фирма будет внакладе.
-- Заработав первые 55 гривен за 500 буклетов, я была счастлива, -- вспоминает Татьяна Федоровна. -- Сотрудники фонда меня похвалили: дескать, хорошо справилась, и посоветовали взять больше буклетов, чтобы не тратиться на поездки в офис.
В следующий раз Татьяне Федоровне сообщили, что фонд намерен открыть филиал на левом берегу столицы, чтобы надомникам было удобнее. Значит, фонд развивается, подумала она, и прониклась к нему еще большим доверием.
И уж совсем растаяло ее сердце, когда ей пообещали льготы -- как добросовестному исполнителю. Женщина не устояла: чтобы получить 363 гривни за работу, взяла на эту сумму брошюр, внеся залог -- 2 тысячи 445 (!) гривен. Понятно, не своих -- одолженных.
Татьяне Федоровне торжественно выписали накладную и просили расписаться в справке «о получении и целевом использовании средств, материальных ценностей и нематериальных активов». Только дома женщина сообразила, под каким документом она расписалась: мол, сделала добровольное пожертвование в Фонд.
-- Они так заморочили мне голову, что я не вникла в то, что подписывала, -- с болью говорит женщина. -- Вернулась в офис и начала было возмущаться, но руководитель фонда меня успокоил: «Не волнуйтесь! Залог мы оформляем как добровольное пожертвование лишь по той причине, что добровольные пожертвования не облагаются налогами».
Больше своих денег Татьяна Федоровна не увидела. Так же как и другие обманутые, у которых фонд выманил 556 тысяч 819 гривен.
В уставе фонда записано, что главная его цель -- «осуществление благотворительности в интересах общества и отдельных категорий населения, которые нуждаются в помощи». К таким формулировкам наши граждане питают слабость. Когда же спохватываются, обычно бывает поздно. Так вышло и в этот раз. Неладное заподозрил только главный инженер типографии, где печатались брошюры. «Если бы типография взяла изготовление буклетов на себя, заказчику процедура обошлась бы дешевле, -- подумал он. -- Зачем же в таком случае организован этот кружок «Умелые руки»?» Сами же «кружковцы» опомнились лишь после того, как с ними перестали вовремя расплачиваться.
Когда народный гнев достиг апогея, обманутым людям сообщили, что бухгалтер едет в банк за необходимой суммой.
-- Но мы уже не верили и отправились вслед за бухгалтером, -- рассказывает 55-летняя потерпевшая Зинаида Васильевна. -- Направившуюся вместо банка в метро бухгалтершу мы схватили и вызвали милицию. Приехал руководитель фирмы, что-то объяснил милиционеру, и тот успокоил нас: мол, вышло недоразумение, деньги вам выплатят. Более того, сказал, что сотрудничать с фондом можно и дальше. И на следующий день люди снова пришли за буклетами. Очередь собралась больше ста человек.
Вдруг бухгалтер узнала во мне участницу задержания и попросила зайти вне очереди. «Забирайте свои деньги, нам такие работники не нужны!» -- заявила и протянула мне мой залог -- тысячу гривен. Но вдруг откуда ни возьмись директор или его зам (кто-то из них): мол, нельзя так с женщиной! «Мы вас, так и быть, оставим, но с условием, что вы возьмете буклетов на ту же сумму, что брали раньше!» -- сказал он. Мне бы взять свою тысячу гривен и бежать подальше! -- едва не плачет Зинаида Васильевна. -- А я подумала: поработаю еще пару месяцев
-- Меру наказания руководителям фонда в ближайшее время определит суд, -- комментирует ситуацию старший помощник прокурора Печерского района столицы Борис Малюк. -- Сейчас можно сказать лишь одно: в последнее время выявляется все больше случаев мошенничества, связанного с трудоустройством граждан. Поэтому сомнительным работодателям лучше предпочесть органы государственного трудоустройства. Прежде чем устраиваться на работу в негосударственную фирму, следует проконсультироваться с юристом. А если такой возможности нет, то нужно хотя бы внимательно вникнуть во все условия договора до того, как поставить свою подпись. Нельзя верить никаким обещаниям и уверениям, если они не подтверждены документально.
А став жертвой обмана, немедленно обращайтесь в правоохранительные органы -- ведь, «проглотив» обиду, вы позволяете мошенникам и дальше ловить в свои сети наивных людей.