Події

Небоскребы шанхая и vip-кварталы пекина остаются витриной обновляющегося китая

0:00 — 14 листопада 2002 eye 232

А что «за стеклом»? Люди стараются выжить, вырастить детей и не потерять веру в будущее

В эти дни Пекин остается одним из мировых центров, откуда ждут важнейших новостей на всех континентах. В Пекине продолжает свою работу XVI съезд Компартии Китая, от итогов которого будет зависеть не только международная политика этой могущественной державы с полуторамиллиардным населением, но и ситуация на мировых фондовых биржах. Поговаривают, будто почти все руководство политбюро во главе с 76-летним Председателем КНР и Генсеком КПК Цзян Цземинем уйдет в отставку, уступив место молодому и прагматичному поколению политиков. Не исключено, что на рубеже третьего тысячелетия -- эры «политики реформ и открытости», начатой в 1979 году «великим архитектором» Дэн Сяопином и продолженной «главным инженером» Цзян Цземинем, -- бразды правления перейдут в руки нынешнего заместителя Председателя КНР 59-летнего Ху Цзинтао. Ему (или же кому-то другому) неизбежно придется стать «великим технологом» китайских реформ, поскольку пришло время отлаживать механизм китайской перестройки. И самой большой трудностью, с которой столкнется новый лидер, будет поиск компромисса между «социализмом с китайской спецификой» и набравшей обороты рыночной экономикой. Как такой компромисс достигается сегодня, группа украинских журналистов наблюдала в течение недели в поездке, которая стала возможной благодаря содействию Посольства Китая в Киеве.

Пекин: мир хижинам и дворцам

Столица Китая готовится к Олимпиаде 2008 года. На севере Пекина развернута грандиозная стройка. Права принимать олимпиаду Пекин добился во многом благодаря впечатляющим успехам державы. Строительный бум -- первый вестник динамичного развития любой страны. В Пекине (а тем более в Шанхае) он впечатляет. Тут целые улицы превращены в строительные площадки, где возводятся офисы международных банков и корпораций, гостиницы и элитное жилье. Американский квартал, немецкий, японский… Это вам не экзотические китайские кварталы в европейских столицах. Это ультрасовременные здания и инфраструктуры, которые позволяют бизнесменам, привыкшим к качественному сервису, получать услуги по умеренным ценам. Очень нравится иностранным инвесторам такое отношение. А значит, и работать им в Китае тоже нравится. Тут на партийно-государственном уровне давно постановили холить и лелеять инвестора, чтобы ему хотелось здесь зарабатывать деньги. А это дает возможность и самому Китаю пополнять бюджет, осваивать новые технологии, занимать работой людей. При том что в стране, по некоторым данным, около 200 миллионов безработных и временно не занятых, спрос на квалифицированный персонал в разных сферах экономики растет год от года. Соответственно растет и спрос на качественное образование в вузах. Теперь оно уже не бесплатное. Как и медицинское обслуживание.

В центре Пекина -- чуть вглубь от центральных восьмиполосных проспектов -- располагаются и одноэтажные строения, в которых живет не такая уж беднота: инженеры, учителя, врачи… Доходы (средняя зарплата в Пекине около ста долларов, обед в ресторане -- восемь-десять) пока не позволяют им претендовать на современное жилье. Целые микрорайоны высоток своей архитектурой поразительно похожи на киевское «элитное жилье»: с балконами, пагодками и куполами на крышах. Только разнообразия тут побольше. И жилье подешевле (около 500 долларов за «элитный» квадратный метр).

Растущее социальное расслоение -- это та очевидность, на которую не могут не обращать внимания руководители Китая. При том что в стране остается очень много нуждающихся людей и им все труднее выбираться из бедности, богатые тоже начинают заявлять свои права в рабоче-крестьянском государстве. И вот уже обсуждается необходимость внесения в конституцию изменений, позволяющих бизнесменам вступать в… компартию. Тут все ясно: китайский инвестор, как и иноземный, должен быть уверен в своем будущем.

Помощник министра иностранных дел КНР г-н Чжоу Венджун, отвечая на вопрос «ФАКТОВ» о «китайском секрете» инвестиционной привлекательности, сказал: «Во-первых, партия в ответе за оптимальное соотношение реформ и стабильности. Развитие -- наша цель, реформы -- движущая сила, стабильность -- предпосылка. Во-вторых, мы корректируем политику льгот для инвесторов. Теперь их получает не каждый иностранный бизнесмен, а лишь тот, кто собирается вкладывать деньги в наукоемкие отрасли и регионы приоритетного развития, как, например, северо-западные провинции».

Пример китайского экономического чуда, рожденного иностранными инвестициями, -- Шанхай, куда наша группа улетела на суперсовременном «Боинге-777» Китайских региональных (!) авиалиний.

Шанхай: дети и небоскребы

Пятнадцать лет назад детище архитектора китайского происхождения Минг Пея вызвало самый громкий архитектурный скандал XX века: он построил в Париже известную стеклянную пирамиду перед Лувром. Теперь же центр архитектурных «взрывов», похоже, перемещается в Юго-восточную Азию, в частности в Шанхай, в его футуристический район Пудонг -- «лицо» обновляющегося Китая. Здесь сосредоточена не только финансовая мощь страны. Здесь есть редкая возможность, прежде всего финансовая, градостроителям и архитекторам с мировыми именами воплотить свои идеи, что называется, «с чистого листа». Так в 1998 году появилась башня Цзиньмао, входящая в первую мировую пятерку небоскребов: 420,5 метра, 88 этажей. Когда вечером этот небоскреб подсвечивается, ты оказываешься перед устремленным в небо хрустальным цветком магнолии.

Рядом должен вырасти еще один шанхайский гигант: стоэтажный Всемирный финансовый центр, представляющий собой отливающее синевой 460-метровое лезвие ножа. Однако стройка пока заморожена из-за избытка свободных офисных помещений в 16-миллионном городе.

Впрочем, скоро строительство может возобновиться. Ведь Шанхай очень молодой город. Сюда приехали со всего мира люди активного возраста, поскольку перспектива для бизнеса здесь лучше, чем в любом другом регионе страны. И глядя на то, сколько веселых присмотренных детей на улицах (в городе открыты международные школы и колледжи, в которых дети из разных стран осваивают сразу несколько языков), можно быть уверенным: есть большое будущее у этого чудесного мегаполиса, ставшего официальной витриной нового Китая.

Сучжоу: земля и люди

Но витрина -- и это прямо говорят наши знакомые китайцы -- всего лишь часть здания. А что внутри? И мы едем в провинциальный город Сучжоу, которому две с половиной тысячи лет. По пути видим, как живет глубинка. Вдоль дороги на километры протянулись селения, где люди пытаются выжить: добывают гранит, кладут асфальт, строят разбогатевшим соседям дома, торгуют выращенными на участках овощами и фруктами. Гарантированной работы в глубинке мало. Кому удалось развернуть свое дело, тот может преуспеть. Как, например, владелец шелкоткацкой фабрики г-н У Ионкон. Он нашел «золотую жилу»: делает пояса для японских национальных костюмов. Древняя технология (ей 1400 лет!) практически полностью ручная. Нелегок труд ткачих, которые на едва ли не первобытных станках набивают узор на изделия стоимостью до тысячи долларов каждое. А зарабатывают мастера по 100-130 долларов в месяц. Это хорошая зарплата. Столько же получают рабочие в технопарке Сучжоу, куда везут нашу группу, чтобы показать результат китайско-сингапурского сотрудничества. Компании (сплошь известные) из 20 стран вложили уже 18 миллиардов долларов в производства электроники, новых материалов, автомобилей, в биотехнологии, фармацевтику, коммуникации. И только в США и только в этом году из технопарка ушло продукции более чем на четыре миллиарда долларов. Трудно даже представить, что восемь лет назад на месте этого суперсовременного города были поля, где крестьяне испокон веков выращивали овощи.

-- А где же люди, работавшие на этих полях? -- спрашиваю у одного из управляющих администрации технопарка. -- Очевидно, они получили специальности и теперь работают на совместных предприятиях, их дети учатся в местных школах?..

-- Нет, крестьян переселили за пределы этого района (его площадь 70 квадратных километров. -- Авт. ), -- услышал в ответ. -- Людей в технопарк набирают по конкурсу из разных регионов. Иностранные инвесторы хотят работать с квалифицированным персоналом.

Иностранцам, действительно, нравится работать в Китае. Все четко организовано. Все подчинено цели развития. А издержки социальной политики… Инвесторам, которых тут ценят, этим голову забивать не нужно. Это дело властей. Но хочешь того или нет, в голову закрадывается сомнение: социализм с китайской спецификой строит Поднебесная или глобализм нашел здесь для себя тепличные условия? Время покажет, однако раньше XVI съезд КПК постарается все разъяснить.

КИТАЙ СЕГОДНЯ: ТОЛЬКО ЦИФРЫ

(итоги первого полугодия 2002 года)

Объем внутреннего валового продукта -- 548 млрд. долларов.

Внешнеторговый оборот -- 271,7 млрд. долларов.

Объем экспорта машиностроительной и электронной промышленности -- 68 млрд. долларов.

Объем прямых иностранных инвестиций -- 24,6 млрд. долларов.

Ежедневно в экономику Шанхая поступает 12,22 млн. долларов иностранных инвестиций.

Доход городских жителей в среднем на душу населения (январь -- июнь) -- 470 долларов.

Доход сельских жителей в среднем на душу населения (январь -- июнь) -- 137 долларов.

(По данным Министерства иностранных дел КНР)