Події

В гималаях промышляют воры-скалолазы!

0:00 — 15 листопада 2002 eye 289

На огромной высоте, куда доберется далеко не каждый альпинист, у украинских спортсменов кто-то срезал веревки, украл радиостанции, палатки, поставив под угрозу человеческие жизни. Однако одесситу Владиславу Терзеулу удалось стать первым человеком в СНГ, покорившим двенадцать высочайших вершин планеты

На днях спортсмены возвратились в Украину из далеких Гималаев с двойной победой. Вопреки пресквернейшей погоде, от которой спрятались сильнейшие альпинисты мира, двое наших земляков поднялись на одну из высочайших гор планеты Дхаулагири (8167 метр над уровнем моря) по ранее никем не пройденному маршруту, а Владислав Терзеул установил абсолютный рекорд. Отныне на его счету двенадцать покоренных «восьмитысячников» из четырнадцати существующих на Земле. Такого достижения не знает история альпинизма ни бывшего СССР, ни нынешнего СНГ.

Воры вернули только отснятые видео- и фотопленки

-- Мы были готовы ко многим трудностям, но на Дхаулагири нас ждали сплошные сюрпризы буквально с первого дня, -- говорит заслуженный мастер спорта Владислав Терзеул. -- Гора расположена в Непале на границе тропиков, на стыке жары и холода, поэтому мы угодили в сумасшедшие вихри, снегопады. Погода в начале октября испортилась настолько, что от восхождения на Дхаулагири отказались даже самые опытные альпинисты: с высоты 7500 метров вниз ушли двенадцать испанцев (армейские профессионалы), французские восходители-гиды, «связка» суперскалолазов баск и немец. Заболели наши носильщики. Потом высотные носильщики-шерпы, обслуживавшие наших иностранных коллег, уходя с горы, зачем-то срезали веревки, которые мы натянули вдоль намеченного маршрута к вершине. (Каждый метр специальной веревки стоит шесть-семь долларов, а таковой требуется до десятка километров. -- Авт. ) Не хочется верить, что они сделали это с ведома зарубежных альпинистов. А потом еще и нашу пещеру -- построенные по «советской» технологии, такие убежища выдерживают ураганы и сохраняют тепло до плюс четырех градусов -- обворовали.

Семнадцатого октября в пять часов утра мы с напарником Владимиром Пестриковым (он из Днепропетровска) вышли на штурм Дхаулагири. Дул сильнейший ветер, очень холодно, но мы и так уже десять суток ждали хорошей погоды, сидя на высоте семь с половиной тысяч метров… К полудню государственный флаг Украины был водружен на вершине. Сообщить о победе не смогли: не работала связь. Очень осторожно пошли вниз по заснеженным склонам, по пояс в снегу. Была угроза попасть под лавины, но мы «спускали» их перед собой. Переночевали на льду на высоте 5700 метров, затем вернулись в лагерь, стали откапывать пещеру и обнаружили, что дорогостоящее снаряжение исчезло.

-- Не досчитались радиостанции, экспедиционной палатки, гортексовых костюмов (такого типа, как у космонавтов) и другого добра, -- вспоминает главный тренер сборной команды Украины заслуженный мастер спорта Мстислав Горбенко. -- Достаточно сказать, что только вышеперечисленное стоит около пяти тысяч долларов. О пропаже заявили в полицию, а также армейским постам. Ребята попросили, чтобы им вернули хотя бы отснятые видео- и фотопленки. Просьбу уважили: прямо к борту самолета, когда альпинисты улетали на родину, принесли пленки. Больше ничего. Но никакие материальные потери не затмят успех ребят. Ведь они поднялись на вершину никем еще не пройденным маршрутом, когда снегом заносило даже двухметровые вешки, а путь, который в нормальных условиях одолеешь за час, отнимал часов десять.

Пропаже вещей можно не удивляться: в Непале нынче царит неразбериха. Накануне, например, местные жители решили, что за «эксплуатацию» природной экзотики иностранные альпинисты должны платить именно им. Захватили группу английских и словенских спортсменов, потребовали выкуп в размере семи тысяч долларов. Выдавая себя за маоистов (последователей идей Мао Цзэдуна), они выходят не только с красными флагами, портретами Мао и Ленина, но и с оружием против полиции, армии. Любопытно, что свой «бизнес» научились делать и носильщики: так называемые портеры, работающие внизу, и шерпы, переносящие грузы на высоте. За большие деньги некоторые из них готовы поднять в горы не только поклажу, а и богатеньких ее обладателей. Выходит, любой состоятельный и здоровый человек может подняться на вершину на руках носильщиков.

«Больше всего мне жаль, что украли нашу походную баньку»

-- Из того, что у нас украли, больше всего жаль оборудование для походной баньки, -- досадует Терзеул. -- Это сугубо наше, «фирменное» изобретение, благодаря которому мы восстанавливаем силы: в базовом лагере, на высоте пять тысяч метров, ставим палатку, раскаляем несколько огромных камней, а затем устраиваем парилку. Кстати, сейчас, после Гималаев, самое горячее желание -- скорее домой, к семье, и… в баньке попариться.

Из досье «ФАКТОВ». Эра покорения «восьмитысячников» началась в 1950-м, когда французские альпинисты поднялись на гору Анапурна (8091 м). Три года спустя был «взят» Эверест (8848 м). До сих пор лишь трое спортсменов достигли всех четырнадцати высочайших пиков без помощи кислородных аппаратов и носильщиков: австриец Месснер, поляк Кукучка и швейцарец Лоретан. Владислав Терзеул при восхождениях тоже не пользуется кислородным «допингом» и имеет все шансы войти в список лучших альпинистов мира.

На личном счету Владислава имеется, помимо походной парилки, другое не менее уникальное и полезное новшество. В конце 1980-х он научился на высоте 4200 метров, в разреженном воздухе и при ночных заморозках, производить «самопальный» алкогольный продукт. По оценкам зарубежных спортсменов, пробовавших его, получается получше виски.

-- Правда, спиртным в нашей сборной никто не балуется, -- хрипит Владислав. -- «Наверху» чаще всего пьем кисели (в понимании иностранцев это диковинный напиток) и красное вино, сильно разбавленное водой. Вообще при восхождении и спуске происходит обезвоживание организма: теряешь до шести литров жидкости за сутки. Компенсируется лишь половина, больше попросту «не лезет».

-- А с голосом у вас что?

-- Пока мы с Володей ждали на Дхаулагири «просвета» в погоде, надышались воздухом, охлажденным до температуры минус 35--40 градусов. Ничего, пройдет…

Украинская альпинистская сборная считается лучшей в бывшем Союзе

-- С Дхаулагири у Терзеула, можно сказать, личные счеты: в 1997-м она ему не покорилась, хотя он дошел до семикилометровой отметки, -- говорит Мстислав Горбенко. -- Тогда из-за ужасных метеоусловий абсолютно все альпинисты не смогли совершить восхождение. Пять лет Владислав вынашивал идею поквитаться с «обидчицей», и своего добился.

… Владислав об этом не говорил, но «разведка» донесла: он задумал взойти на оставшиеся две высочайшие вершины, Макалу и Хидден Пик, уже в следующем году. Тем более что 2003-й для него юбилейный, Терзеулу исполнится пятьдесят лет.

Разумеется, Владислав не одинок в стремлении побывать на всех высочайших вершинах планеты. (Даже по той причине, что это занятие не из дешевых: по словам президента Национальной федерации альпинизма заслуженного тренера Украины Валентина Симоненко, в Непале за разрешение на восхождение необходимо выложить как минимум по полторы тысячи долларов за каждого участника. ) План покорения всех восьмитысячников мира зародился в альпинистском клубе «Одесса» в середине 1990-х. С тех пор украинская сборная стала сильнейшей в СНГ. Ее авторитет признает и американская пресса: «Украинцы -- очень смелая команда, очень опытная. Они поднимаются без кислорода и невероятно преданны друг другу. Их готовность идти на риск гораздо выше, чем у наших спортсменов. Неудивительно, что на решающие восхождения в Гималаях они вышли первыми».

-- А есть ли в «земной» жизни то, что вы любите больше гор? -- спрашиваю лидера сборной Владислава Терзеула.

-- Я люблю свою семью: жену Любу, с которой скоро отпразднуем серебряную свадьбу, дочерей Юлю (у нее на днях родился сын) и младшенькую Олю. Вместе мы несколько раз в год выбираемся в Карпаты, на Кавказ покататься на лыжах. Люблю свою работу: возглавляю кооператив, специализирующийся на промышленном альпинизме. Не все мои сотрудники серьезно ходят в горы, но я стараюсь подтягивать их. Например, заставляю дважды в неделю посещать бассейн. Не только потому, что это благо для самого человека -- мне нужен здоровый работник, красивый, стройный, все умеющий и немножко романтик.