Культура та мистецтво

Народный артист украины юрий рыбчинский: «фильм «молитва за гетьмана мазепу мне напомнила смесь украинского водевиля с пошлой опереткой»

0:00 — 19 листопада 2002 eye 412

Через десять месяцев после премьеры на Берлинском фестивале скандально известную картину наконец увидели в Украине

Долгожданная премьера фильма Юрия Ильенко «Молитва за гетьмана Мазепу» состоялась в кинотеатре «Украина» в присутствии массы знаменитостей, с конным парадом и большим количеством водки. Для гостей у входа был постелен красный ковер. По нему, прямо как в Каннах, на премьеру двигался украинский бомонд. Среди него и виновники торжества -- режиссер фильма Юрий Ильенко, исполнительница роли Любы Людмила Ефименко, Карла XII -- Никита Джигурда, гадалки -- Раиса Недашковская. Богдан Ступка, сыгравший один из трех образов Мазепы, «засветился» на премьере лишь пару минут. В этот вечер в Театре И. Франко играли «Энеиду». На вопрос одной из телекомпаний, не боится ли Ильенко провала своей картины у киевского зрителя, режиссер послал всех…

Вообще на премьере господин Ильенко не очень-то церемонился с публикой. Сначала пытался выяснить, есть ли в зале политический и экономический бомонд. «Что-то не вижу его», -- подытожил Юрий Герасимович. Затем замешкался с ответом на вопрос, где взял 10 миллионов гривен на съемку фильма. «Тут мне подсказывают, что это народные деньги», -- обрадовался режиссер. А в заключение попросил не судить его слишком строго, поскольку никто не знает доподлинно, кто такой Мазепа, как он выглядел и вообще был ли…

Сюжета фильма как такового просто не существует. Есть какие-то параллели с историческими фактами, но кто теперь знает наверняка, как ЭТО было? Зато господин Ильенко знает наверняка, что украинские женщины всегда были очень сексуальны. Поэтому на экране много голых рук, ног, грудей и прочих частей тела. Кстати, не только женских. Сын Юрия Ильенко Филипп, играя одного из Мазеп, тоже не посчитал нужным скрывать свое мужское достоинство. Действительно, зачем? Должно же быть в картине хоть что-то настоящее. Потому как даже декорации из… картона. Ильенко считает это собственным ноу-хау. Видимо, еще одно из новшеств фильма -- звук. Похоже, он существует отдельно и не играет в фильме никакой роли. Хорошо слышны лишь крики, эротические стоны и плач. Еще много крови. На пятом литре это уже не впечатляет…

Фильм длинный -- 2 часа 45 минут. Перед началом Юрий Ильенко резонно заметил: «Ну и что, вот «Унесенные ветром» больше трех часов идут -- их же смотрят… » Через полчаса после начала премьеры народ стал потихоньку расходиться. До финала добралось чуть больше половины зала. Не помогли даже фуршет ПОСЛЕ и водочка ДО…

Народный артист Украины Юрий Рыбчинский: «Большего ужаса я в своей жизни не видел! Такое впечатление, что картина сделана человеком, у которого нет вкуса. Фильм фальшивый. Как и игра актеров. И их известные фамилии здесь ни при чем. Картина мне напомнила смесь украинского водевиля с пошлой опереткой. Непонятно, во имя чего это создавалось?! Любовь к Мазепе, Украине?.. После этого фильма, по-моему, наоборот, у зрителей наступит отторжение. Ужасный звук. Меня спрашивали о музыке. А разве там была музыка? Как и эротика. Если это называется эротикой, то я… голубой! Единственное, что мне понравилось, -- это работа художника. Мне кажется, этим фильмом Ильенко расписался в собственной бездарности. Чтобы не доводить свое состояние до рвоты, я ушел… »

Лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук: «Фильм произвел на меня неоднозначное впечатление. Это определенно событие в украинском кино. Смелый и независимый шаг Юрия Ильенко как режиссера. И я уважаю его решение сделать что-то абсолютно новое, его авторскую трактовку украинской истории. Мне безумно понравилась игра Богдана Ступки. Он гениален! Ступка произвел на меня даже большее впечатление, чем в роли Богдана Хмельницкого в картине «Огнем и мечем». Понравился Никита Джигурда. Хотя мне были непонятны некоторые диалоги и показалось, что недоработан сценарий. Думаю, этот фильм не станет украинским блокбастером. Публика, воспитанная на американских боевиках, к нему еще не готова. И, тем не менее, все гениальное нельзя оценивать через пять минут после просмотра. Должно пройти время, чтобы во всем разобраться».