Події

Отключать злостным неплательщикам отопление, горячую и холодную воду, электричество предлагает киевское территориальное отделение антимонопольного комитета украины

0:00 — 19 листопада 2002 eye 353

Об этом на пресс-конференции официально заявил его глава Николай Лисицкий

Отделение разработало положение о порядке персонифицированного отключения квартир от инженерных сетей за неуплату жилищно-коммунальных услуг. Однако, чтобы реализовать такие намерения, нужно по крайней мере согласие парламента (именно он должен внести поправку в Жилищный кодекс). И требуется еще одно условие -- наличие технической возможности «отрезать» отдельно взятую квартиру от отопления, чтобы при этом не мерзли соседи.

-- Ежегодно мы рассматриваем по нескольку десятков жалоб от киевлян на то, что дома не подключают к теплу, а на дворе ноябрь, -- говорит глава киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Николай Лисицкий. -- В основном жалуются члены жилкооперативов, кондоминиумов и ведомственных домов. Как правило, в таких домах есть четыре-пять злостных неплательщиков с долгами от пяти до 11 тысяч гривен за тепло, горячую воду… Морально ли в такой ситуации государству наказывать поставщиков услуг, потакая тем самым злостным должникам? И как сегодня действовать властям?

Мы имеем такую нормативно-правовую базу, которая позволяет поставщикам отключить конкретного неплательщика, но… только вместе с исправно платящими жильцами, то есть всех сразу, весь дом. Это тоже несправедливо. Хотя на нынешний день законно. Ведь договор на поставку услуг (водоснабжение, отопление) заключается не с владельцем квартиры, а с домом в целом. И у всех жилищных кооперативов, ведомственных, домов коммунальной собственности такие договора подписаны: не станете платить -- не затопим, не подадим воду. В этом варианте «абонент» (целый дом!) -- понятие обезличенное, но в доме живут люди. Как действовать властям в таких случаях? Чью сторону принять, кого защищать?

Постоянно защищая жильцов, поставщиков тогда мы доведем до полного разорения. Если в Киеве в домах коммунальной собственности сами владельцы домов -- управления жилищного хозяйства -- ведут активную борьбу за погашение задолженности через суд (за год до семи тысяч исковых заявлений!) или составляют для неплательщиков графики погашения задолженности, то в жилкооперативах, кондоминиумах «выбивать» долги некому.

Кстати, еще в 1999 году в Киеве была предпринята попытка перейти на индивидуальные договора между поставщиками и собственниками квартир. К распоряжению мэра города были разработаны даже типовые договора, где оговаривались все условия и параметры на подачу воды, тепла. Но пока это распоряжение осталось благим намерением: ни «Киевводоканал», ни «Киевэнерго» его не выполнили по многим причинам.

Николай Лисицкий сообщил также, что киевское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины предложило перейти на тарификацию оплаты за отопление не за квадратный метр жилплощади, а за кубический метр (то есть учитывать высоту потолков в квартирах). А еще изменить порядок оплаты за потребленную воду. Несколько лет назад в столице принято распоряжение использовать в расчетах за водопотребление и водоотведение показания домовых приборов учета воды. Водомерные узлы есть практически во всех подвалах зданий города.

Эксперименты, проведенные ночью, когда люди спят и водой не пользуются, выявили: вода из домов все же течет, а в некоторых зданиях даже довольно сильно. Потому что на кухнях плохо закрыты краны, не держат старые прокладки или не отрегулированы сливные устройства унитазов. Такая мелкая домашняя бесхозяйственность, помноженная на миллионы городских кранов и унитазов, обходится «Киевводоканалу» в огромные ежегодные потери. Если бы в столице повсеместно были установлены квартирные счетчики воды, то не пришлось бы заниматься перерасчетами. А так целесообразно и просто необходимо исчислять оплату за водопотребление и водоотведение с учетом показаний внутридомовых счетчиков воды, то есть выполнить таки распоряжение столичных властей, о котором коммунальщики за несколько лет уже забыли.