Події

За удовольствие побывать в космосе туристы через семь лет будут платить всего 15 тысяч долларов?

0:00 — 19 листопада 2002 eye 209

Американские и российские ученые предлагают проекты, позволяющие развивать космический туризм

После того как коммерческий полет на Международную космическую станцию американской поп-звезды Ланса Басса не состоялся, целесообразность зарождающегося космического туризма в целом оказалась под сомнением. Как известно, американец Деннис Тито и гражданин ЮАР Марк Шаттлуорт заплатили за свои путешествия по 20 миллионов долларов каждый. Басс не сумел вовремя собрать необходимую сумму. Противники космического туризма утверждают, что пока подобное удовольствие обходится слишком дорого.

Глава Росавиакосмоса Юрий Коптев уверяет, что эта программа по-прежнему весьма перспективна. «Мы готовим новый коммерческий полет, у нас есть список претендентов в космические туристы, среди которых и состоятельные россияне», -- подчеркнул он на недавней пресс-конференции. Известно, что Главная медицинская комиссия действительно утвердила 21 сентября список космических туристов, в который вошел 30-летний директор одного из московских строительных холдингов Сергей Полонский.

И все же ученые разных стран пытаются удешевить полеты. По мнению американцев Джея Пенна и Чарльза Линдсея из калифорнийской корпорации «Аэроспейс», их новая система вывода туристов на орбиту позволит сократить расходы на один полет до 15 тысяч долларов! Проект в общих чертах был опубликован в журнале «Нью сайентист».

Американские специалисты предлагают использовать космический корабль, состоящий из двух частей. Ракета-носитель многоразового использования выводит небольшую капсулу с крыльями к границам атмосферы, после чего возвращается на Землю, а капсула с пассажирами «подчаливает» к орбитальной станции. Здесь туристы высаживаются, предыдущая группа садится в капсулу, ее подбирает ракета-носитель и доставляет домой. Пенн и Линдсей подсчитали, что их технология позволит совершать одному кораблю до 9500 полетов в год (используемые сейчас шаттлы выходят на орбиту не более десяти раз за тот же период), проект станет приносить прибыль уже через шесть лет. Американские ученые уверены: им хватит семи лет, чтобы запустить придуманную систему в действие.

Пойти по другому пути предлагают американская компания «Спейс эдвенчер», российская «Суборбитальная корпорация», КБ экспериментального машиностроительного завода им. Мясищева и фирма «Космотур». Они считают, что для начала достаточно коротких полетов на орбиту, подобных тому, что прославил Юрия Гагарина. Никаких станций, никаких стыковок: облетели вокруг Земли, испытали прелести невесомости -- и обратно. Еще в 60-е годы в КБ Мясищева разработали орбитальный самолет «Бор». Его усовершенствованная модификация М-55 станет челноком-носителем, на корпусе которого планируется установить капсулу для пилота и двух пассажиров. Каждый полет будет занимать около часа и обойдется в сто тысяч долларов. Нужны лишь дополнительные инвестиции, чтобы превратить макет космического корабля в настоящую модель. Пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов заявил британской телерадиокомпании Би-би-си, будто на подобные полеты уже продано около 250 билетов!

Идея космического туризма настолько захватила умы ученых, что уже разработан проект частной космической мини-станции, предназначенной исключительно для коммерческого использования. Этой программой занимается корпорация «Миркорп» (США), но разрабатывать космическую турбазу будут российские специалисты, полеты к ней станут осуществлять российские корабли типа «Союз» и «Прогресс». По данным американской газеты «Уолл-стрит джорнал», осуществление этого проекта потребует от 70 до 100 миллионов долларов. «Путевки» туристам предполагается продавать сроком на 20 дней. Президент «Миркорп» Джеффри Мэнбер уверяет, что станция появится на орбите уже в 2004 году!