Світ

Спасая курсанта, не сумевшего раскрыть парашют, погиб его инструктор

0:00 — 21 листопада 2002 eye 1225

Во вторник на аэродроме «Бородянка» во время тренировки парашютистов-любителей произошло несчастье. Спасая курсанта, не сумевшего раскрыть парашют, погиб его инструктор -- 25-летний младший сержант поисково-спасательного взвода военной части А-0281 Василий Мельников.

О случившемся «ФАКТАМ» рассказал очевидец трагедии, рядовой этой же части Олег Сулим. В тот день он вместе с Василием находился на аэродроме, также выполняя обязанности инструктора.

-- Погода была великолепной, настроение -- хорошим. Первые два прыжка 30-летнего курсанта Павла Солоницына, проводимые в сопровождении сразу двух инструкторов, прошли удачно. Очередной прыжок Павел должен был совершать с одним инструктором. Из кабины вертолета, поднявшегося на высоту 4000 метров, Павел вышел одновременно с Васей Мельниковым. По существующим правилам, на высоте 1500 метров Павел должен был самостоятельно, дернув за кольцо, раскрыть парашют. Убедившись, что с подопечным все в порядке, инструктор тоже мог раскрыть купол.

Однако ситуация в небе сложилась иначе. Когда на нужной высоте Павел потянулся к висящему на правом боку вытяжному кольцу основного парашюта, его начало раскручивать в воздухе. То ли ветер был виноват, то ли тело парашютиста приняло неудачное положение по отношению к воздушному потоку -- неизвестно. Но в какой-то момент парень потерял самообладание. Видя, что ситуация требует вмешательства, инструктор, падающий рядом, поспешил курсанту на помощь. «Подойти» именно с правой стороны оказалось сложно -- Павла крутило волчком. Земля приближалась с неумолимой скоростью, и каждая секунда играла против парашютистов. Лишь на высоте 300 метров инструктору удалось приблизиться вплотную к Павлу и рвануть за кольцо. Тут же, почти одновременно с основным, раскрылся и запасной парашют курсанта, автоматически вступающий в действие на 300-метровой высоте. Василий Мельников «ушел» на несколько метров вниз, и… было уже поздно.

Когда 25-летнего сержанта нашли на земле, рядом с ним вытянувшись на стропах, лежала скатанная в трубку змея «запаски». Запасной парашют -- а он у Василия был ручным, а не на автоматике -- просто не успел раскрыться. В тот момент, когда инструктор имел возможность побеспокоиться о себе, до земли оставалось всего 250 метров. Роль сыграли какие-то одна-две секунды. Будь у Мельникова «лишних» 50 метров высоты, он остался бы живым.

-- А почему Василий, раскрыв парашют курсанта, не мог уцепиться за него покрепче и приземлиться вместе с ним?

-- Ему это, наверное, и в голову не пришло. Ведь, по законам инструктажа, тренер должен, оказав помощь курсанту, «уйти» вниз -- чтобы не перехлестнуться раскрывающимися куполами.

-- Но у Павла запасной парашют был на автоматике. Возможно, стоило положиться на технику?

-- Бросить парня в беде, рассчитывая на то, что его «запаска» не подведет? Вася не мог так поступить. Он был очень ответственным, кристально чистым человеком. Поэтому оставался с курсантом до тех пор, пока не убедился, что тот в безопасности. Светлая ему память.

Василия Мельникова похоронят сегодня в Харькове. Там живут его мама и жена. У молодой четы Мельниковых еще не успел закончиться медовый месяц. Свадьбу, после которой Василий уехал на службу в часть, сыграли несколько недель назад.

Ассоциация «ПАРА-СКУФ», занимающаяся тренировкой начинающих парашютистов, и руководство аэромобильной бригады, в которой служил погибший, обратились к министру обороны Украины Владимиру Шкидченко с просьбой представить младшего сержанта Василия Мельникова к правительственной награде посмертно.