Події

В одном из районов киева на доске объявлений до сих пор висит фотография гонгадзе с подписью: «разыскивается пропавший журналист»

0:00 — 22 листопада 2002 eye 400

По данным Генпрокуратуры, за последние 12 лет в Украине были убиты шесть журналистов. Не исключено, что их список пополнит и Михаил Коломиец, чье тело из Белоруссии сегодня в Киев привезла мама. Чтобы похоронить…

Неужели трагическая гибель директора информационного агентства «Украинские новости» Михаила Коломийца, найденного повешенным в лесопосадке в пригороде Минска, -- лишь «очередная» смерть в цепи выдвигаемых следственными органами версий о самоубийствах журналистов? Сами правоохранители считают, что зачастую вокруг подобных дел страсти нагнетаются умышленно. Так ли это? На эту и другие темы -- беседа с сотрудниками Генпрокуратуры, расследующими уголовные дела, связанные с преступлениями против журналистов.

Два участника расстрела Бориса Деревянко до сих пор находятся в розыске

-- Гибель журналиста не во время боевых действий, а в мирные будни всегда вызывает шок, потому что всякий раз есть вероятность того, что его убили за профессиональную деятельность. Назовите, пожалуйста, какие преступления против представителей СМИ расследуются Генпрокуратурой.

-- С 1990 года в Украине было совершено шесть убийств журналистов, -- рассказывает заместитель начальника Управления надзора за расследованиями уголовных дел следователями органов прокуратуры Генпрокуратуры Анатолий Колесник. -- Помимо нашумевших дел Георгия Гонгадзе и Игоря Александрова, это также убийство главного редактора газеты «Вечерняя Одесса» Бориса Деревянко, директора Одесской телекомпании «АМТ» Игоря Бондаря, главного редактора газеты «Слава Севастополя» Владимира Иванова и редактора газеты «Социальная политика» Александра Коваленко. Из этих шести дел два раскрыты: убийство Б. Деревянко и А. Коваленко.

-- Борис Деревянко был расстрелян в августе 1997 года рано утром возле своего дома. В прессе были обнародованы предположения, что это убийство совершено одной из самых жестоких одесских банд того времени по заказу высокопоставленного городского чиновника, который сам впоследствии подвергся покушению со стороны той же группировки…

-- Следственными органами установлено, что это преступление совершил некий Глек, гражданин Молдовы. В момент убийства с ним были еще два человека, до сих пор находящихся в розыске. Официальный мотив -- ограбление. В 1998 году дело было передано в Одесский областной суд, приговоривший убийцу к высшей мере наказания, замененной после отмены смертной казни в Украине пожизненным заключением.

Верховный суд Украины оставил этот приговор в силе, несмотря на то, что общественный обвинитель Юрий Иванов -- известный журналист -- долгое время работавший вместе с Деревянко и выступавший от имени редакции «Вечерней Одессы», направил в высшую судебную инстанцию ходатайство, в котором заявил, что дело об убийстве Бориса Деревянко должным образам не расследовано, а представленные следствием доказательства не дают возможности сделать однозначный вывод о том, кто был посредником, а кто исполнителем. Вскоре Юрий Иванов застрелился из охотничьего ружья на могиле своей матери… По мнению правоохранителей, смерть Иванова -- «обычное» самоубийство, о чем свидетельствует предсмертная записка. Такое ли уж обычное? Не так давно на улице Степной в Одессе был взорван автомобиль у дома, где живет старший следователь Одесской прокуратуры Галина Климович, расследовавшая тогда резонансное уголовное дело известной в городе преступной группировки, по слухам имевшей отношение к убийству Деревянко. В результате взрыва пострадала одна из жительниц дома и работник прокуратуры, прибывший для охраны Г. Климович и сопровождения ее на работу…

Киллеры, расстрелявшие главу Одесского апелляционного суда, «случайно» убили журналиста?

-- Второе раскрытое Генпрокуратурой преступление не было связано с профессиональной деятельностью потерпевшего, -- утверждает А. Колесник. -- В Киеве 9 июля 2001 года в Зализнычное райуправление милиции обратилась жена редактора газеты «Социальная политика» Александра Коваленко с заявлением о его исчезновении. Вскоре в лесном массиве возле села Гуровщина Броварского района Киевской области был обнаружен труп журналиста с огнестрельными ранениями. Следствием было установлено, что Коваленко во время ссоры застрелил его же коллега, бывший журналист Усенко. Суд приговорил Усенко к 10 годам лишения свободы. Как видите, нельзя однозначно утверждать, что убийства журналистов обязательно напрямую связаны с их профессиональной деятельностью.

-- В мае 1999 года прямо в машине был расстрелян директор Одесской телекомпании «АМТ» Игорь Бондарь…

-- Это случилось в селе Черногорка Овидиопольского района Одесской области. Неизвестные из автомата Калашникова и пистолета Макарова изрешетили «Тойоту», в которой находились Игорь Бондарь и председатель Одесского областного арбитражного суда Борис Вихров. Как было установлено, покушение планировалось именно на судью.

-- Есть ли какие-нибудь сдвиги в деле Александрова -- после того как Верховный суд отправил его на дополнительное расследование в Донецкую облпрокуратуру? Ведь несмотря на смерть самого знаменитого бомжа в Украине Юрия Вередюка, якобы перепутавшего журналиста с «заказанным» адвокатом, дело не было закрыто…

-- И закрывать его мы пока не собираемся. До сих пор разыскивается заказчик.

-- Его фотографии расклеены на досках объявлений «Внимание, розыск!»?

-- И это тоже.

-- Совсем недавно на такой же доске в одном из районов Киева я видела фотографию Георгия Гонгадзе с надписью: «Разыскивается пропавший журналист!» Но если по делу Гонгадзе все-таки периодически возникают новые версии, то о судьбе уголовного дела по факту смерти старшего редактора уже не существующей сегодня студии «Гарт» Вадима Бойко, взорвавшегося в собственной квартире в Киеве в феврале 1992 года, давным-давно молчат…

-- По этому делу проведены проверки и экспертиза. Установлено, что смерть Бойко наступила в результате неосторожного обращения с канистрой бензина. Это был как раз период дефицита топлива в стране, люди запасались горючим. У Вадима Бойко в квартире тоже был запас. Из-за несчастного случая прогремел взрыв, и Бойко умер от полученных ожогов тела и верхних дыхательных путей. (Проводившие собственное расследования этой трагедии журналисты со ссылкой на очевидцев писали о том, что в квартире Бойко после взрыва явственно чувствовался запах напалма. -- Авт).

Еще два дела были возбуждены прокуратурой с целью установить путем экспертиз, что журналисты покончили с собой: по факту смерти луганского собкора газеты «Киевские ведомости» Петра Шевченко и директора информационно-аналитического отдела телекомпании СТБ Мирославы Амехиной (больше известной под псевдонимом Марьяна Черная). По этим делам проведено расследование и установлено, что причастных к их смерти нет. Петра Шевченко нашли повешенным в заброшенной котельной 13 марта 1997 года по улице Кадетский Гай в Киеве, недалеко от Лысой горы. Марьяна Черная повесилась в собственной квартире 24 июня 1999 года. Они оставили предсмертные записки, из которых явственно следует, что они сами приняли решение уйти из жизни.

-- То есть уголовные дела по факту смерти Вадима Бойко, Петра Шевченко и Марьяны Черной закрыты?

-- Да. После проведения экспертиз, в том числе почерковедческих и судебно-медицинских.

-- Коллеги Петра Шевченко сомневаются в том, что он добровольно ушел из жизни.

-- Если человека пытаются повесить, он отбивается, и на теле остаются следы. В данном случае никаких признаков борьбы не обнаружено, равно как и последствий какого-либо наркотика или газа.

Случается, что журналистов бьют «просто так»

За последние два года областными прокуратурами было возбуждено более 130 уголовных дел, связанных с преступлениями против журналистов.

-- Следует уточнить, что подавляющее большинство этих преступлений нельзя связывать непосредственно с журналистской деятельностью пострадавших, -- заявил заместитель начальника отдела надзора за соблюдением законов органами внутренних дел при производстве досудебного следствия Генпрокуратуры Сергей Скрипниченко. -- Например, около 50 уголовных дел из этого списка связаны с кражами личного имущества журналистов, более 30 -- это грабежи, из-за хулиганских действий по отношению к представителям СМИ возбуждено более 20 уголовных дел, около 10 -- разбойные нападения на ваших коллег. Среди этого перечня следует упомянуть также ДТП, уничтожение и повреждение имущества, причинение телесных повреждений, кражи имущества из редакций. Около 60 таких уголовных дел уже переданы в суды, где вынесены в основном обвинительные приговоры.

P. S. А в Крыму, похоже, осваивают новые подходы во взаимоотношениях с прессой -- с подачи Евпаторийского УБОП задержан главный редактор «Евпаторийской недели» Владимир Лутьев по подозрению в заказе на убийство депутата крымского парламента Николая Котляревского. Журналист считает обвинения местью за критические публикации.