Чтобы в стране заработал принцип «одного окна», нужно принять соответствующий закон
Каждый, кто пытался заняться собственным бизнесом, знает, каких усилий стоит зарегистрировать новое предприятие. Бумаги, очереди, споры, поездки по инстанциям в дальние уголки города, опять бумаги, очереди Нередко попытка создать свое дело на этом этапе и заканчивается. И всем ясно, что процесс регистрации фирмы нужно упрощать. Только вот как? О возможных изменениях «ФАКТАМ» рассказал заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины Владимир Росоловский.
-- Владимир Николаевич, почему именно налоговая служба хочет упростить регистрацию предприятий?
-- Что в этом удивительного? Мы заинтересованы в развитии предпринимательства в нашей стране: чем больше у нас будет предприятий и бизнесменов, тем больше налоговых отчислений получит бюджет. К тому же необходимость упростить процедуру регистрации назрела уже давно. Ведь сейчас начинающему предпринимателю приходится выяснять все нюансы регистрации предприятия самостоятельно: искать и изучать нужные законы, постановления, составлять учредительные документы. Кроме того, им приходится часами простаивать в очередях в разные инстанции.
-- Но ведь существуют коммерческие фирмы, которые за определенную плату (от 500 долларов и выше) быстро и без особых хлопот зарегистрируют любое предприятие.
-- А если у человека нет такой суммы? Я вообще не понимаю, почему он должен тратить на это деньги, вместо того, чтобы закупить на них необходимые для начала деятельности оборудование, мебель, канцтовары . Мне кажется, что именно государство (а не коммерческие фирмы) обязаны создавать благоприятные условия для регистрации предприятий. Причем в данном случае речь идет не о крупных фирмах, владельцы которых вполне способны оплатить услуги профессионального юриста. Мы говорим о малом и среднем бизнесе, об обычных людях, которые хотят открыть свое дело, но не знают как
Тем более что каждый предприниматель в начале своего пути обязательно посещает налоговую инспекцию (как того требует наше законодательство). Поэтому-то мы и предложили создать простую, четкую и быструю процедуру регистрации, чтобы визит в налоговую службу стал для предпринимателя единственным. По принципу «одного окна». Но для внедрения такой процедуры нужно принять соответствующий закон, причем обязательно прямого действия, под который не нужно писать дополнительные разъяснения.
-- Насколько я знаю, такой законопроект был разработан.
-- Даже два. Но эти проекты пока не учитывают многих практических моментов.
-- В чем состоит основная идея упрощения регистрации предприятий?
-- В создании единого органа регистрации. От начинающего предпринимателя потребуется только прийти с минимальным пакетом документов, а все формальности смогут решить специалисты этой службы. Причем первым шагом должна стать бесплатная юридическая консультация.
-- Кто сможет давать такие консультации?
-- Специальная юридическая консультационная служба при органе регистрации.
-- И какие консультации можно будет в ней получить?
-- Любые, касающиеся создания предприятия. Ведь неподготовленный человек не знает даже основ предпринимательства. Например, чем отличается общество с ограниченной ответственностью от закрытого акционерного общества или частного предприятия. Поэтому юрист расскажет будущему бизнесмену, какие виды предприятий у нас в стране вообще можно создать, какие предъявляются требования к уставам и уставным фондам, какие права и возможности дает тот или иной вид собственности фирмы.
Кроме того, существует множество нюансов налогообложения предприятия. Не секрет, что каждый предприниматель хочет минимизировать свои расходы. И если человек желает, чтобы его предприятие работало по упрощенной схеме налогообложения (например, на едином налоге), юрист объяснит ему, при каких условиях он сможет на нее перейти. Если планируемая деятельность подлежит лицензированию, то специалист службы обязан разъяснить ему механизм получения и продления лицензии.
В общем мы хотим, чтобы человек, который обратится в эту юридическую службу, получил наиболее полную информацию не только о том, как нужно регистрировать предприятие, но и о том, как вести бизнес. Это и есть первая ступень организации предприятия. После этого консультанты подготовят пакет учредительных документов (правда, уже на платной основе).
-- Сколько же это будет стоить?
-- Намного дешевле, чем у частных фирм.
-- Документы подготовлены. Что дальше?
-- Затем предприниматель предоставляет их в службу регистрации. Причем человеку нужно будет прийти туда дважды: первый раз -- чтобы принести подготовленный пакет документов и заполнить бланк заявления, второй -- чтобы получить готовые регистрационные документы. Никаких дополнительных походов по другим ведомствам от него не потребуется.
Работник службы посмотрит, что все необходимые документы у предпринимателя есть, примет их под роспись, выдаст корешок квитанции и скажет, когда ему нужно прийти за регистрационным свидетельством. Более того, мы рассматриваем возможность высылать документ о регистрации заказным письмом по указанному адресу.
-- Сомневаюсь, что удастся сдать документы за один визит. То какой-то справки не окажется, то какой-нибудь бланк будет заполнен неправильно
-- Чтобы этого не было, мы предполагаем ввести персональную ответственность юристов, которые консультируют предпринимателя и составляют учредительные документы.
-- Будете штрафовать за неправильную консультацию?
-- Получив неполную или неправильную консультацию, предприниматель потратит свое время и время работника органа регистрации. Юрист, виновный в такой ситуации, должен быть наказан.
-- Допустим, подать заявку предприниматель сможет за одно посещение. Но ведь фирму нужно ставить на учет в Госкомстате, Пенсионном фонде
-- Орган регистрации возьмет на себя ВСЕ обязательства по регистрации этого предприятия не только в налоговом реестре, но и во всех других инстанциях. Он передаст сведения о новом предприятии для постановки его на учет в Государственном комитете статистики и Пенсионном фонде, закажет штампы и печати и подготовит документы для открытия счета в банке. И напоследок служба регистрации, исходя из организационной формы предприятия, составит таблицу будущих расходов и перечень законов, которыми эта фирма должна руководствоваться в своей деятельности. Кроме того, к пакету документов будут прилагаться бланки разных деклараций и рекомендации по их заполнению.
Но и это еще не все. Организационно-разъяснительное управление, существующее при налоговой службе, пригласит предпринимателя на однодневный бесплатный семинар, где ему расскажут о том, как правильно вести учет и составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность. Это поможет начинающим бизнесменам избежать в дальнейшем неприятностей с неправильным начислением и уплатой налогов.
-- В общих чертах ясно Но почему вы считаете, что такой орган следует создать именно при налоговой службе?
-- А какое еще ведомство сможет в кратчайшие сроки и с минимальными затратами создать подобный орган? Для того чтобы регистрировать предприятия, нужна разветвленная и технически оснащенная сеть, которая сможет оперативно обмениваться информацией с другими инстанциями. Ведь сейчас в процессе регистрации предприятия участвуют 24(!) службы и ведомства. Налоговая служба обладает необходимыми ресурсами, и мы готовы взять на себя всю систему затрат по созданию такого единого органа регистрации.
-- Кстати, поговаривают о том, что во время регистрации предприятия налоговая служба станет проверять их будущих владельцев
-- Эти проверки будут носить исключительно формальный, а не личностный характер. Мы предлагаем проверять самые элементарные вещи. К примеру, что человек, на которого будет регистрироваться фирма, действительно, существует, что он трудоспособен. Ведь сейчас большинство фиктивных фирм открывается на паспорта умерших людей, бомжей. Эти предприятия участвуют в преступных схемах, мошенничают, берут кредиты в банках и не возвращают их.
Более того, я думаю, что человеку нельзя разрешать открывать фирму, если на нем числится обанкротившееся или недействующее предприятие. Он должен официально закрыть все предыдущие фирмы: рассчитаться с кредиторами, дать объявление о ликвидации, создать ликвидационную комиссию, закрыть счета в банках, сдать печати, снять фирму с регистрации и только тогда регистрировать новое предприятие.
Известен случай, когда человек являлся владельцем 11 предприятий, пять из которых имели огромные долги перед бюджетом, четыре были признаны банкротом. Предварительные проверки позволят предотвратить возможные мошенничества и сделать предпринимательство в нашей стране менее рискованным.
Сейчас в Украине числится 800 тысяч предприятий. Из них 200 тысяч -- это «брошенные» фирмы, которые никогда уже не возобновят свою деятельность.