Леонид Кучма обратился к соотечественникам с заявлением. «ФАКТЫ» полностью публикуют выступление главы государства:
«События последних дней вызывают у меня смешанные чувства: и надежду, и горечь, и даже тревогу.
Вы знаете, что в последние дни Верховная Рада наконец-то фактически создала большинство. Это позволит парламенту начать практическую работу. От митингования и создания следственных комиссий Верховная Рада наконец перейдет к принятию законов. Это большой шаг вперед. Я надеюсь, что в ближайшее время большинство будет сформировано окончательно.
В это же время группа народных депутатов непримиримой оппозиции отказывается исполнять свои прямые обязанности законодателей. Вместо этого они стремятся создать в стране атмосферу политического кризиса. Этим людям следовало бы задуматься: предпочитают ли они исполнять обязанности, возложенные на них 50-миллионным народом Украины на выборах, или требования участников митингов, которые собрали по всей Украине около 50 тысяч людей?
Я уважаю право сограждан, которые вышли на митинги. Не могу не признать: они имеют реальные причины для недовольства и вполне естественно, что возлагают ответственность за все непорядки в стране на власть. Но одно дело -- выразить свое недовольство, и совсем другое -- требовать насильственной смены власти и общественной системы. Подчеркиваю, насильственной.
Вспомните, как группа депутатов сначала ворвалась на Государственное телевидение, потом -- в здание президентской администрации. Вспомните саботаж в Верховной Раде, который стремились устроить эти депутаты. И первые «результаты» в кавычках их работы уже имеем: в четверг, 26 сентября, среди множества законов, которые были провалены -- закон о льготах для семей, в которых проживает двое и более инвалидов. Выплата государственной помощи им теперь задержится на несколько недель, а может, и месяцев. Не принят также закон о противодействии отмыванию грязных денег, отсутствие которого создает Украине негативный имидж в мире и может спровоцировать соответствующие санкции международных организаций. Возможно, именно к этому и стремятся организаторы парламентского саботажа 26 сентября?
Характерная черта: под одним знаменем объединились те политические силы, которые никогда не были вместе. Коммунисты -- с националистами, радикалы -- с теми, кто всегда отстаивал умеренность в политике, борцы с коррупцией -- с лицами, в отношении которых возбуждены уголовные дела именно по коррупционным статьям.
Непримиримые требуют, чтобы я подал в отставку. Категорически заявляю: я этого не сделаю. Не сделаю потому, что я -- избранный народом глава государства и чувствую всю полноту ответственности за то, что происходит в стране. Эти люди требуют для себя права перекрывать улицы. Права не уважать и оскорблять милиционеров. Права врываться в помещения под тем предлогом, что, дескать, депутату все позволено. Их цель -- революция. Но Украине революция не нужна. За последние десять лет мы прошли нелегкий путь и сумели, в отличие от большинства стран бывшего Советского Союза, избежать кровопролития, гражданской войны и танков на улицах городов. Теперь Украине нужна здоровая экономика и общественное взаимопонимание. Долгое время мы скатывались на дно экономического кризиса. Сегодня идет экономический рост. Мы пережили гиперинфляцию -- сейчас гривна стабильна, как никогда. У нас есть все основания перейти от решения экономических проблем к решению социальных. Но это невозможно сделать без плодотворной работы Верховной Рады.
Такая работа началась. Я уверен, что депутаты сумеют ее продолжить. И потому я снова обращаюсь к радикалам: опомнитесь. Вы можете вернуться в парламент и там доказать свою правоту -- если докажете. Или вы можете, опираясь на несколько тысяч своих приверженцев, еще раз вывести людей на площадь. Выбор за вами.
Гражданам Украины митинги 16 и 24 сентября продемонстрировали: переворот в нашей стране не пройдет. Десятки тысяч граждан вышли на митинги, выразили свое недовольство. Но -- в отличие от депутатов -- не спровоцировали ни одного побоища, ни одного серьезного инцидента.
Заявляю со всей ответственностью: я сам никогда не пойду на нарушение закона. Но и никому другому не позволю нарушать закон и провоцировать применение неправомерных силовых способов при решении политических вопросов».