Культура та мистецтво

Марина цветаева: «я не хочу умереть. Я хочу не быть… »

0:00 — 8 жовтня 2002 eye 3449

Исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося русского поэта XX века

О Марине Цветаевой язык не поворачивается сказать -- поэтесса. Она -- Поэт. Пастернак, Мандельштам, Цветаева, Ахматова. Четыре поэта, определившие развитие русской поэзии XX века. Трагического для России века. На имя, на творческое наследие Марины Цветаевой долгие десятилетия было наложено табу. Полное полувековое молчание. Немногие любители поэзии по крохам собирали ее стихи в редких поэтических сборниках переводов зарубежных поэтов. Впервые ее имя прозвучало в полную мощь в вышедших в 1971 году «Воспоминаниях» Анастасии Цветаевой, сестры поэта.

Несколько фактов из жизни Марины Цветаевой

1. Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве в семье профессора Московского университета, основателя Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн.

По воспоминаниям Марины, читать она научилась в четыре года, писать стихи начала в семь лет, первый ее поэтический сборник, «Вечерний альбом», вышел, когда ей только исполнилось восемнадцать. Четыре года назад она потеряла мать, очень одаренную, талантливую пианистку с «измученной душой», умершую в 38 лет от туберкулеза. Одиночество с такого юного возраста усугубило трагический склад натуры Марины.

Училась Марина неровно, часто меняла гимназии, не любила ни в чем принуждения, увлекалась языками, немецким и французским, изучила их в совершенстве, что потом очень пригодилось, когда пришлось зарабатывать на жизнь переводами.

2. В декабре 1909 года Марине сделал предложение ученик отца, Владимир Оттонович Нилендер, филолог, поэт, близкий к московскому кружку символистов. Марина не смогла разобраться в своих чувствах и отказала ему. Все это внесло разлад в душу, она долго не могла прийти в себя.

Летом Марина с сестрой Асей уезжают в Германию, в маленький городок Вайсер Хирш под Дрезденом, где живут в семье пастора, в то время как Иван Владимирович Цветаев работает в хранилищах Берлина и Дрездена, собирая материалы для своего будущего музея на Волхонке.

После возвращения из Германии Марина начала свой последний учебный год в седьмом классе в знаменитой тогда гимназии М. Г. Брюхоненко. Ее одноклассница Т. Астапова вспоминала: «Это была ученица совсем особого склада. Не шла к ней ни гимназическая форма, ни тесная школьная парта… Из ее внешнего облика мне особенно запечатлелся нежный, «жемчужный», цвет лица, взгляд близоруких глаз с золотистым отблеском сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы мягко ложатся вокруг головы и округлых щек. Но, пожалуй, самым характерным для нее были движения, походка -- легкая, неслышная. Она как-то внезапно, вдруг, появится перед вами, скажет несколько слов и снова исчезнет. Она неизменно читала или что-то писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе… »

3. В октябре 1910 года вышел первый сборник Цветаевой «Вечерний альбом», и она послала его на отзыв Валерию Брюсову. Брюсов откликнулся на книгу в печати: «Стихи Марины Цветаевой… всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого. Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны бы посторонние… » Довольно пренебрежительный, хотя и справедливый отзыв сыграл обратную роль: он утвердил в Цветаевой уверенность в том, что ее долг -- оставаться самой собой, быть предельно искренней. Потом она скажет: «Единственная обязанность на земле человека -- правда всего существа».

В ноябре Марина послала «Вечерний альбом» в издательство «Мусагет», а в декабре, на очередном собрании «Мусагета», подарила свой сборник Максимилиану Волошину. Это положило начало их горячей дружбе.

4. 5 мая 1911 -- знаменательная дата в жизни Марины Цветаевой. В этот день она приехала в Коктебель, в дом Волошина, где гостил Сергей Эфрон. Эта встреча определила всю дальнейшую жизнь обоих. Любовь с первого взгляда. 27 января 1912 года Марина Цветаева и Сергей Эфрон обвенчались. Марина взяла фамилию мужа, которой первое время и подписывалась. В феврале почти одновременно вышли два сборника -- «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой и «Детство» Сергея Эфрона. 29 февраля новобрачные уехали в свадебное путешествие: Италия, Франция, Германия. 5 (18) сентября у Цветаевой родилась дочь Ариадна.

5. 1917 год. На Февральскую революцию Марина откликнулась стихами: «Пал без славы Орел двуглавый. -- Царь! -- Вы были не правы». 13 апреля у Эфронов родилась дочь Ирина. После Октябрьского переворота, который Цветаева считала непоправимой катастрофой, она приезжает в Москву и чудом застает там мужа. В январе 1918 года Сергей уезжает в Ростов, где вступает в Добровольческую армию. 18 января -- дата последней встречи Цветаевой с Эфроном перед более чем четырехлетней разлукой. В стране свирепствовали голод, холод, разруха. Цветаевой пришлось отправить дочерей, Алю и Ирину, в Кунцевский приют. Когда Аля тяжело заболела, Цветаевой забрала ее из приюта. Всю жизнь потом она испытывала угрызения совести, что не могла забрать обеих, пришлось «сделать выбор». 15 февраля 1920 года Ирина умерла…

Все эти годы Марина не знала, где находится ее муж, появились даже слухи о его гибели. Только 14 июля 1921 года ей сообщили, что Сергей находится в Константинополе, собирается в Чехию. Потом его след опять затерялся… И наконец -- весть из Берлина: Сергей в Праге, заканчивает университет. Цветаева тут же начинает добиваться разрешения уехать к мужу. Получив его, они с Алей упаковали свой нехитрый багаж -- «сундучок с рукописями, чемодан, портплед, все -- плюс еще плетеная корзина с «хозяйством». Книги, и немало, Марина раздарила. Перед отъездом Марина написала поэму «Переулочки» -- прощание с Москвой. 15 мая 1922 года Марина Цветаева с Алей сошли на вокзале Берлин-Шарлоттенбург. Пока Сергей Яковлевич задерживался в Праге, Марине Ивановне очень помог Илья Эренбург.

7 июня 1922 года состоялась встреча после долгой разлуки. Эту встречу много лет спустя описала Ариадна Эфрон: пустынная площадь, солнечный свет, одинокая высокая фигура бежавшего к ним мужчины… Встреча с Сергеем резко изменила жизнь Марины. Утихала боль от пережитого, потерь, Цветаева «вновь обрела свободу чувств, свой тайный жар». Сергей Эфрон -- главный человек в ее жизни, жизнетворный «фон», без которого ее существование становилось бессмысленным. «Наша встреча -- чудо… Только при нем я могу жить, как живу -- совершенно свободная», -- писала она еще в 1914 году. И Цветаева с мужем и дочерью уезжает в Чехию, где прожила с августа 1922 года по октябрь 1925 года. В Праге почти не бывала, жила в деревнях, в страшной нищете. Новый взлет творчества: целый поток лирических стихотворений, поэма-сказка «Молодец», «Конец Казановы», «Версты», «Царь-Девица», «Ремесло» «Психея», трагедия «Тезей», «Поэма Горы».

1 февраля 1925 года у Цветаевой и Эфрона родился такой желанный сын, Георгий (Мур), а 1 ноября семья Цветаевой уехала во Францию. В Париже жили очень мало, в основном -- в парижских пригородах, по причине все той же бедности. В январе-феврале 1928 года вышла последняя прижизненная книга Цветаевой «После России».

6. Трагическую роль в жизни Цветаевой сыграл отъезд в 1938 году сначала Ариадны, а затем и мужа в Россию. Дело в том, что Сергей Яковлевич, состоявший членом «Союза за возвращение на Родину», оказался замешанным в политическом убийстве агента НКВД Игнатия Рейсса и срочно бежал, не предупредив Марину, из Франции. И хотя роль Эфрона в этой «акции» до сих пор не совсем ясна, все французские газеты поместили страшные обвинения в его адрес. Ничего не знавшую о политических связях мужа Марину тут же вызвали для дачи показаний в полицейский участок. В невиновности Эфрона Марина Цветаева была уверена: «Его доверие могло быть обманутым, -- сказала он в полиции о муже, -- мое доверие к нему непоколебимо». Оставаться в Париже Цветаева больше не могла. Прошение о возвращении в Россию, которого Эфрон не мог от нее добиться долгие семь лет, о возвращению в Россию, она подала сразу после отъезда мужа.

7. 12 июня 1939 года Марина Цветаева с Муром вернулась в Россию, в Москву. За долгие месяцы разлуки с близкими Цветаева прошла мученический путь эмигрантского осуждения и отторжения. Муж скомпрометировал ее в глазах всего русского Парижа. Но… Семья опять вместе, и Марина успокаивается, занимается переводами, пишет стихи. Живут сначала в Болшеве, затем в Голицино. Цветаева никогда не заблуждалась относительно того, что ждет ее в России, но действительность оказалась еще страшнее. 27 августа была арестована Ариадна Эфрон, обвиняемая в шпионской деятельности, а 10 октября -- Сергей Эфрон. Ни мужа, ни дочь Марина Цветаева больше никогда не увидела.

8. С арестом родных Марина Ивановна осталась без всяких средств к существованию, теперь ей нужно было зарабатывать и на передачи в тюрьму -- Сергею Яковлевичу и Але. Цветаева передавала их еженедельно, ибо только в момент передачи можно было узнать: живы. Занимается переводами, готовит к изданию сборник стихотворений (книга была «зарезана2 «Гослитиздатом»). Впервые встречается с Анной Ахматовой (в последний раз они увидятся уже в эвакуации, за несколько дней до гибели Цветаевой). 23 декабря 1940 года Марина Цветаева отравила на имя наркома внутренних дел Берии письмо, аналогичное -- на имя Сталина. Бесполезно… Только 6 июля 1941 года Верховная сессия военной коллегии Верховного суда СССР в закрытом судебном заседании рассмотрит дело по обвинению Сергея Эфрона. Заключение: обвиняемый участвовал в белогвардейской организации «Евразия», которая ставила своей задачей объединить вокруг себя все антисоветские элементы, находившиеся за границей и в СССР, свергнуть существующий строй. Последнее слово Эфрона (протокол судебного заседания): «Я не был шпионом. Я был честным агентом советской разведки. Начиная с 1931 года вся моя деятельность была направлена в пользу Советского Союза… » Приговор: высшая мера наказания. 16 октября 1941 года Эфрона расстреляли.

9. Война застала Марину Цветаеву в Москве. 8 августа с группой советских писателей Цветаева с сыном уехала на пароходе «Чувашская республика» в Елабугу. В этом маленьком городке они поселились в избе Бродельниковых, в горенке за занавеской. Сын Цветаевой Георгий записал в дневнике, что работы для матери нет, кроме места переводчицы с немецкого в НКВД. Эта запись впоследствии послужила поводом к слухам, что Цветаеву пытались «завербовать» «органы». Сохранилась записка Цветаевой»: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда». Места она не получила (столовая открылась лишь в октябре) и 31 августа 1941 года, когда дома никого не было, Марина Ивановна Цветаева покончила с собой, повесившись в сенях избы.

На сегодня существует три главные версии причин самоубийства Марины Цветаевой. По первой, которую приняла Анастасия Цветаева, Марина ушла из жизни, спасая, или, по крайней мере облегчая жизнь своего сына. «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але -- если увидишь -- что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». (Георгий Эфрон был призван в армию и пропал без вести в 1943 году). По другой версии, к уходу из жизни Цветаева была внутренне давно готова, о чем свидетельствует множество ее стихов и дневниковые записи. «Я не хочу умереть. Я хочу не быть… » В последние годы появилась и третья версия, в ней роковая роль отводится елабужским органам НКВД.

Похоронили Марину Цветаеву 2 сентября на елабужском кладбище в казенном гробу. В свидетельстве о смерти, выданном сыну Цветаевой, в графе «род занятий умершей», было написано «эвакуированная». Могила ее утеряна. В 1960 году Анастасия Цветаева установила на месте, где, по предположениям, могла быть похоронена Марина Цветаева, крест. А спустя 10 лет, в 1970 году, Союз писателей Татарии поставил на этом месте памятник, однако до сих пор никто с уверенностью не может сказать, что Цветаева похоронена именно здесь.

Материал подготовила Томила КОНОНОВА, «ФАКТЫ».