Події

«кому суждено погибнуть от пули, тот не утонет. А моя пуля еще не отлита»

0:00 — 12 жовтня 2002 eye 620

Заплыв далеко в море, Алексей Лыков до слез напугал жену Наталью. Через день его, водителя Госслужбы охраны, на боевом дежурстве в Херсоне убил вооруженный грабитель. Спустя три недели банда из России, промышлявшая разбоем на украинских курортах, была обезврежена

Если бы Алексей дожил до сегодняшнего дня, они с Наташей сейчас отмечали бы небольшой семейный юбилей -- шесть лет со дня свадьбы. «365 умножить на 6, сколько будет? «-- с утра весело обзванивал бы друзей Леша, приглашая на торжество.

Их семейная жизнь началась с курьеза: возвращаясь из загса, свадебный кортеж столкнулся с грузовиком. Когда выяснилось, что никто серьезно не пострадал, жених -- профессиональный водитель -- подхватил на руки пассажирку в подвенечном платье и шепнул ей на ушко: «Запомни! Ездить безопасно только со мной!»

-- Ближайшие сто лет ни с кем другим! -- отшутилась невеста.

Они собирались жить долго, но судьба приготовила для Лыковых иной сценарий…

«Случайно оказавшись рядом с магазином, который грабят, Леша обратил в бегство троих вооруженных преступников»

-- Ордена не надо заслуживать, нужно просто вовремя оказаться там, где их выдают, -- любил шутить 30-летний водитель Госслужбы охраны при Херсонском городском отделе УМВД Украины в Херсонской области Алексей Лыков. И ему выпал случай оказаться именно в таком месте.

-- Накануне своего последнего рокового дежурства, -- вспоминает Наташа, вдова Алексея, -- муж неожиданно предложил: мол, давай съездим на два денька на море!

Прихватив палатку, Лыковы убежали из расплавленного жарой города. Вот они сидят за столиком пляжного кафе, а вот дурачатся на белой полосе морской пены, вот Лешка смеется, обняв жену за обгоревшие плечи. На каждой из фотографий написано: «За день до гибели». Судьба любит вот так, врасплох.

-- Вечером 20 июля, в субботу, мы простились, -- рассказывает Наташа. -- В воскресенье утром Леша заступал на сутки на смену, а я осталась еще денек позагорать.

Когда Наталья вернулась с моря, муж еще был на работе. Около шести вечера она распаковывала вещи, а он в это время с экипажем группы задержания выехал на проверку квартиры, где сработала охранная сигнализация. Леша остался ждать ребят в машине. Пока коллеги отрабатывали вызов, Лыков решил купить пачку сигарет. Магазин был рядом, в этом же доме, но оказался закрыт. «Обычно тут работают в такое время», -- подумал прапорщик и постучал в дверь черного хода. На пороге появился перепуганный грузчик, он явно хотел что-то сказать, но дверь неожиданно захлопнулась. «Э-э, да здесь что-то происходит», -- догадался Алексей и направился к парадному, ведущему в магазин. Для этого нужно было обогнуть дом с торца. В следующую минуту он увидел троих убегающих мужчин. На ходу расстегивая кобуру, Лыков бросился вдогонку. Но достать оружие он не успел: первая пуля пробила кисть руки, а вторая убила Алексея.

-- Весь вечер я ждала Лешиного звонка, -- вспоминает Наташа. -- Телефон молчал. Зная за собой способность беспричинно нагнетать беспокойство, сходила к соседям, чтобы развеяться. И все время повторяла слова мужа, которые в нашем доме звучали постоянно: «Ну что грозит водителю?» На помощь группе захвата он может прийти в самом крайнем случае. Такое бывает редко. Сама позвонить Алексею тоже не могла -- он постоянно на выезде. А когда, наконец, телефон отозвался, но кто-то на том конце провода бросил трубку, уже места себе не находила. Вскоре позвонили в дверь, послышался разговор двух мужчин: «Неужели нет дома? Ведь только что брала трубку». Я притаилась и сказала себе: «Нет, не открою. Не впущу беду!» Уже не сомневалась: случилось что-то страшное.

«На след преступников вывела… жареная курица»

Преступники, стрелявшие в сотрудника милиции, несколько часов наблюдали за приглянувшимся им магазином: расположившись во дворе соседнего детского сада, они обедали, под видом обычных покупателей ходили «в разведку», долго присматривались, прежде чем ворваться и напасть. Лыков появился в самый неподходящий момент, сорвав грабителям все планы.

-- С первой минуты стало ясно: Алексея убили «гастролеры», -- рассказывает генерал-майор Анатолий Науменко, начальник управления МВД Украины в Херсонской области. -- Они «работали» без масок, оставили множество отпечатков пальцев. «Свои» поостереглись бы вести себя столь нагло. Поэтому сразу было принято решение искать следы налетчиков в гостиницах Херсона. И это дало результат: в одной обнаружили черный хлеб и объедки жареной курицы -- точь-в-точь такие, какие остались на территории детсада. Подвергшиеся ограблению в магазине и обслуживающий персонал гостиницы описывали одних и тех же троих мужчин. Параллельно опрашивались продавцы всех точек, торговавших курами-гриль. Общими усилиями удалось по горячим следам составить фотороботы преступников, ведь многие хорошо запомнили их лица. Кроме того, теперь была известна фамилия одного из «гастролеров», который регистрировался в гостинице.

-- Несколько городских типографий работали на нас днем и ночью, -- восстанавливает картину событий начальник горотдела милиции Херсона Валерий Литвин. -- В области не осталось ни одного населенного пункта, где бы не появились листовки с изображением бандитов, -- они висели буквально на каждом столбе. И люди сразу же принялись звонить: «Видим похожих, срочно выезжайте!» Три рабочие группы каждый день отрабатывали по 60--80 телефонных звонков. Мы отдавали себе отчет: преступники будут стрелять, поэтому сначала выезжали разведчики. И когда они подтверждали: «Да, очень похожи», следом отправлялось спецподразделение. Задержание вслепую -- дело рискованное: сначала кладешь человека лицом на асфальт, а потом извиняешься и отпускаешь. Но никто ни разу не возмутился. Люди понимали: ловят опасных преступников, жертвой которых завтра может стать каждый.

В штаб по раскрытию преступления на следующий день после ЧП позвонил человек и рассказал:

-- Я вчера ехал в маршрутке из Херсона в сторону Гопри, и трое мужчин разговаривали о каких-то пулях. Один из них сказал: «Я ранил мента».

Правоохранители и сами понимали: убийцы Лыкова из областного центра ушли.

А еще через день очередной звонивший сообщил, что в фотороботе налетчика он опознал жителя Смоленска Андрея Иванова, вместе с которым воевал в Чечне (интервью с мужчиной, предоставившим эту информацию, «ФАКТЫ» опубликовали 5 октября). Так сыщики узнали, что имеют дело с профессиональным снайпером. За неделю правоохранителям пришлось отработать тысячи телефонных сигналов, каждый из которых мог оказаться той ниточкой, которая выведет на преступников.

Тем временем в Киев отправили обнаруженные на месте расстрела Лыкова пули, проверили их в базе данных -- оказалось, ни одно преступление в Украине с применением этого оружия не совершалось. Зато смоленский след показал, что засветившийся пистолет «в ответе» за дорожное убийство семьи белорусских предпринимателей, из него также убит тамошний таксист. Херсонские сыщики отправились в Россию, а в Херсон прибыла группа сотрудников милицейского главка из Москвы.

-- Кстати, российские коллеги были удивлены нашей оперативностью, -- говорит Анатолий Науменко. -- За два дня мы проверили по своей базе и пальчики, и пули. В Украине давно созданы отличные оперативные учеты, что просто-таки изумило гостей.

«Меня утешает только то, что убийца моего мужа застрелился из того же пистолета, из которого убил Алексея»

Все города, села и даже маленькие хуторки Херсонщины оказались закрыты для бандитов: куда бы криминальная троица ни сунулась, везде натыкалась на ориентировки, в которых узнавала себя. Словно затравленные волки бродили россияне по лесам, посадкам и кукурузным полям, питаясь подножным кормом -- в основном арбузами. Продвигаясь от Херсона к морю, Иванов с дружками вышли к Геническу, а потом оказались в Крыму. Здесь листовок с их портретами не было. Воспользовавшись этим, бандиты попытались сесть в Красноперекопске на поезд, но милиционер, дежуривший на железнодорожном вокзале, узнал их и окликнул. В ответ Иванов открыл огонь. Из-за большого скопления народа правоохранитель не счел возможным стрелять по беглецам, им удалось скрыться. Преступники вернулись на Херсонщину. В районе Геническа попытались ночью ворваться в дом к местному бизнесмену, но потерпели фиаско: особняк был укреплен не хуже крепости. Оставалось одно -- окопаться у трассы и выжидать жертву. Остановить машину, убить водителя и попытаться ночью прорваться через милицейские посты к Харькову, к границе -- иного выхода из сложившейся ситуации преступники не видели. Но угнать автомобиль, как ни старались, не смогли. Однажды удача была совсем рядом: неподалеку притормозили «Жигули», из них вышли размяться мужчина и женщина. Но у дружков сдали нервы, они открыли по путникам огонь, раньше времени спугнув их. Те успели сесть в машину и уехать.

К этому времени в районе Геническа прочесывались все посадки, а дороги усиленно патрулировались.

-- Нам позвонил житель сельской глубинки, -- продолжает Анатолий Вячеславович, -- он сообщил: трое подозрительных мужиков ошиваются в окрестных лесопосадках. Мы понимали, что вот-вот возьмем преступников. Но задача состояла в том, чтобы при задержании не пострадали наши люди. Теперь речь шла уже исключительно об особых мерах предосторожности. Близкий конец наверняка чувствовал и Иванов. В один из последних дней он сказал дружкам: «Вот и все, нас взяли в квадрат. Заблокировали». Бывший разведчик прекрасно понимал, чем все закончится. Нервы стали сдавать, за каждым кустом, каждым деревом ему мерещились сыщики. В конце концов Иванов приставил пистолет к виску и выстрелил себе в голову.

Подельники главаря вздохнули с облегчением: затравленный и обозленный, он был опасен и для них. Решив сдаваться, двое дружков вышли к людям. Местные жители тут же позвонили в Генический райотдел милиции. По звонку на место задержания выехала группа захвата. Брали преступников жестко.

-- Помню, из Геническа сообщили, что в операции поставлена точка, -- говорит Анатолий Науменко. -- Я скорее в машину -- и туда. Огромным было желание взглянуть, кто же убил нашего хлопца.

-- Когда на похоронах мужа его руководство поклялось задержать убийц, ни я, ни свекровь со свекром особого значения этим обещаниям не придали, -- вспоминает Наталья Лыкова. -- Думали, сказано для красного словца. Однако не прошло и трех недель, как мы увидели бандитов в наручниках. К тому же главарь застрелился из того же пистолета, из которого убивал -- в этом все-таки есть какая-то высшая справедливость. Кроме того, меня просто удивила активность наших граждан, пытавшихся помочь правоохранительным органам. То ли отношение к милиции стало меняться, то ли люди были поражены наглостью преступников и, опасаясь за свою жизнь, торопились сотрудничать с розыскниками, то ли просто «подработать» хотели: ведь в прессе сообщалось, что правоохранители выделили 20 тысяч гривен на поощрение граждан, которые предоставят информацию, способствующую задержанию убийц.

Так или иначе, многие жители Херсонщины, предоставившие милиции информацию, которая помогла выйти на след преступников и задержать их, получили обещанное вознаграждение. Особо отличившимся правоохранителям тоже вручены денежные премии, они представлены к очередным званиям. Алексей Лыков будет награжден посмертно. А Херсонская областная прокуратура заканчивает расследование преступлений российской банды в провинциальном украинском приморье. Уже сейчас можно говорить, что на ее счету только на Херсонщине около десятка «летних», исключительно сезонных грабежей и разбоев: «гастролеры» облюбовали эти места за их дешевизну, каждое лето объявлялись здесь, чтобы покупаться, позагорать, покутить. А когда деньги заканчивались, «отдыхающим с пистолетами» приходилось подрабатывать привычным для криминалитета способом.

Кстати, у себя на родине троица уже была осуждена за то, что промышляла разбоем на минской трассе. В Херсоне бандитов привлекут к ответственности и за преступления, совершенные на территории России, и за убийство милиционера и грабежи в Украине.