Виктор Анисимов показал кроссовки на шпильке, а Александр Гапчук -- платье без единого шва
Нынешние «Сезоны моды» прошли под российским патронатом. Дорогие нам россияне, а в частности, президент «Дефиле на Неве» Ирина Ашкинадзе, байер московского бутика «Марки» Николай Гирш, главный редактор журнала «Модный magazine» Елена Ильичева наперебой хвалили украинских дизайнеров. Говорили, что Москва и Питер уже не представляют себе жизни без «эксклюзивной, эмоциональной и энергетической одежды Пустовит, Анисимова, Громовой, Ворожбит и Земсковой, Караванской». Причем как бы так получалось, что украинских журналистов и публику просто уговаривали согласиться с талантливостью наших модельеров. Мы соглашались. Потому как всегда это знали. Правда, хвалить тоже нужно в пределах разумного: без критики дизайнеры -- народ творческий -- расслабятся и загордятся. Посему в очередном «разборе полетов» соблюдаем баланс -- указываем и на достижения, и на несовершенства.
Идеями поразили, как всегда, мэтры, гранды и классики. Тех, кого россияне, собственно, и любят. Виктор Анисимов на этот раз отказался от трансформеров, ставших доброй традицией, и пофантазировал на тему фанатов. Фанаты бывают разными: кто футбол любит, кто -- определенную марку бензина. Коллекция получилась очень цельной, центральными цветами стали синий, белый, красный. Именно так выглядел британский флаг на юбке, на замшевых курточках швами наружу и на лице модели. На черных рубашках красовался герб Советского Союза, а на спортивных куртках -- марка горюче-смазочных материалов «Shell» и нашивки федераций футбола разных стран. Хотя Анисимов вот уже 33 года и является фанатом киевского «Динамо», курточки были с номерами и именами Бэкхема и Вильямса. Именно они первые и подверглись фанатическому набегу поклонников творчества и были напрочь разобраны. Ольга Бурая, кстати, купила тренчкот. Обувь от Анисимова, как всегда, претендовала на статус культовой: бежево-красные ботинки, похожие на профессиональные борцовки, и кроссовки на шпильке -- такие себе туфли, украшенные тремя знаменитыми полосками.
Лилия Пустовит представила освобожденную женщину Востока. Вариация на тему исламистки-милитаристки: паранджа-горловина, шаровары, военные ранцы и планшеты, белые рубашки с капюшоном, по-бедуински зафиксированные на голове платком, шифоновые блузы и тяжелые ботинки от известной марки «Доктор Мартинс», металлические пояса и шелковые платья-туники. Словом, белое солнце пустыни: только наоборот. В роли заложников -- мужчины с завязанными глазами. И все, как на подбор, клиенты Пустовит. На подиум уверенно выходили, пробираясь наугад к свету софитов и фотографам и рискуя при этом свалиться с подиума, Фагот из группы «Танок на майдане Конго», футболист Александр Шовковский и Сашко Положинский, известный как певец Тартак. Все удачно дошли до конца подиума и обратно. И феминистическую мысль до зала донесли: мол, пока мужики, как слепые кутята, бродят по жизни, женщины, уверенно ведут свою священную войну. В красных брюках со внутренними лампасами. Вот так-то.
Александр Гапчук своих моделей-парней состарил -- они вышли на подиум преждевременно поседевшими, -- зато одел в безупречно сидящие щегольские костюмы. Гапчук вообще достойно выступил с презентацией собственного бренда: во-первых, элегантно, не выходя за пределы серо-голубой холодной гаммы. Во-вторых, Гапчук не побоялся одеть мужчин в вечерние мерцающие двойки -- топ и кофту -- и шелковые рубашки с шифоновыми полосками. А сверху дополнил их мужественными пальто-регланами. Гапчук ратует за мягкий гламур в мужской одежде. За изумрудные лайковые пиджаки, за серое в елочку пальто (кстати, купленное Юрием Рыбчинским). При этом женщин тоже балует -- пальто-регланом с асимметричным меховым воротником, изумрудными буклированными объемными свитерами. И конечно, загадочным финальным платьем антрацитового цвета, сплетенным из множества полосок и выполненным без единого шва. Выяснилось, что скроено оно было по косой и ушло на него около 13 метров полупрозрачной металлизированной шерсти, мастерицы плели его вручную, поминая Гапчука «незлим тихим словом». Благодаря своей секретной конструкции оно облегает фигуру и при этом не расходится.
Александр Моняк, в отличие от сдержанного Гапчука, с головой ушел в цвет. Невзирая на предрасположенность осенне-зимних коллекций к приглушенным тонам. Хотя без цвета Моняк -- не Моняк. Александр почувствовал себя живописцем и вспомнил импрессионистов и ар нуво. Поэтому его велюровые пиджаки очень напоминали солнечные пейзажи Клода Моне, а свитера -- мозаичный фон картин Густава Климта. Цвет заставлял забыть о холодах. А именно: жакеты из розовых шелков, напоминающие детский сладко пахнущий «бабл-гам», плюшевые рубашки с роскошью восточного декора, мохеровые персиковые кофты. Даже черный кардиган Саша норовил оформить цветастым узорчатым купоном. Словом, Лакруа и Унгаро извелись бы от зависти, глядя на всплески розового и хаки, желтого и красного в коллекции Моняка. Кстати, кто присматривался к коллекции, так это певица Галлина, которая по сложившейся традиции тут же заказала себе платьице.
Помимо «цветных» коллекций было пять или шесть «черных», самыми симпатичными оказались готические фантазии Ольги Громовой и панковские -- Айны Гассе. Ольга Громова эффектно открыла «Сезоны моды» черными венецианскими плащами, бархатными брюками, сидящими на бедрах, кожаными корсетами, готическими платьями с капюшоном. Оля настаивала на трансформированной готике с древнерусским уклоном: в ход шли и шапки Мономаха, и боярские нагрудники. Но, несмотря на национальный колорит, коллекция отсылала зрителя к последнему творению скандалиста Александра МакКуина. Однако в деталях модельеры удачно разошлись: Оля всегда восхищалась древнерусской традицией шитья и прибегла к помощи мирской лаборатории по вышивке Фроловского женского монастыря. Посему и трудоемкая вышивка канителью (серебряной и золотой проволокой), и мережка по шифону были выполнены честь честью, согласно традиции. А Айна представила стеганые юбки и платья на меховой основе, чтобы не замерзнуть зимой, с обилием кожаных ремешков и заклепок, а также юбки-каркасы из кожаных полосок.
Было много дебютов, и все их хочется назвать удачными, правда, с некоторыми оговорками. Оксана Тимонина представила симпатичную серо-розовую коллекцию с вязаными мохеровыми кофтами и игривым рукавом-фонариком, серые жакеты с вельветовыми вставками. А новые дизайнеры Дома быта «Столичный» Олеся Ютина и Светлана Бережная представили вариацию на тему татаро-монгольского ига, а именно: шапки кочевников, меховые рукава, платки с бахромой, кожаные банданы, грубошерстные свитера.
Стартовала на этих «Сезонах» дизайнер Диана Дорожкина, специализирующаяся на коже и корсетах. Лично я корсеты как жанр, к примеру, не люблю. И очень рада, что почти сто лет назад Поль Пуаре упразднил эти вредоносные конструкции, сдавливавшие внутренние органы. А вот Дорожкина упорно хочет корсеты реанимировать. Причем в каком-то мезозойском варианте: дело в том, что в ее коллекции юбки к корсетам были исторически не оправданны. То есть никаких кринолинов, а только безвольно висящие шкурки с рваным краем, органично дополнившие бы образ модницы-питекантропицы. Впрочем, подобное соединение придавало цитатам из истории костюма некую остроту. Как, впрочем, и цвет, который в этой коллекции призван был бросаться в глаза. Понятно, что сочетание ультра-лимонного и аквамаринового весьма патриотично, но совсем не обязательно для украинского модельера. Однако радует, что Дорожкина борется за фигуру: похвально желание Дианы компактно упаковать в корсеты всех женщин, не желающих заниматься своим избыточным весом в спортзалах или с помощью диет. Не к слову будь сказано, но вот Руслана Писанка стала ходячей рекламой корсета из кожи крокодила, сконструированного Дианой Дорожкиной: стройнил он известную телеведущую до неузнаваемости. Думается, корсеты от Дорожкиной займут свою нишу на украинском рынке: наши женщины любят две несовместимые вещи -- есть пампушки с варениками и при этом сохранять изящество. Выход один: поесть и туго упаковаться.
Гринписовцев пора вызывать на показы Роксоланы Богуцкой. Помню ее давний девиз относительно драгоценного зверька шиншиллы: «годуєш, як кроля, продаєш, як соболя». И сейчас львовский модельер стоит на тех же кровожадных позициях и, ко всему прочему, не балует гармоничными цветовыми комбинациями. К примеру, хочется стать дальтоником, когда видишь у черной кожаной куртки аквамариновый мех. А как неэкономно использование кожи! Длиннющая юбка вся перфорирована, а через дыры видны женские ноги. На работу, как ни крути, не сунешься. Да и не греет она в холода. Нет чтобы сделать мини: и ноги видны, и два метра кожи не испорчены. А вот люди известные коллекцию одобрили аплодисментами: и Екатерина Ющенко, и певица Оксана Билозир. И певица Руслана Лыжичко, которая с песней показалась на подиуме в корсете и кожаных брюках.
Еще один дебютант -- Ваня Рень. Посмотреть на творения коллеги пришла и Ирина Билык, как всегда, красиво одетая: черный топ, красная юбка, черные колготки с узорами, красные сапоги. Без комментариев. Пришли эпатажные мужчины -- художник Илья Чичкан в рогатой шапке и шевченковед Олесь Бузина, как всегда, со сверкающим черепом (без шапки). Пришел смотреть моды Андрей Данилко, может, решил, чего прикупить для Сердючки, тем более что у Реня для нее было много чего. Ваня усиленно цитировал 80-е: запомнились грубоватые золоченые сапоги, золотые пояса, свитера из плетеного меха с гротескным рукавом-буфф.
Кстати, Билык снова представила вечерние платья в рамках дефиле торговой марки «Видиван». Певица надеется, что в скором времени все украинки поголовно будут носить белые пальто, расшитые жемчугами и стразами, и наряды из чешуи пайеток за тысячу долларов от Ирины Билык. С точки зрения прессы, единственный титул, который пока что Билык прочно удерживает, -- звание самого голосистого участника «Сезонов моды».
Остается добавить, что держаться на ногах журналистам и всем профессионалам от моды помогал кофе «Nescafe Gold». В вестибюле можно было снимать бесплатную рекламу: звездные гости с чашечкой ароматного кофе. Он же помогал и организаторам, потому как торговая марка «Nescafe Gold» уже несколько лет подряд является главным спонсором «Сезонов моды» и заслужила славу самого модного напитка Украины.
Финальным аккордом стал показ промышленной коллекции Дома моды «Рито». Мужские свитера с геометрическим рисунком по достоинству оценили известные гости -- рок-музыкант Тарас Чубай и писатель Андрей Курков. А на подиуме тоже мелькали звездные лица: помимо моделей коллекцию демонстрировали телеведущие Алексей Дивеев-- Церковный и Светлана Леонтьева. К зиме весьма актуальны будут вязаные манишки из буклированной шерсти, бежевые длинные кофты на поясе с квадратными карманами, а по этническим причинам мужские брюки рекомендуется заправлять в цветные гетры -- и никакой зимний ветер не страшен.
Заключительная вечеринка в «Мода-баре» сняла напряжение. Наташа Могилевская пела на стеклянном подвесном подиуме, а все смотрели на нее снизу вверх, при этом пили чинзано и танцевали. Судя по тому, что утром все говорили друг другу «ну я вчера дал!», дали абсолютно все. Главное, что дали дизайнеры. И ого-го как! Так, что хочется, как на футболе скандировать: «Мо-ло-дцы!»