В эти дни 60 лет назад на Волге разгорелось сражение, от исхода которого во многом зависела дальнейшая судьба Советского Союза
Пьеса «Фронт» была опубликована в газете «Правда» в конце августа 1942 года, а вслед за этим шла во многих московских и фронтовых театрах. Даже Гитлер велел показать ему эту пьесу в немецком переводе, потому что понял: не зря «большевики» уделяют ей такое значение в период почти непрерывных поражений. Отстояв Москву, Красная Армия оставила Белоруссию и Украину, продолжала отступать на Кавказе и на Дону, дивизии генерала Паулюса вышли к Волге и окружили Сталинград, и вдруг у «русских» -- массовый просмотр пьесы
В трагическом 1942 году, как и в 1941-м, Сталин в растерянности менял командующих фронтами, пытаясь остановить отступление Красной Армии. Порой командующих меняли по нескольку раз, но это помогало мало. Ведь в период с 1930 по 1941 год были уничтожены более 50 тысяч красных командиров, среди которых генералы и полковники царской армии, имевшие опыт Первой мировой войны и хорошо изучившие в то время стратегию и тактику немцев. Сталин фактически обезглавил свою армию, оставив вместо талантливых, хорошо образованных полководцев своих любимцев -- партизан-конноармейцев времен гражданской войны типа Ворошилова, Буденного, Тимошенко Маршал Буденный провалил оборону на Юго-Западном фронте, маршал Тимошенко -- на Западном, маршал Ворошилов -- на Северо-Западном фронтах. Поняв свою ошибку, вождь отстранил их от командования и отозвал в Москву, назначив членами Комитета обороны СССР. Однако такие перестановки нужно было как-то объяснить Красной Армии, которая истекала кровью в боях.
По маршалу Ворошилову, например, «прошлись» в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 1 апреля 1942 года: «Признать, что товарищ Ворошилов не оправдал себя на порученном участке фронта. Направить товарища Ворошилова на тыловую военную работу». А драматургу Александру Корнейчуку было поручено написать пьесу, в которой следовало пояснить, почему вместо бывалых маршалов командирами фронтов назначают молодых генералов: Жукова, Рокоссовского, Черняховского, Гордова И Корнейчук написал такую пьесу под названием «Фронт».
Напомним вкратце содержание пьесы. Командующий фронтом, бывший конноармеец Горлов, предпочитал «заваливать» врага трупами своих солдат -- мол, война все потери спишет. А командующий армией молодой генерал Огнев отстаивал современную тактику и стратегию войны: воевать нужно не числом, а умением. Однажды, нарушив приказ Горлова, Огнев силами своей армии и с минимальными потерями захватил станцию Колокол, однако за неподчинение командующему фронтом был отдан под трибунал. Но справедливость восторжествовала: командиры войсковых частей и представители командования фронтом поддержали Огнева. Ставка Верховного Главнокомандующего назначила его командующим фронтом, а Горлова отозвали в Москву.
Работая над пьесой, Корнейчук (в произведении он представил себя корреспондентом центральной газеты) несколько раз встречался со Сталиным. Тот, страдая бессонницей, назначал встречи ночью. Однажды вождь предложил убрать сцену суда над Огневым. «Дураки поймут, что таких инициативных, как генерал Огнев, нужно расстреливать», -- сказал он.
У Сталина были основания сделать такой вывод. По его же заданию трибунал, которым руководил начальник Политуправления Красной Армии военный комиссар Мехлис, незадолго до этой встречи приговорил к расстрелу командующего Западным фронтом генерала армии Павлова и его начальника штаба генерал-майора Климовского, начальника связи фронта генерал-майора Григорьева, командующего 4-й армией генерал-майора Коробкова и многих других военачальников. Всех их казнили за чужую вину -- за последствия бездарного командования Красной Армией сталинскими любимцами, -- и после смерти вождя реабилитировали
Когда пьеса была утверждена Сталиным, ее опубликовали в газете «Правда», поставили на сценах московских и фронтовых театров. По ней сняли фильм, который демонстрировался в частях Красной Армии. Естественно, немецкая разведка заинтересовалась, почему этой пьесе уделяется такое значение. О ней доложили Гитлеру.
Прилетев в 1942 году в свою ставку под Винницей, фюрер велел показать ему пьесу. Для этого в Киеве собрали всех артистов, хоть как-то владевших немецким языком. Пьесу поставили на сцене Винницкого областного театра в присутствии Гитлера и его военачальников, командовавших войсками на Восточном фронте. И фюрер понял: поражения заставили Сталина сменить высшее командование.
Корнейчук «списал» образ талантливого генерала Огнева с молодого командарма Гордова, которого назначили командующим Сталинградским фронтом перед началом решающей битвы на Волге. Гордов стал прототипом военачальника -- героя войны, но в этом была его беда
Рассчитывая остановить наступление вермахта с помощью молодых генералов, Сталин все равно не доверял им. Над Рокоссовским постоянно будет висеть угроза повторного ареста. На Черняховского вождь «натравит» Жукова, и тот станет третировать командующего 3-м Белорусским фронтом до самой его смерти А Гордова после победы под Сталинградом отстранили от командования фронтом (да это и понятно, ведь в Комитете обороны сидели те, против чьих методов он выступал), и он пройдет всю войну -- до Берлина -- командующим армией. С ним, Героем Советского Союза, окончательно разделаются после Великой Отечественной.
Из архива КГБ: «Совершенно секретно. Совету Министров СССР, товарищу Сталину И. В. 3 января 1947 года. Подаю справку о зафиксированном оперативной техникой 31 декабря 1946 года разговоре Гордова с его женой и справку о разговоре Гордова с Рыбальченко, которая состоялась 28 декабря. Из этих материалов видно, что Гордов и Рыбальченко -- настоящие враги народа и Советской власти. Считаю необходимым еще раз просить Вашего разрешения на арест Гордова и Рыбальченко. Начальник СМЕРШ Абакумов».
В то время Гордов являлся командующим Приволжским военным округом, а генерал-майор Рыбальченко -- начальником штаба округа. О чем же был разговор, записанный на пленку? О жестокости Сталина, о страшной бедности и бесправии советских людей, о том, что завоеванная победа не принесла им облегчения
На донесении сохранилась резолюция, написанная рукой Абакумова: «Товарищ Сталин принял решение пока не арестовывать Рыбальченко». О Гордове в Советской военной энциклопедии записано: умер в 1951 году. Однако мне удалось установить: его отправили в отставку якобы за то, что он с Рыбальченко и Жуковым выступил против института политработников в Советской Армии. В 1947-м Гордова арестовали вместе с женой, заместителем генералом Куликом и начальником штаба Рыбальченко, и всех четверых, обвинив в измене Родине, расстреляли 24 августа 1950 года.