Події

Настоящий шок у жителей столицы вызвали объявления, предупреждающие о том, что тепло не дадут в те дома, где живут должники

0:00 — 23 жовтня 2002 eye 234

Это «психологическое давление» на злостных неплательщиков не имеет под собой юридических оснований, пока в жилищное законодательство не внесут элементарную поправку: не заплатишь -- не получишь

Когда в середине сентября сильно похолодало, все киевляне стали с нетерпением ждать начала отопительного сезона. К сожалению, установленное еще в советские времена правило начинать обогревать квартиры не тогда, когда в них становится холодно и жильцы начинают болеть, а когда среднесуточная температура опустится до +8 градусов, очень строго соблюдается и ныне. Хорошо прочувствовав за месяц свою зависимость от «Киевэнерго», жители столицы очень радовались бодрым сообщениям прессы о том, что эта организация к сезону готова, и дружно ругали нерадивые жэки, которые плохо подготовили жилье к холодам и теперь лихорадочно исправляют свои недочеты.

Шок у горожан вызвали расклеенные в парадных объявления о том, что обогревать квартиры не будут до тех пор, пока некоторые жильцы-должники не расплатятся за коммунальные услуги.

«Почему я должен отвечать за своего соседа, который не платит за коммунальные слуги?»

Безусловно, столице грех жаловаться: она не знает веерных отключений электроэнергии, в квартирах горячая вода есть всегда, а не подается один раз в месяц, люди не мерзнут в неотапливаемых помещениях до декабря, энергетики всегда заготавливают достаточно топлива на зиму, а мэр Киева неусыпно следит за ситуацией в этой сфере.

-- Тем не менее недостатков еще предостаточно, -- говорит народный депутат Украины Владимир Бондаренко, избранный от Святошинского округа. -- Виной тому отсутствие прямой ответственности поставщиков услуг перед каждым конкретным потребителем-жильцом. Между ними всегда стоит жэк, который якобы помогает этим двум сторонам получить желаемые блага на качественном уровне: одним -- тепло и воду, другим -- оплату за них в объеме, требуемом поставщиком.

Сегодня практически во всех домах города существует дисбаланс: в одних квартирах очень жарко, в других батареи еле теплые. Есть целые микрорайоны (например, Беличи), где даже в морозную погоду в квартирах открыты все форточки -- так хорошо топят. А вот на Борщаговке, где я живу, температура в квартирах почти такая же, как на улице.

О чем это говорит? Энергетики сжигают свои нормативные запасы топлива, но тепло распределяется неравномерно. Между тем тариф на оплату коммунальных услуг для «холодных» квартир и хорошо отапливаемых одинаков. Чтобы платить за недополученное тепло меньше, жильцы вынуждены проходить немыслимое количество комиссий и инстанций. Потому как общий счетчик, установленный для всего дома, не может показать фактический расход тепла в отдельно взятой квартире. А без такого персонального учета у горожан нет особого стимула аккуратно вносить весьма солидные суммы за услуги.

Все эти жэковские объявления, появившиеся в начале отопительного сезона, суть которых «не включим тепло, пока жильцы не рассчитаются с долгами», -- это навязанная нам коммунальщиками коллективная система ответственности! Как я могу отвечать за своего соседа, который не платит, и почему я буду за это наказан?

В тарифах на оплату тепла, горячей воды, коммунальные услуги заложена ведь и оплата на ремонт внутридомовых систем, и на капитальный ремонт, и на развитие предприятия-монополиста. Фактически же за все это платит собственник квартиры. Но тот, кто платит, сейчас находится в стороне от тесных отношений между жэками и «Киевэнерго». А жэк никогда не станет отстаивать интересы каждого жильца перед поставщиком услуг.

«В скором времени мы обсудим проблему «прозрачности» и правомерности тарифов»

-- По указанию правительства мы завершили проверку обоснованности повышения тарифов на поставку тепловой энергии в Киеве, -- говорит руководитель Киевского отделения Антимонопольного комитета Украины Николай Лисицкий. -- В адрес мэра города направлено соответствующее представление. Думаю, в ноябре будет уже обсуждаться проблема «прозрачности» тарифов и их правомерности.

Но есть около десяти вопросов, которые Антимонопольный комитет предлагает решить не на уровне города, а на уровне государства. Один из них: необходимо разработать положение о персонифицированном отключении неплательщиков коммунальных услуг (если не всегда получается «отрезать» отопление в отдельной квартире, то перекрыть горячую воду -- вполне возможно).

Сейчас мы рассматриваем довольно много заявлений от граждан, чьи дома не подключены к теплу из-за долгов отдельных жильцов. Не один год пройдет, пока будет налажена поквартирная система учета поставляемой тепловой энергии. Ведь в Киеве множество зданий вообще не имеют даже домового счетчика тепла. Когда энергетики присылают людям квитанции на оплату, к ним никогда не прилагаются расчеты, согласно которым начислена именно эта сумма.

Я еще не сталкивался с тем, чтобы УЖХ и жэк спросили у энергетиков: откуда берутся такие суммы? Этот вопрос интересен лишь тем, кто должен платить. А энергетикам такое положение дел весьма на руку. Простой пример: два абсолютно одинаковых жилых дома в Киеве, но в одном удалось установить приборы учета, и по их показаниям платить за тепло. Разница между этими двумя домами оказалась существенной: дом со счетчиком заплатил в 2,5 раза меньшую сумму, чем не оборудованный приборами. А почему так получилось, какие нормы были заложены в их расчеты, энергетики не хотят мне объяснить уже два года.

Есть распоряжение Киевской горгосадминистрации об установке во всех домах приборов учета, но оно выполняется с большим «скрипом». Ситуация та же, что и два-три года назад была с квартирными счетчиками воды. Тогда наш комитет был завален жалобами жильцов на противодействие коммунальщиков. Эту практику удалось поломать.

В нынешнем году энергетики вернули населению около 20 миллионов гривен после перерасчетов недопоставленных ими услуг. Возвращали деньги через жэки, временно снижая в некоторые месяцы оплату за отопление. Это уже позитивный момент. Чтобы связь потребителей и поставщиков тепловой энергии, горячей и холодной воды была прямой, открытой и эффективной, необходимо не только «тотально» оснастить наши жилища приборами учета, но и разработать на уровне государства правовые положения, нормы, типовые договора, регламентирующие во всех деталях действия не только поставщика и потребителя, но и обслуживающих жилфонд организаций.