В прошлую субботу в Закарпатье состоялись похороны пятерых «заробитчан», сбитых таксистом в Будапеште
В начале прошлой недели «ФАКТЫ» коротко сообщали о страшной аварии в Будапеште, в результате которой погибли пятеро граждан Украины. Все они оказались закарпатцами, возвращавшимися с заработков домой. В пятницу, после соблюдения всех формальностей, тела погибших доставили в Закарпатье, а на следующий день родные и близкие проводили их в последний путь.
Двое из погибших в Будапеште проживали в селе Бене Береговского района. 50-летний Янош Бенич умер на месте аварии, а 30-летний Аттила Нодь до сих пор находится в больнице в критическом состоянии. Трагедия в столице Венгрии стала еще одним звеном в длинной цепочке несчастных и криминальных случаев, которые время от времени происходят с украинцами, ищущими заработка за границей.
Бене -- из тех населенных пунктов Закарпатья, которые называют венгроязычными. Почти все его жители -- этнические венгры, чьи предки основали село еще восемь веков назад. У постороннего человека, впервые оказавшегося в Бене, создается впечатление, что он попал за границу. Вывески на торговых точках здесь написаны на венгерском языке, в бытовых расчетах наравне с гривней ходит форинт, а если о чем-нибудь спросить у местных жителей, они могут и не ответить, поскольку просто не поймут вопроса. Многие селянские семьи не владеют ни украинским, ни русским языками, и это, в общем-то, не странно, поскольку большая часть жизни бенянцев ориентирована на соседнюю Венгрию, до границы с которой всего семь километров. Здесь смотрят венгерское телевидение, стараются отдать детей после школы на обучение в Будапешт и даже пользуются венгерской мобильной связью, которая намного дешевле украинской. Люди в Бене привыкли жить одной большой общиной и вместе разделять и радости, и горе.
Когда я приехал в село, на центральной улице было много людей в траурной одежде -- только что закончились похороны Яноша Бенича, погибшего вместе с еще четырьмя закарпатцами в будапештском ДТП.
-- В селе всего 1400 жителей, -- говорит на ломаном русском языке председатель сельсовета Андраш Сухан. -- А работу имеют лишь процентов двадцать. Раньше люди были заняты на предприятиях райцентра, но в последнее время почти все они закрылись. Многие селяне занимаются натуральным хозяйством -- выращивают помидоры, персики, абрикосы, которые приезжают покупать десятки камионов из соседних и отдаленных областей. А некоторые ездят на заработки за границу.
Понятно, что в отличие от жителей других украинских сел, бенянцы зарабатывают не в Чехии, Словакии или России, а исключительно в Венгрии. Местные селяне даже имеют право упрощенного перехода украинско-венгерской границы, для которого не требуется заграничный паспорт, хотя правом этим почти не пользуются: такой переход позволяет находиться на территории Венгрии максимум семь дней. Большинство местных жителей оформляют заграничные паспорта и отправляются за рубеж как минимум на месяц. Все делается вполне официально -- незаконной рабочей силы Венгрия не признает, полиция регулярно отлавливает нелегалов и депортирует домой без права въезда в страну как минимум на два года.
О злополучной аварии большинство бенянцев узнали из сообщения по венгерскому телевидению -- один из будапештских каналов показал разбитый «Мерседес» и изувеченные тела. Известие о том, что двое из пострадавших -- жители села, стало для всех настоящим потрясением.
-- Янош ездил на заработки в Венгрию на протяжении последних трех лет, -- рассказывает Елизавета Могочик, проживавшая с погибшим в гражданском браке. -- А на это место работы отправился около двух месяцев назад, когда получил статус заграничного венгра (документ, дающий представителям диаспоры различные льготы на территории Венгрии, в том числе и по трудоустройству. -- Авт. ) Вместе с другими закарпатцами он работал строителем в Будапеште. Там же, недалеко от стройки, снимал квартиру. Домой Янош приезжал раз в месяц, а последний раз был несколько дней в середине сентября. Говорил, что еще немного поработает в Будапеште, а затем вернется и останется дольше, чтобы завершить пристройку нашего дома. Не довелось А ведь всего этого могло и не произойти -- Янош с товарищами должен был вернуться домой на два дня раньше. Но в последний момент хозяин попросил выполнить какую-то незапланированную работу. Они сделали все в четверг-пятницу, а в субботу утром собрались на остановке, чтобы вместе поехать на вокзал и вернуться домой. При них были документы, заработанные за месяц деньги, купленные родным подарки. И тут этот злополучный «Мерседес»
-- Я узнала об аварии в субботу после обеда от своей односельчанки, которой позвонил знакомый из Будапешта, -- продолжает Елизавета. -- А потом включила телевизор и увидела все своими глазами. В венгерских новостях сообщили, что водитель такси был выпившим, не справился с управлением и на большой скорости врезался в группу людей. Четверо, в том числе и Янош, погибли на месте, еще один -- через несколько часов в больнице. В субботу вечером со мной связался старший бригады, где работал Янош, и сказал, что сам привезет тело в Закарпатье, нужно только подождать несколько дней, чтобы оформить документы. Поэтому я осталась дома, да и заграничного паспорта у меня нет. Мужа привезли в пятницу вечером. Вместе с гробом доставили и личные вещи, а нам дали подписать какую-то бумагу. Я не обратила внимания на эти формальности -- было не до них. И лишь потом увидела записку -- в бумажнике Яноша, оказывается, должны были находиться заработанные им 200 долларов и 59 тысяч форинтов (около 220 долларов). Долларов не было вообще, а форинтов оказалось намного меньше. Пыталась выяснить, куда они делись, но безуспешно. Даже не представляю, у кого могла подняться рука, чтобы взять эти деньги! В понедельник пойду в милицию, может, там помогут.
Еще одна жительница Бене, муж которой в тяжелом состоянии находится в больнице, на следующий день после аварии уже была в Будапеште. Я подошел к женщине сразу после похорон Яноша Бенича, но она согласилась сказать лишь несколько слов.
-- Сюжет об аварии я увидела по венгерскому телевидению, -- говорит Мария Нодь, обнимая за плечи двух сыновей -- восьми и одиннадцати лет. -- В новостях сказали, что шесть из семерых пострадавших -- закарпатцы, и назвали фамилии. В их числе оказался и мой муж. На следующий день по упрощенному варианту я поехала в Будапешт, всю дорогу думая об одном: лишь бы все закончилось хорошо! После аварии мужа поместили в Будапештский институт травматологии и скорой помощи. Я видела его, но поговорить не смогла -- с момента ДТП Аттила находится в коме. Врачи сказали, что эта неделя для него будет решающей: если выдержит -- останется живым. Мне кажется, что венгерские врачи делают все возможное, чтобы спасти его. Расходы на лечение взяла на себя фирма, в которой работал Аттила. Я возвратилась домой, чтобы оформить заграничный паспорт, а затем снова поеду в Венгрию. Все, что мне теперь остается, -- молиться, чтобы муж остался в живых.
В прошлую пятницу в Закарпатье из Будапешта доставили еще четыре гроба. Четверо из погибших в ДТП были жителями Тячевского района в возрасте от 33 до 47 лет. Поскольку все они работали в Будапеште официально, родные вправе рассчитывать на материальную компенсацию за потерю кормильцев. Однако когда это произойдет, и произойдет ли вообще, точно сказать не берется никто. Венгерское телевидение несколько дней в деталях описывало будапештское ДТП, ведь подобных случаев, когда погибали столько людей и все они оказались иностранцами, в этой стране не было много лет. Как сообщалось в новостях, виновник аварии, 28-летний водитель такси, получил незначительные телесные повреждения и сейчас находится под охраной в больнице. Против него возбуждено уголовное дело. В прокуратуру поступило представление о предварительном заключении под стражу водителя. Следствие по делу продолжается.
P. S. «ФАКТЫ» уже неоднократно рассказывали о злоключениях украинских «заробитчан» за границей. По неофициальным данным (официальной статистики просто нет), только из Закарпатской области на заработки каждый год выезжает около 300 тысяч человек. И каждый год несколько десятков из них возвращаются домой в гробах. Особенно часто беда приходит в горные районы, традиционно поставляющие дешевую рабочую силу за рубеж. Но, несмотря на социальную незащищенность, унижения, несчастные случаи и рэкет, в ближайшее время импорт украинской рабочей силы за рубеж вряд ли уменьшится. На вопрос к нескольким жителям Бене, будут ли они и после будапештской аварии так же регулярно ездить на заработки за границу, селяне ответили: «А куда деваться? Жить же как-то нужно».